Мудрый Экономист

О плате за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов

"АКДИ "Экономика и жизнь", N 6, 2003

Квотирование рабочих мест для инвалидов является одним из направлений государственной политики в области социальной защиты данной категории населения.

Квота устанавливается для всех организаций (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), численность работников в которых составляет более 30 человек, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", далее - Закон о социальной защите инвалидов).

Механизм установления квоты определяется органами государственной власти субъектов РФ в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).

* * *

В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В частности, в Москве такая плата вносится ежемесячно в бюджет города в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в РФ на день внесения платы (п.4 ст.2 Закона г. Москвы от 12.11.1997 N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве"). Срок внесения платы - до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата (п.2.8 Приложения 1 к Положению о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 N 125-ПП, далее - Московское положение о квотировании).

Сразу отметим, что такая плата не является мерой ответственности, т.е. штрафом. Ответственность может быть установлена только за невыполнение предусмотренных законом обязанностей.

В обязанности же работодателя в соответствии с пп.1 п.2 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов входит выделение и (или) создание рабочих мест для инвалидов в соответствии с квотой. Но самостоятельно разыскивать нетрудоустроенных инвалидов работодатель не обязан. Поэтому вполне может сложиться ситуация, когда работодатель готов трудоустроить инвалидов на своем предприятии, однако обращений о трудоустройстве ни от самих инвалидов, ни от их общественных организаций, ни от исполнительных органов власти в течение соответствующего месяца не поступило. Вины работодателя в этом нет, однако квота выполнена не будет. В этом случае возникают основания для внесения обязательной платы в соответствующий бюджет.

Из изложенного следует, что обязательная плата вносится вне зависимости от оснований, по которым на квотируемые рабочие места не были трудоустроены инвалиды. На наш взгляд, такую плату можно назвать компенсационной платой в бюджет.

Если же инвалид обратился к работодателю с просьбой о трудоустройстве в пределах квоты и ему было отказано, то в этом случае на работодателя может быть наложен административный штраф, предусмотренный ст.5.42 КоАП РФ (вступившего в силу с 01.07.2002), в размере от двадцати до тридцати МРОТ.

Хотелось бы обратить особое внимание работодателей на вышеприведенную статью Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку многие из них считают, что законодательство, регулирующее порядок обеспечения занятости инвалидов, предоставляет предприятиям альтернативу - либо зачислять инвалидов на работу, либо вносить обязательную плату.

Действительно, работодатель не должен сам искать инвалидов на квотируемые рабочие места. Если к нему никто не обратился в течение месяца, он до 15-го числа следующего месяца вносит плату, и его обязанности по выполнению условий квотирования в прошедшем месяце считаются выполненными.

Однако если инвалид обратился к работодателю с просьбой о приеме на работу, то последний не вправе будет отказать инвалиду на том основании, что за это рабочее место будет внесена обязательная плата.

Но всегда ли наступает административная ответственность за отказ в приеме инвалида на работу? По нашему мнению, нет.

Каждое предприятие имеет свою производственно-хозяйственную специфику, определяющую виды востребованных профессий и специальностей, а также условия труда работников.

К условиям труда инвалида требования особые - они должны соответствовать программе его индивидуальной реабилитации, которая разрабатывается специалистами учреждения медико-социальной экспертизы персонально для каждого лица, признанного в установленном порядке инвалидом (см. ст.23 Закона о социальной защите инвалидов; п.22 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965).

Далеко не всегда на обычном предприятии (не являющемся специализированным предприятием, использующим труд инвалидов) есть вакантные рабочие места, подходящие конкретному инвалиду по медицинским показаниям.

Могут быть случаи, когда специальность (профессия) инвалида, в соответствии с которой он хотел бы осуществлять свои трудовые функции, в принципе неприменима на данном предприятии (например, если к работодателю с просьбой о трудоустройстве обратился инвалид-токарь, а на данном предприятии токарные работы не производятся), иные же вакантные места, имеющиеся на предприятии, инвалида не устраивают.

