Мудрый Экономист

Налог на прибыль: последние разъяснения налоговиков

"Расчет", N 8, 2003

Налог на прибыль по-прежнему вызывает у бухгалтеров наибольшее количество вопросов. Недавно на некоторые из них ответило московское УМНС в своем Письме от 13 марта 2003 г. N 26-08/13973.

Стоимость товарно-материальных ценностей

При приобретении товарно-материальных ценностей у фирм возникает много дополнительных расходов. Это могут быть затраты на доставку, сертификацию и лицензирование, оплату услуг таможенных терминалов при импорте товаров и т.д.

Конечная стоимость ТМЦ, включаемых в материальные расходы фирмы, определяется с учетом стоимости всех расходов, непосредственно связанных с приобретением этих ценностей.

Примечание. Как определить стоимость ТМЦ, написано в п.2 ст.254 Налогового кодекса РФ.

При этом, если фирма приобретает сразу несколько видов товарно-материальных ценностей, сумма затрат на их покупку должна быть пропорционально распределена между материальными ценностями для формирования их конечной стоимости. Причем критерий, пропорционально которому будет распределяться стоимость дополнительных услуг, фирма может выбрать сама. Например, распределение можно производить пропорционально стоимости приобретаемых ТМЦ.

Пример. ООО "Пассив" занимается торговлей. Фирма купила следующие товары:

Таким образом, общая стоимость товаров (без учета дополнительных расходов) составила:

25 000 руб. + 15 000 руб. + 10 000 руб. = 50 000 руб.

Кроме того, "Пассив" заплатил за доставку 1000 руб. (без учета НДС). Конечную стоимость приобретенных товаров бухгалтер фирмы посчитал так:

25 000 руб. + 25 000 руб. : 50 000 руб. x 1000 руб. = 25 500 руб. (книги);

15 000 руб. + 15 000 руб. : 50 000 руб. x 1000 руб. = 15 300 руб. (календари);

10 000 руб. + 10 000 руб. : 50 000 руб. x 1000 руб. = 10 200 руб. (канцтовары).

Расходы на покупку компьютерных программ

Как списывать затраты, связанные с покупкой компьютерных программ, зависит от условий договора. Если в нем установлен срок полезного использования программы, то расходы на ее приобретение подлежат списанию в течение этого срока.

А как быть, если срок полезного использования программы договором не установлен? Как указали московские налоговики, в этом случае расходы на покупку программы списываются на затраты в момент их возникновения.

Пример. 15 августа 2003 г. ЗАО "Актив" приобрело бухгалтерскую компьютерную программу. Стоимость программы составила 18 000 руб. (без учета НДС).

В договоре на покупку программы срок ее полезного использования указан не был. Поэтому бухгалтер "Актива" может полностью включить расходы на приобретение программы в размере 18 000 руб. в затраты при расчете налога на прибыль.

Расходы на улучшение арендованного имущества

Нередко фирмы, арендующие имущество, улучшают его потребительские свойства. При этом все улучшения можно разделить на отделимые и неотделимые.

К отделимым относятся улучшения, которые можно использовать отдельно от арендованного имущества. Такие улучшения фирма-арендатор может включить в состав своих основных средств и начислять по ним амортизацию.

Примечание. Нормы амортизации есть в Постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1.

Если же улучшения носят неотделимый характер (например, ремонт помещений), такие затраты можно отнести на расходы только в случае их возмещения арендодателем.

Оплата проезда работника

Примечание. Затраты на оплату проезда работника относятся к прочим расходам (пп.49 п.1 ст.264 НК РФ).

Работа сотрудников фирмы может носить разъездной характер (например, у курьеров, кассиров и т.д.). Если таких работников фирма не может обеспечить машиной, им приходится пользоваться общественным транспортом.

В этом случае фирма может компенсировать своим работникам стоимость проезда. Причем такая компенсация учитывается при расчете налога на прибыль. Об этом сказано в письме московского УМНС.

