Мудрый Экономист

Об изменениях и дополнениях № 3 к инструкции мнс России № 56

"Финансовая газета", N 26, 2003

Изменениями и дополнениями N 3 в Инструкцию МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", утвержденными Приказом МНС России от 21.04.2003 N БГ-3-21/204 (зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2003 г. регистрационный номер 4551) (далее - Изменения N 3), уточнены положения, определяющие плательщиков земельного налога, льготы по уплате земельного налога, налоговые ставки, порядок уплаты и перечисления земельного налога в соответствующие бюджеты.

Порядок перечисления платы за землю

Изменения N 3 уточнили порядок перечисления в 2003 г. средств, поступающих от уплаты земельного налога и арендной платы за землю, в бюджетную систему Российской Федерации. Данные Изменения связаны с положением, установленным Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", который внес изменения в Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", касающиеся порядка перечисления земельного налога в соответствующие уровни бюджетов.

Ранее ст.18 Закона N 1738-1 содержала норму о том, что плата за землю перечисляется плательщиками земельного налога:

за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, - на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления;

за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, - в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации, соответствующую часть средств - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

Законом N 110-ФЗ с 1 января 2003 г. исключены из ст.18 Закона N 1738-1 слова "Российской Федерации в федеральном казначействе". В связи с этим изменилось положение, связанное с перечислением средств, составляющих плату за землю. В 2003 г. средства от земельного налога в федеральный бюджет не поступают. Та часть средств, которая в 2002 г. зачислялась в федеральный бюджет, будет распределена в 2003 г. между территориальными бюджетами. Данная норма касается порядка перечисления средств от уплаты налога по землям, занятым сельскохозяйственными угодьями, и землям, расположенным на территориях городов и поселков.

Поэтому в 2003 г. земельный налог должен перечисляться таким образом:

за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, - на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления;

за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, - в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями на бюджетные счета субъекта Российской Федерации, соответствующих органов местного самоуправления.

Нормативы распределения доходов от уплаты земельного налога за земли городов и поселков установлены ст.12 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год". В 2003 г. плательщики земельного налога за земли городов и поселков, а также арендной платы за земли городов и поселков, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, должны перечислять указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам:

в бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%;

в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований - 100%;

в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%.

Одновременно плательщики земельного налога за сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного назначения, а также арендной платы за указанные земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, должны перечислять в 2003 г. названные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За земли сельскохозяйственных угодий нормативы распределения доходов определены ст.19 Закона N 1738-1, согласно которой доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации, устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. На мероприятия, централизованно выполняемые субъектом Российской Федерации, перечисляется не более 10% суммы средств земельного налога административного района. Таким образом, за земли сельскохозяйственных угодий земельный налог в 2003 г. будет направляться в субъект Российской Федерации до 10% средств земельного налога административного района, остальная часть средств должна направляться в местный бюджет. В федеральный бюджет в 2003 г. средства от уплаты налога за земли сельскохозяйственных угодий не должны поступать.

Пример. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы налоговые декларации причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Налоговая декларация по земельному налогу по форме КНД 1153001 представляется плательщиками земельного налога в налоговые органы по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. При наличии у налогоплательщика нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования, заполняется одна налоговая декларация. При этом на каждый объект налогообложения заполняется отдельный лист соответствующего Приложения А, Б, В, Г, Д и Е. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога. Организация должна уплатить за 2003 г. земельный налог в сумме 17 000 руб. за земельный участок, расположенный в городской черте, по четырем срокам уплаты: 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 декабря. Эти сроки уплаты установили органы местного самоуправления. Поскольку установлено четыре срока уплаты, то по каждому из них организация заплатит: 17 000 руб. : 4 = 4250 руб. В связи с этим в налоговой декларации должно быть указано, что до 20 апреля 2003 г. подлежит уплате 4250 руб., до 20 июля текущего года - 4250 руб., до 20 октября текущего года - 4250 руб. и до 20 декабря текущего года - 4250 руб. В платежном поручении, по которому налогоплательщик должен произвести оплату земельного налога, указывается бюджетный счет органов федерального казначейства. Каждую сумму земельного налога (4250 руб.) необходимо перечислить по каждому сроку уплаты на счета органов федерального казначейства. Территориальные органы федерального казначейства по первому сроку уплаты (20 апреля) должны будут направить земельный налог в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рассматриваемый в примере земельный участок, в сумме: 4250 руб. х 50% = 2125 руб. и в бюджет города в сумме: 4250 руб. х 50% = 2125 руб. По каждому из сроков уплаты 20 июля, 20 октября и 20 декабря суммы земельного налога, направляемые в бюджет субъекта Российской Федерации и в бюджет города, составят соответственно 2125 руб. и 2125 руб.

