Мудрый Экономист

Административная ответственность за нарушения, связанные с применением контрольно-кассовых машин

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, 2003

Каждый субъект малого и среднего бизнеса, осуществляющий розничную торговлю, сталкивается с проблемой применения контрольно-кассовых машин. Мы рассмотрим некоторые правовые аспекты применения кассовых аппаратов и ответственность за административные нарушения, связанные с их использованием.

22 мая 2003 г. был принят Федеральный закон N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ). Этот Закон пришел на смену Закону Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ; прекратил действие с 23.06.2003). Сразу отметим, что принципиальной разницы между терминами "контрольно-кассовая машина" и "контрольно-кассовая техника" нет. Поэтому в дальнейшем эти термины и их сокращения - ККМ и ККТ - будут употребляться как синонимы. С принятием нового Закона существенно изменилось правовое регулирование вопросов использования контрольно-кассовой техники, однако проблема административной ответственности за правонарушения, связанные с применением ККМ, осталась.

После вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), т.е. с 1 июля 2002 г., вопросы административной ответственности за правонарушения, связанные с применением контрольно-кассовой техники, регламентируются именно Кодексом, а не Законом о ККТ. Однако обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт, установлены не КоАП РФ, а Законом о ККТ. Так, в Законе о ККТ указано, что контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Впрочем, новый Закон не запрещает некоторым хозяйствующим субъектам использовать бланки строгой отчетности, которые фактически заменяют кассовые чеки. Закон о ККТ устанавливает перечень отдельных категорий хозяйствующих субъектов, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять наличные расчеты без применения контрольно-кассовой техники. Например, не использовать контрольно-кассовую технику могут организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих видов деятельности:

продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров должен вестись раздельно;

продажи ценных бумаг;

продажи лотерейных билетов;

продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском транспорте;

обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами; приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Напомним, что в настоящее время продолжает действовать практически идентичный Перечень, утвержденный Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745. Закон о ККТ лишь дополнил этот Перечень двумя видами деятельности: религиозной и продажей почтовых марок по номиналу.

Закон о ККТ устанавливает ряд обязанностей для хозяйствующих субъектов, осуществляющих денежные расчеты с населением. Среди этих обязанностей не только обязательное применение ККТ, но и другие, а именно:

осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;

применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, исполняющим свои обязанности, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

До вступления в силу КоАП РФ прежний Закон о ККМ устанавливал ответственность за неисполнение указанных обязанностей. Но с 1 июля 2002 г. это положение потеряло силу. В Законе о ККТ положения об ответственности также не предусмотрены. Административная ответственность за нарушения, связанные с применением контрольно-кассовой техники, устанавливается КоАП РФ.

В ст.14.5 КоАП РФ определено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы, оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.

Таким образом, ответственность установлена только за два нарушения - отсутствие необходимой информации об изготовителе или о продавце и за неприменение ККМ (ККТ). Ни в этой, ни в какой-либо другой статье КоАП РФ не говорится об ответственности за неисполнение других обязанностей, установленных Законом о ККТ, в частности за использование неисправной ККТ, за невыдачу чека покупателю и т.д. В результате сложилась парадоксальная ситуация: обязанности, связанные с применением ККТ, установлены Законом о ККТ, однако ответственность за неисполнение этих обязанностей соответствующим законодательством не предусмотрена.

Рассматриваемой проблемы касается еще один документ - Письмо МНС России от 14.08.2002 N АС-6-06/1243@. В соответствии со ст.23.5 КоАП РФ правонарушения, предусмотренные ст.14.5 КоАП РФ, в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин рассматривают налоговые органы. В Письме от 14.08.2002 N АС-6-06/1243@ МНС России аргументирует следующую позицию: практически все нарушения требований Закона о ККМ должны повлечь за собой ответственность, предусмотренную ст.14.5 КоАП РФ. Однако данная статья КоАП РФ предусматривает ответственность за неприменение ККМ. А если ККМ применяется, но она неисправна?

Согласно п.1. ст.4 Закона о ККТ и п.7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (далее - Положение), допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. Поэтому использование неисправной ККМ фактически трактуется как ее неиспользование. В п.7 Положения устанавливается ряд условий для применения ККМ. Так, используемая ККМ должна:

а) соответствовать техническим требованиям к контрольно-кассовым машинам;

б) быть допущена к использованию в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин;

в) иметь в случаях, установленных Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее - Комиссия), прикладные программы, допущенные Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины;

г) быть оснащена средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";

д) находиться на техническом обслуживании в центре технического обслуживания контрольно-кассовых машин;

е) быть зарегистрирована в налоговых органах.

Не допускаются к применению контрольно-кассовые машины, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля.

В п.7 Положения указано, что неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая:

а) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты (наименование организации, ИНН организации или индивидуального предпринимателя, заводской номер контрольно-кассовой машины, порядковый номер чека, дату и время покупки (оказания услуги), стоимость покупки (услуги), признак фискального режима);

б) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;

в) не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;

г) не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;

д) применяет прикладные программы, не допущенные Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины.

Таким образом, по мнению МНС России, невыполнение любого из этих условий будет трактоваться как неприменение ККМ. В обоснование своей позиции налоговые органы приводят выводы Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые изложены в Постановлении от 04.08.1999 N 10 (далее - Постановление ВАС РФ). В Постановлении говорится о том, что отсутствие пломбы либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, влечет ответственность за осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой машины, а не за использование неисправной контрольно-кассовой машины, поскольку наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания является обязательным условием ее допуска к применению.