При этом характер работ должен быть подтвержден должностной инструкцией. Если ее нет, руководитель фирмы имеет право утвердить компенсацию на проезд своим приказом. Составляется он в произвольной форме. Например, приказ может выглядеть так:

-----------------------------------------------------------------¬
¦ ООО "Пассив"¦
¦ ¦
¦ Приказ ¦
¦ об оплате проезда ¦
¦ ¦
¦от 30 июня 2003 г. N 12/к¦
¦ ¦
¦ Приказываю: ¦
¦ В связи с разъездным характером работы установить с 1 июля¦
¦2003 г. ежемесячную компенсацию на проезд следующим сотрудникам¦
¦организации: ¦
¦ - главному бухгалтеру Потаповой А.Ю. - в размере 200 руб.; ¦
¦ - кассиру Пестряковой Л.В. - в размере 250 руб.; ¦
¦ - курьеру Соловьеву Д.С. - в размере 400 руб. ¦
¦ ¦
¦Генеральный директор ООО "Пассив" /Павлов Д.Г./ ¦
L-----------------------------------------------------------------

Расходы на ликвидацию основных средств

Если фирма ликвидирует основное средство до окончания срока его полезного использования, возникает вопрос: что делать с недоначисленной амортизацией? Можно ли ее учесть при расчете налога на прибыль?

Да, можно. Как объяснили московские налоговики, в этом случае все расходы, связанные с ликвидацией основных средств (включая сумму недоначисленной амортизации), единовременно включаются в состав внереализационных расходов фирмы.

Также списываются и затраты по ликвидации объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен. Например, расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества и т.д.

Пример. ЗАО "Актив" в июле 2003 г. списало печатный станок. Начальная стоимость станка составляет 30 000 руб. (без учета НДС), а начисленная по нему амортизация - 24 000 руб.

Затраты по ликвидации станка составили:

Таким образом, расходы, связанные со списанием станка, составили:

30 000 руб. - 24 000 руб. + 2000 руб. + 1000 руб. = 9000 руб.

Эту сумму бухгалтер "Актива" учтет при расчете налога на прибыль в составе внереализационных расходов.

Как списать долг

Если у фирмы есть задолженность, которую нереально взыскать с покупателя, ее можно списать. Как это выгоднее сделать, читайте в майском номере "Расчета" на с. 112.

К долгам, нереальным для взыскания, относятся долги, по которым:

Примечание. Что относится к безнадежным долгам, написано в п.2 ст.266 Налогового кодекса РФ.

Однако в последнем случае следует иметь в виду следующее. В течение шести месяцев со дня получения акта от судебных приставов и возврата исполнительного документа фирма может вернуть его обратно для повторного предъявления должникам.

Поэтому, пока фирма может производить такие действия, долг не может быть признан нереальным для взыскания. Следовательно, фирма не сможет списать суммы такой дебиторской задолженности на убытки.

Норматив на рекламные цели

Примечание. Порядок учета расходов на рекламу определен в п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ.

Все затраты фирмы на рекламу делятся на те, которые можно полностью учесть при расчете налога на прибыль, и те, которые учитываются частично. К первым относятся:

Все остальные затраты на рекламу учитываются в размере, не превышающем 1 процента от выручки предприятия. Как пояснили московские налоговики, для расчета норматива берется показатель выручки без учета НДС, налога с продаж и акцизов.

Пример. Выручка ООО "Пассив" за первое полугодие 2003 г. составила 1 000 000 руб. (без учета НДС, налога с продаж и акцизов). За этот период расходы фирмы на рекламу составили 100 000 руб. (без учета НДС), в том числе:

Первые два вида рекламы уменьшат налог на прибыль полностью, а вот затраты на приобретение призов нужно нормировать. Норму списания рекламных расходов бухгалтер "Пассива" посчитал так:

1 000 000 руб. x 1% = 10 000 руб.

Именно эту сумму можно учесть при расчете налога на прибыль. Оставшаяся часть расходов на покупку призов в сумме 10 000 руб. (20 000 - 10 000) налог на прибыль за 6 месяцев 2003 г. не уменьшит.

Е.Лебедева

Эксперт "Расчета"