Мудрый Экономист

Расчеты с населением с использованием бланков строгой отчетности

"Главбух". Приложение "Учет в медицине", N 3, 2003

Сейчас как коммерческие, так и бюджетные медицинские организации оказывают гражданам платные услуги. Чаще всего пациенты расплачиваются наличными. Приняв деньги, надо выбить на кассовом аппарате чек и сразу же отдать его клиенту - не важно, оказана уже услуга или еще нет. Это установлено п.1 ст.2 Федерального закона от 25 апреля 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Но, допустим, отключили электроэнергию, сломалась ККМ или просто нет денег на ее покупку. В общем, согласитесь, иногда использовать кассовую машину не получается. За это, невзирая на любые обстоятельства, налоговая инспекция может оштрафовать медицинскую организацию. Однако есть способ избежать наказания - вместо чека выдать пациенту бланк строгой отчетности <*>. Сделать это позволяет п.2 ст.2 Закона N 54-ФЗ.

<*> Какой бланк строгой отчетности разрешают использовать медорганизациям налоговики, смотрите в рубрике "Актуальное интервью" на с. 4.

Где брать бланки и как отражать их в учете? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из нашей статьи.

Какие бланки строгой отчетности могут применять медицинские организации?

Ответ на этот вопрос нужен любому бухгалтеру. Ведь медорганизации могут использовать только разрешенные бланки. Более того, если у вас нет ККМ и при этом вы выдаете клиентам "неправильные" бланки, то налоговики вправе оштрафовать вашу фирму.

Штраф будет такой же, как и за неприменение кассового аппарата, - его размер определен в ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, частнопрактикующий врач отдаст 15 - 20 минимальных размеров оплаты труда. Что касается организаций, то они поплатятся 300 - 400 МРОТ.

Кроме того, штраф придется заплатить и руководителю учреждения - еще 30 - 40 МРОТ.

Как показывает практика, сейчас медорганизации используют три бланка строгой отчетности:

Давайте разберемся с каждым из этих бланков.

Начнем с приходного кассового ордера. Медорганизации выписывают его, руководствуясь Письмом Госналогслужбы России от 30 августа 1994 г. N НИ-6-14/320. В этом Письме налоговики как раз разрешают выдавать такой ордер вместо чека. Однако сейчас так поступать нельзя. Объясним почему. Во-первых, Письмо N НИ-6-14/320 позволяло использовать приходник, который был утвержден Постановлением Госкомстата СССР от 28 декабря 1989 г. N 241. А этот документ был отменен Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88. И до сих пор нет ни одного документа, который бы подтверждал, что новый приходный кассовый ордер можно применять как бланк строгой отчетности. Во-вторых, форма нового приходника не согласована с Межведомственной экспертной комиссией по ККМ.

Что касается квитанции о приеме разного рода платы (форма N 47), то она утверждена Приказом Минфина России от 29 декабря 2000 г. N 124н. Следует отметить, что в этом документе не было указаний, для каких видов услуг можно применять данный бланк. Возможно, квитанция по форме N 47 и подошла бы для медорганизаций. Однако в п.19 Письма МНС России от 6 марта 2000 г. N ВНК-6-26/173 и в Письме МНС России от 23 октября 2002 г. N 29-12/50231 прописано, что квитанция по форме N 47 предназначена только для расчетов за услуги почтовой связи.

Чаще всего медорганизации вместо чека выдают квитанцию N 16-00-30-35. Применять этот бланк разрешило еще Письмо Минфина России от 11 мая 1995 г. N 16-00-30-39. А налоговики в своем Письме от 22 июня 1995 г. N ЮУ-4-14/29н подтвердили право организации вместо чека выдавать квитанцию N 16-00-30-35.

Затем Минфин России 11 сентября 1998 г. выпустил Письмо N 16-00-17-86. В этом Письме сообщается, что все организации в случае отключения электроэнергии могут вместо чека выдавать квитанцию N 16-00-30-35. Однако некоторые налоговики из этого Письма сделали такой вывод: использовать квитанцию N 16-00-30-35 медорганизации могут только в случае, если у них отключили электричество. Причем этот сбой должен быть зафиксирован в энергоснабжающей организации. Несмотря на это, отдельные аудиторские фирмы достаточно часто рекомендуют выписывать квитанцию N 16-00-30-35, принимая деньги за медицинские услуги. И при этом, по их мнению, не важно, был свет или его отключали.

Честно говоря, чтобы избежать конфликтов с налоговиками, лучше принимать деньги за медуслуги только с помощью ККМ. Если же вы решили выдавать вместо чека бланк строгой отчетности, мы рекомендуем вам перестраховаться. Заручитесь поддержкой аудиторской фирмы, которая будет отстаивать ваши интересы в суде.

Стоит сказать, что скоро будет принят Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. Его, согласно п.2 ст.2 Закона N 54-ФЗ, должно разработать Правительство РФ. Будем надеяться, что после этого документа появится бланк строгой отчетности специально для медорганизаций.

Где взять бланки строгой отчетности?

Конечно, проще всего изготовить бланки строгой отчетности самостоятельно - на компьютере. Одно время так могли поступать некоторые организации. Это разрешало делать Письмо Минкультуры России от 13 апреля 2000 г. N 01-67/16-21. Однако данный порядок был запрещен Письмом Минфина России от 5 июля 2001 г. N 16-00-24/56 (далее - Письмо N 16-00-24/56).

Получается, что бланки строгой отчетности медорганизации должны покупать. Приобрести их можно как в типографии, так и на почте или в какой-либо торговой фирме. Это следует из Письма N 16-00-24/56.