ВАС РФ уточняет, что использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины. И, наконец, ВАС РФ указывает на тот факт, что лица, для которых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 745 кассовые чеки заменены бланками строгой отчетности, в случае невыдачи документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России, несут ответственность за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.

В своем Письме МНС России, на первый взгляд, следует логике ВАС РФ: если указанные виды нарушений норм Закона о ККМ приравниваются к неиспользованию ККМ, почему бы не приравнять к неиспользованию ККМ и все прочие нарушения? Однако, по нашему мнению, это не так.

В Постановлении ВАС РФ указано не на идентичность всех правонарушений, связанных с применением ККМ, а на необходимость разделять состав правонарушений и соответственно ответственность за их совершение. Так, ВАС РФ установил, что отсутствие пломбы либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, влечет ответственность за осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой машины, а не за использование неисправной контрольно-кассовой машины. Но далее дается объяснение: поскольку наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания является обязательным условием ее допуска к применению. С другой стороны, в Постановлении ВАС РФ говорится, что при разрешении споров, связанных с привлечением к ответственности за использование неисправной контрольно-кассовой машины, судам нужно руководствоваться Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, в п.8 которого перечислены признаки неисправной контрольно-кассовой машины. Таким образом, ВАС РФ в своем Постановлении указывает на тот факт, что существует правонарушение в виде неприменения ККМ и правонарушение в виде использования неисправной ККМ.

Обратимся к тексту Письма: "На основании ч.1 п.7 Положения допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. Признаки неисправной контрольно-кассовой машины перечислены в п.8 Положения. Нарушение требований ч.1 п.7 Положения является основанием для применения административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины в соответствии со ст.14.5 КоАП РФ".

Таким образом, выводы МНС России базируются на тезисе: использование неисправной - это неприменение ККМ.

Постановление ВАС РФ было издано в период действия соответствующих положений Закона о ККМ, в котором были предусмотрены несколько видов нарушений и формы ответственности за их совершение. В настоящее время законодательно закреплен только один вид правонарушения, связанного с применением ККМ, - ее неиспользование. Но даже если учесть тот факт, что отсутствие регистрации в налоговом органе, отсутствие или повреждение пломбы на ККМ или невыдача бланков строгой отчетности были приравнены судебным органом к неприменению ККМ, это не дает оснований признавать все прочие виды правонарушений идентичными неприменению ККМ.

Итак, невыполнение условий, предусмотренных п.7 Положения, действительно может быть расценено как ведение денежных расчетов без использования ККМ. Соответственно, лица, совершившие одно или несколько нарушений положений п.7 Положения, будут привлечены к ответственности по ст.14.5 КоАП РФ.

За использование неисправной ККМ, т.е. нарушение условий п.8 Положения, лицо не должно привлекаться к ответственности по ст.14.5 КоАП РФ. Состав этих правонарушений не совпадает. К тому же если предприниматель ведет расчеты с населением без использования ККМ, то делает это абсолютно умышленно. Доказать то, что он не знал о необходимости использования ККМ, практически нереально. Однако если предприниматель ведет расчеты с населением, используя при этом, например, неисправную ККМ, то вполне возможно, что он не заметил неисправность или не успел ее устранить на момент проверки.

В соответствии со ст.5 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны также вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.

Судя по тексту Письма МНС России, неисполнение перечисленных обязанностей является нарушением Правил продажи отдельных видов товаров (далее - Правила продажи), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (с последующими изменениями и дополнениями), и влечет за собой привлечение к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ. Но обязанность выдавать чек установлена не Правилами продажи, а Законом о ККТ. Тем не менее невыдача чека также должна "караться" по ст.14.15 КоАП РФ как нарушение правил продажи отдельных видов товаров. Возникает закономерный вопрос - почему? Ведь выдача чека является не правилом продажи, а обязанностью хозяйствующих субъектов. Дело в том, что за неисполнение этой обязанности КоАП РФ не предусматривает ответственности, поэтому штраф и взимается в соответствии с другой нормой.

Письмо МНС России как подзаконный акт имеет силу только для сотрудников налоговых органов. Однако в комментируемом Письме даны разъяснения и для сотрудников государственной торговой инспекции: указывается на необходимость штрафовать предприятия и индивидуальных предпринимателей за невыдачу чеков по ст.14.15 КоАП РФ. Но такие полномочия имеют не налоговые органы, а госторгинспекции (ст.23.49 КоАП РФ).

Закон о ККТ предусматривает еще ряд обязанностей хозяйствующих субъектов. В частности, обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку ККТ, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им необходимую документацию. В ст.6 Закона о ККТ определены обязанности налоговых органов в части осуществления контроля за применением контрольно-кассовой техники.

Неисполнение организациями и индивидуальными предпринимателями указанных обязанностей, а также их неповиновение законному распоряжению либо требованию должностного лица налогового органа либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом обязанностей, установленных ст.5 Закона о ККТ, являются основанием для привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)", ч.1 ст.19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст.19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения", ст.19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ. Однако наложить штраф по указанным статьям, впрочем как и по ст.14.5 за неисполнение требований ст.2 Закона о ККМ, можно только после того, как организации или индивидуальному предпринимателю было предписано устранить то или иное нарушение, но это предписание выполнено не было.

В заключение отметим, что вести наличные денежные расчеты без контрольно-кассовой техники нельзя, так же как и использовать неисправную ККТ. Эти и другие обязанности предусмотрены Законом о ККТ, и исполнять их надо. Если ответственность за неисполнение этих обязанностей прямо не предусмотрена законодательством, это еще не значит, что суд не наложит санкцию. Другое дело - какую санкцию. Штрафовать по одной и той же статье за разные правонарушения, как уже указывалось, нельзя.

Л.Сомов

Налоговый консультант