Как нам представляется, если труд конкретного инвалида невозможно применить на предприятии в силу изложенных (или иных объективных) причин, то в отказе от заключения трудового договора с данным инвалидом вины работодателя нет, а наличие вины в совершении правонарушения является непременным условием для наступления административной ответственности (ст.1.5 КоАП РФ).

В подтверждение высказанной точки зрения можно также привести положение ст.21 Закона о социальной защите инвалидов о том, что обязательная плата вносится работодателем также и в случае невозможности выполнения установленной квоты (т.е. в силу каких-то объективных причин, препятствующих трудоустройству конкретного инвалида на конкретном предприятии).

На федеральном уровне причин, по которым прием на работу инвалидов можно считать невозможным, не установлено. Московское законодательство признает невозможным выполнение квот при наличии в организации профессий и специальностей, не предусматривающих использование труда инвалидов в соответствии с федеральным законодательством (п.1.5 Московского положения о квотировании). Видимо, подразумеваются профессии, на которых труд инвалидов запрещено использовать в связи с вредными и (или) тяжелыми условиями труда.

В любом случае окончательное решение вопроса о вине работодателя в отказе от приема инвалида на работу в пределах установленной квоты будет приниматься в процессе административного производства должностным лицом федеральной инспекции труда либо судьей.

Обратим также внимание на то, что в настоящее время административная ответственность установлена только за отказ от приема инвалида на работу, а за невнесение обязательной платы ответственность на федеральном уровне не предусмотрена (ранее такая ответственность предусматривалась п.3 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов, однако Федеральным законом от 29.12.2001 N 188-ФЗ этот пункт был отменен).

* * *

Наши читатели часто задают вопрос: как учесть плату за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли?

Налоговое законодательство этот вопрос прямо не регламентирует.

По мнению Управления Министерства по налогам и сборам по г. Москве, изложенному в ответе на частный запрос налогоплательщика (Письмо от 27.04.2002 N 26-12/20483), обязательная плата за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида является санкцией, наложенной на предприятие за невыполнение условий квотирования для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Поэтому указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы в соответствии с п.2 ст.270 НК РФ.

УМНС здесь, конечно же, погорячилось. С учетом вышеизложенного с уверенностью можно сказать, что плату за невыполнение установленной квоты не следует рассматривать в качестве штрафа.

В случае если квота не выполнена (выполнена не полностью), работодатель самостоятельно рассчитывает сумму обязательной платы и вносит ее в бюджет в установленные сроки (никто на него этот "штраф" на налагает).

Однако и к расходам, принимаемым для целей налогообложения, обязательную плату, на наш взгляд, отнести нельзя.

Перечень расходов, приведенный в гл.25 "Налог на прибыль" НК РФ, не является закрытым. Но для включения затрат предприятия в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, необходимо, чтобы затраты были:

  1. обоснованы (экономически оправданны);
  2. документально подтверждены;
  3. произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п.1 ст.252 НК РФ).

Расходы, не соответствующие этим критериям, в целях налогообложения прибыли не учитываются (п.49 ст.270 НК РФ).

По нашему мнению, налогоплательщикам вряд ли удастся доказать связь расходов на внесение сумм обязательной платы с деятельностью, направленной на получение дохода. К тому же налоговые органы имеют другое мнение, поэтому доказывать свою правоту предприятию (если оно примет такое решение) придется в судебном порядке.

Отметим, что и до принятия гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ Минфин России, а также московские налоговики неоднократно высказывали мнение, что такие расходы не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (см., например, Письма УМНС России по г. Москве от 11.01.2001 N 03-12/877, от 13.06.2001 N 03-12/25839, Письмо Минфина России от 17.12.2001 N 04-02-02/59).

М.Васильева

АКДИ "Экономика и жизнь"