Стоит отметить, что раньше бланки строгой отчетности, которые выдаются вместо чека, надо было изготавливать лишь в определенных типографиях. Сейчас этот порядок не действует, и бланки можно заказать в любой типографии. Главное, чтобы на них были все реквизиты, предусмотренные Письмом Минфина России от 23 августа 2001 г. N 16-00-24/70:

Еще на бланке должно быть предусмотрено место, где приводятся цены оказанных услуг. Там же человек, принимающий от клиента деньги, обязан указать свою должность и поставить подпись.

По желанию медорганизация может добавлять и другие реквизиты. Также она вправе редактировать бланк строгой отчетности: разместить на нем свой логотип, изменить формат. Все это разрешено Минфином России.

Заслуживает внимания Письмо МНС России от 15 апреля 2002 г. N АС-6-06/476. В этом Письме налоговики обязывают наносить на бланках строгой отчетности название типографии, ее адрес, номер заказа, год выполнения этого заказа и тираж. Учитывая, что МНС России не имеет права дополнять список обязательных реквизитов, требования налоговиков можно не исполнять. Правда, в этом случае у вас может возникнуть конфликт с налоговым инспектором и вам придется доказывать свою правоту в суде.

Достаточно часто представители налоговых органов требуют, чтобы организации регистрировали купленные бланки строгой отчетности в налоговой инспекции. Судя по всему, они рассчитывают, что это не позволит фирме, использующей неучтенные бланки, сократить выручку. Но на практике эту контрольную меру можно легко обойти. Достаточно сделать два комплекта бланков с одинаковыми сериями и номерами. А затем один из комплектов использовать для отчетности перед налоговиками, а другой в "черной" бухгалтерии.

Заметьте: регистрируя бланки строгой отчетности, инспектор не проверяет, соответствуют ли они действующему законодательству. А значит, налоговики все же могут оштрафовать вас за применение "неправильных" бланков, несмотря на то что эти бланки были зарегистрированы в налоговых органах.

Учет бланков строгой отчетности

Бюджетные учреждения отражают их на забалансовом счете 004 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке. Чаще всего такой оценкой является 1 руб. Оприходовав бланки строгой отчетности, бухгалтер бюджетного учреждения делает запись:

Дебет 004

После того как бланки строгой отчетности будут отпущены, бухгалтер записывает:

Кредит 004

Что касается аналитического учета по счету 004, то он ведется по видам бланков, по местам их хранения или по материально ответственным лицам. Делается это в книге учета бланков строгой отчетности (форма N 488). Данная книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена сургучной печатью, а также подписями руководителя и главного бухгалтера.

Кстати, выдавать бланки строгой отчетности следует только по накладной. Отпускать их под подпись в книге учета бланков строгой отчетности нельзя. Это объясняется тем, что в книге предусмотрена графа "От кого получено и кому отпущено", но нет графы "Подпись".

Пример 1. Больница заказала типографии 1000 квитанций N 16-00-30-35. За каждую квитанцию больница заплатит 12 руб. (в том числе НДС - 2 руб.).

Квитанции бухгалтер больницы оприходовал в условной оценке: 1 квитанция стоит 1 руб.

Затем все купленные квитанции были отданы кассиру.

В учете эта ситуация отражается так:

Дебет 178 Кредит 111

Дебет 060 Кредит 178

Дебет 171 Кредит 178

Дебет 004

Дебет 173 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 171

Дебет 220 Кредит 060.2

Кредит 004

Теперь рассмотрим учет бланков строгой отчетности в коммерческих медицинских организациях. Там они отражаются тоже в условной оценке на забалансовом счете. Это счет 006 "Бланки строгой отчетности". Когда бланки строгой отчетности поступают в организацию, бухгалтер эту ситуацию отражает так:

Дебет 006

Отпустив бланки строгой отчетности кассиру, бухгалтер делает запись:

Кредит 006

Пример 2. ООО "Доктор Айболит" купило у типографии 100 бланков квитанции N 16-00-30-35. За них организация заплатила 2400 руб. (в том числе НДС - 400 руб.). Квитанции бухгалтер ООО "Доктор Айболит" оприходовал в условной оценке: 1 квитанция стоит 1 руб. Затем все купленные квитанции были отданы кассиру.

В учете эта ситуация отражается так:

Дебет 10 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 60 Кредит 51

Дебет 006

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

Дебет 26 (44) Кредит 10

Кредит 006

Инвентаризация бланков строгой отчетности

Результаты инвентаризации фиксируются в описи, составленной по форме N ИНВ-16. Эта форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88. Опись по форме N ИНВ-16 обычно составляют в двух экземплярах, каждый из которых подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо. Один экземпляр описи направляют в бухгалтерию. Второй же передают материально-ответственному сотруднику. А вот при смене такого работника опись нужно составить в трех экземплярах. Последний экземпляр оставляют прежнему материально-ответственному лицу.

И наконец, немного расскажем о том, как заполнять форму описи. Еще перед инвентаризацией с каждого сотрудника, ответственного за хранение бланков, берется расписка - она включена в опись.

Далее идет табличная часть формы N ИНВ-16. Некоторые ее графы предназначены для реквизитов бланков и их фактической стоимости - той, по которой организация приняла их к учету. Вся эта информация известна заранее, ее берут из бухучета. Поэтому если учет ведется на компьютере, то инвентаризационной комиссии опись выдается с уже заполненными графами с 1-й по 10-ю и с 13-й по 18-ю. В графу 11 комиссия вписывает количество тех или иных бланков строгой отчетности. А в графе 12 дается стоимость бланков исходя из их условной оценки. В графах с 19-й по 26-ю показывают результаты инвентаризации: излишки и недостачи бланков строгой отчетности.

Я.Э.Люблинская

Зам. главного бухгалтера

ГУ МНТК "Микрохирургия глаза"

им. академика С.Н.Федорова