Мудрый Экономист

Признание сделки недействительной

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, 2003

Согласно первоначальной редакции части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы имели право предъявлять в суд иски о признании недействительными сделок налогоплательщиков. Но Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ это положение было изъято из ст.31 НК РФ. Получается, что налоговые органы лишены права предъявлять в суды такие иски.

25 июля 2001 г. Конституционный Суд Российской Федерации принял Определение N 138-О, которым установлено, что налогоплательщики бывают добросовестными и недобросовестными. Налоговым органам рекомендовано при выявлении фактов недобросовестности налогоплательщиков обращаться в суды с требованиями о признании недействительными сделок таких налогоплательщиков. Более того, в подтверждение своей правоты Конституционный Суд Российской Федерации сослался в указанном Определении на п.11 ст.7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", дающий налоговым органам право предъявлять в суды такие иски.

Однако НК РФ принят значительно позже Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации". Следовательно, данный Закон не может устанавливать иные правила, чем зафиксированы в НК РФ. А налоговые органы строго могут совершать лишь те действия, которые им прямо разрешены законом. В налоговых отношениях с 1 января 1999 г. они должны руководствоваться только НК РФ. Другие же законы, принятые до 1 января 1999 г., действуют в той части, в какой они не противоречат НК РФ (ст.7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Следовательно, если НК РФ не разрешает налоговым органам обращаться в суды с такого рода исками, то налоговые органы этого делать не могут. И нормы "старых" законов противоположного содержания не должны применяться как противоречащие НК РФ. Тем не менее налоговые инспекции такие иски все же подают.

Анализ судебной практики показывает, что в разных округах судьи подходят к решению данного вопроса по-разному. Например, в Северо-Западном округе позиция кассационной инстанции достаточно однозначна: суды не должны принимать исковые заявления налоговых органов о признании сделок недействительными. Такие заявления должны возвращаться как неподведомственные и не подлежащие рассмотрению в арбитражных судах (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.05.2002 по делу N А56-33663/01).

Причем, по мнению судов, Определение Конституционного Суда Российской Федерации содержит лишь рекомендации налоговым органам обращаться в суды с требованием о признании недействительными сделок с целью "обеспечить непосредственное поступление денег в бюджет". Поэтому, прежде чем ссылаться на Определение Конституционного Суда Российской Федерации, налоговые органы обязаны документально обосновать то, что признание данной сделки недействительной приведет к "непосредственному поступлению денег в бюджет". Причем сделать это надо еще при подаче иска. И только если такое обоснование будет приведено и оно удовлетворит суд, он может принять иск к рассмотрению (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.01.2002 по делу N И-3166).

В Московском регионе заявления о признании сделок недействительными у налоговых органов принимают. Но вот дальше, как правило, следует отказ по формальным причинам. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.12.2001 по делу N КА-А40/7594-01 отмечено, что признание или непризнание договора ничтожным не должно влиять на размер налоговых обязательств. Ведь налоги платятся исходя из фактически произведенных операций. Таким образом, суд указал, что налоговые органы должны требовать не признания сделки недействительной, а смены ее юридической квалификации.

НК РФ дал налоговым органам право изменять юридическую квалификацию сделок налогоплательщика. Но, изменяя ее (например, настаивая на том, что договор хранения, заключенный между организациями, на самом деле является договором аренды), налоговые органы теряют право на безакцептное списание недоимки и пеней (пп.1 п.1 ст.45 НК РФ). Это означает, что за взысканием налоговых платежей по "правильной" с точки зрения налоговых органов сделке придется обращаться в суд.

Но, с другой стороны, меняя договор хранения на договор аренды, налоговые органы, по сути, признают договор хранения недействительной сделкой (ст.170 ГК РФ). Следовательно, подавая в суд иск о взыскании налоговых платежей, начисленных в результате изменения юридической квалификации сделки, заключенной налогоплательщиком, налоговые органы фактически добиваются признания данной сделки недействительной.

Таким образом, НК РФ дает налоговым органам возможность фактического признания в судебном порядке той или иной сделки, совершенной налогоплательщиком, недействительной.

Главное отличие иска о взыскании налоговых платежей, начисленных при изменении юридической квалификации сделки, от иска о признании сделки недействительной состоит в предмете доказывания. Если по последней достаточно лишь доказать нарушение сторонами закона или основ правопорядка (ст.ст.168 и 169 ГК РФ), то по первой необходимо доказать, каким образом заключенная сделка влияет на исполнение обязанности налогоплательщика по уплате законно установленных налогов и что именно изменится, если ее переквалифицировать на другую. Иными словами, представители налоговой инспекции должны проанализировать характер взаимоотношений сторон спорной сделки, ее форму, соответствие сделки закону, а также направленность воли сторон на совершение именно этой сделки. Помимо этого суд вправе потребовать от налоговых органов обоснованный и подробный расчет налоговых последствий обеих сделок. Такой же позиции придерживаются и судебные органы (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.08.2000 по делу N КГ-А40/3832-00, а также Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.04.2002 по делу N Ф09-732/02-АК).

Таким образом, действующая редакция НК РФ не дает налоговым органам права предъявлять в суды иски о признании сделок, совершенных налогоплательщиком, недействительными. В то же время НК РФ предоставляет налоговым органам возможность оспаривать в суде правильность начисления налогоплательщиком налоговых платежей в том случае, если налоговый орган считает необходимым изменить юридическую квалификацию сделки, совершенной налогоплательщиком. Но для этого налоговые органы должны обращаться в суды с исками не о признании сделки недействительной, а о взыскании с налогоплательщика недоимки, пеней и (или) штрафа, начисленных в результате изменения юридической квалификации сделки.

И.Грекова

Юрист