Следует обратить внимание на изменения, связанные с порядком перечисления в 2003 г. средств в соответствующие бюджеты от продажи земельных участков. Цена, по которой продаются земельные участки собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений, устанавливается субъектом Российской Федерации в размере от 5- до 30-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в зависимости от численности населения в конкретном населенном пункте (п.2 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). До установления субъектом Российской Федерации цены земли применяется 3-кратная (в поселениях численностью до 500 тыс. жителей) и 5-кратная (в остальных поселениях) ставка земельного налога. Средства от продажи земельных участков должны поступать в 2003 г. в соответствии с Законом N 176-ФЗ на счета органов федерального казначейства.

В свою очередь органы федерального казначейства перечисляют:

за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до отчуждения в федеральной собственности, - 100% в федеральный бюджет;

за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до отчуждения в собственности субъектов Российской Федерации, - 100% в бюджеты субъектов Российской Федерации;

за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены иные объекты недвижимого имущества, - 100% в местные бюджеты;

за иные земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю:

в федеральный бюджет - 15%;

в бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 35%;

в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований - 85%;

в местные бюджеты (за исключением бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%.

Плательщики земельного налога

В Инструкции N 56 изменилось положение, касающееся состава плательщиков земельного налога. Ранее в Инструкции N 56 содержалась норма о том, что в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" не освобождались от уплаты земельного налога плательщики единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, являющиеся юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Наоборот, организации, применявшие согласно Федеральному закону от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являлись плательщиками земельного налога, поскольку этим Законом была предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Теперь в Инструкции N 56 нашли отражение нормы, связанные со ст.3 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Статьей 1 Закона N 104-ФЗ разд.VIII.1 части второй НК РФ дополнен гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" и гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". В связи с этим согласно Закону N 104-ФЗ с 1 января 2003 г. утратили силу Федеральные законы от 29.12.1995 N 222-ФЗ и от 31.07.1998 N 148-ФЗ.

В соответствии с гл.26.2 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном данной главой.

У организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, заменяется уплата налога на прибыль организаций, НДС, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги указанные организации уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения.

Если упрощенную систему налогообложения применяют индивидуальные предприниматели, то для них заменяется уплата налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), НДС, налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Они также производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются ими в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл.26.2 НК РФ, не освобождаются от уплаты земельного налога. Эта норма действует с 1 января 2003 г. В связи с этим п.1 Инструкции N 56 дополнен положением о том, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны уплачивать земельный налог с 1 января 2003 г. в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с гл.26.3 НК РФ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п.2 ст.346.26 НК РФ. К видам предпринимательской деятельности относятся: оказание бытовых услуг, в том числе: ремонт обуви и изделий из меха; ремонт металлоизделий; ремонт одежды; ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники; услуг прачечных, химчисток и фотоателье; оказание услуг по чистке обуви; оказание парикмахерских услуг; других видов бытовых услуг; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, осуществляемая через магазины с площадью торгового зала не более 70 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади; оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 70 кв. м; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей.

Если организации уплачивают единый налог на вмененный доход, то они не будут уплачивать налог на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), НДС и налог с продаж (в отношении операций, являющихся объектами обложения соответственно НДС и налогом с продаж, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налог на имущество предприятий (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единый социальный налог. У индивидуальных предпринимателей уплата единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), НДС и налога с продаж (в отношении операций, являющихся объектами обложения соответственно НДС и налогом с продаж, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, указанной в п.2 ст.346.26 НК РФ) и единого социального налога с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом.

Учитывая, что у организаций и индивидуальных предпринимателей уплата единого налога на вмененный доход не заменяется уплатой земельного налога, п.1 Инструкции N 56 также дополнен нормой о том, что не освобождаются от уплаты земельного налога плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, являющиеся организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, виды предпринимательской деятельности, перечисленные выше.

Н.Голубева

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга