Мудрый Экономист

...застраховать автомобиль

"Московский бухгалтер", N 6, 2003

До 1 июля этого года всем владельцам транспорта, способного двигаться со скоростью больше 20 км/ч, придется застраховать свою ответственность и потратиться на полис по новому виду обязательного страхования. Сколько предстоит заплатить за страховку и куда нужно за ней обращаться, выяснила наш корреспондент Светлана Ромашкина.

Не так давно Правительство устранило практически последнее препятствие на пути вступления в силу Закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности". Тарифы и правила этого вида страхования подписаны председателем Правительства Михаилом Касьяновым.

Страховать ответственность придется не только собственникам транспортных средств, но и тем, кто их арендует или ездит по доверенности (все они, согласно Закону об "автогражданке", подпадают под определение "владельцы транспортных средств"). Штрафовать за отсутствие страховки (каждый раз по 800 руб.) автовладельцев начнут только с 1 января следующего года. Однако получить полис по страхованию обязательной гражданской ответственности лучше как можно раньше, в идеале - еще до 1 июля. Дело в том, что начиная с середины лета без этого документа нельзя будет пройти техосмотр, а также зарегистрировать или снять с учета любой транспорт. От обязанности застраховать свою ответственность не смогут уклониться даже автовладельцы, имеющие полис о добровольном страховании ответственности.

Владельцы автомобилей и других транспортных средств, купленных позже 1 июля, должны будут застраховать ответственность в течение первых пяти дней с момента покупки.

Выбор страховщика

Скорее всего, первые договоры на обязательную "автогражданку" можно будет заключить со страховыми компаниями только к концу последней декады июня. Раньше этого времени страховщики просто не успеют получить лицензии на этот вид страхования и начать печатать полисы. Тем не менее они не унывают и надеются, что правительство выпустит распоряжение, разрешающее ускоренный порядок лицензирования. "Думаю, проблем не будет и нам не придется ждать целый месяц, чтобы получить лицензию", - успокаивает автовладельцев Владимир Измаилов, начальник отдела актуарного центра Российского союза автостраховщиков (РСА). К сожалению, на момент подписания номера в печать подобное распоряжение так и не появилось.

Кстати, лицензии получат далеко не все страховые компании. По закону на это могут претендовать только те из них, что входят в Российский союз автостраховщиков (РСА) и имеют филиалы или представительства во всех регионах России. Впрочем, страховые компании - члены РСА придумали, как поучаствовать в "автогражданке", даже не имея разветвленной по всей стране сети представительств - в спешном порядке они объединяются в своеобразные страховые союзы. По правилам обязательного страхования ответственности договор с автовладельцем может заключаться не одной, а несколькими страховыми компаниями и будет называться "договором сострахования".

Заключение договора

Подыскав страховую компанию, обладающую лицензией на обязательное страхование автогражданской ответственности, владелец транспортного средства должен заполнить заявление (отдельное для каждой единицы автопарка) по форме, приведенной в Приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263.

Если транспорт принадлежит фирме, к заявлению нужно приложить свидетельство о регистрации, если гражданину - паспорт или иное удостоверение личности. Остальные документы одинаковы. Это:

Договор на обязательное страхование гражданской ответственности заключается меньше чем на год. Впрочем, есть два исключения. Во-первых, если автомобиль только что куплен и его владелец хочет доехать на нем до места регистрации (правда, перед регистрацией в ГИБДД долгосрочный договор заключить все-таки придется). Во-вторых, если транспорт зарегистрирован на территории другой страны и лишь временно используется в России.

После подписания договора представитель страховой компании должен вручить владельцу транспортного средства страховой полис и специальный знак государственного образца, который должен быть размещен в правом нижнем углу ветрового стекла транспорта, а также два бланка извещения о ДТП.

Расценки на "автогражданку"

Прикинуть, в какую сумму выльется обязательная страховка автопарка или одного-единственного автомобиля фирмы, можно самостоятельно, еще до обращения к страховщику. Для этого базовый тариф транспортного средства нужно умножить на восемь поправочных коэффициентов (см. таблицы 1 и 2). Существенно влияют на стоимость полиса четыре из них: территориальный коэффициент (у Москвы он самый высокий - 2), коэффициент мощности двигателя, коэффициент стажа и возраста и коэффициент ограничений по допуску за руль. Оставшиеся коэффициенты в первый год на цену страховки не влияют, поскольку равны единице.

Таблица 1

Коэффициенты

1
Кт - территориального использования          
По Москве - 2,  
по Подмосковью -
1,8 - 1,6
2
Кбм - аварийности "бонус - малус"            
0,5 - 2,45,     
в первый год - 1
3
Ксв - стажа и возраста водителя:             
до 22 лет включительно со стажем вождения
до 2 лет
до 22 лет включительно со стажем вождения
свыше 2 лет
старше 22 лет со стажем вождения до 2 лет
старше 22 лет со стажем вождения свыше 2 лет
     1,3        
1,2
1,15
1
4
Км - мощности двигателя (в лошадиных силах): 
до 50 включительно
от 50 до 70
от 70 до 95
от 95 до 120
от 120 до 160
от 160 до 200
свыше 200
     0,5        
0,7
1
1,3
1,5
1,7
1,9
5
Кс - срока страхования (только для           
автовладельцев-иностранцев)
     0,2 - 0,7  
6
Ко - ограничений по допуску лиц за руль:     
есть ограничения
нет ограничений
     1          
1,5
7
Кп - сезонного использования:                
6 месяцев
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев
более 9 месяцев
     0,7        
0,8
0,9
0,95
1
8
Кн - нарушений (сообщение страховщику ложных 
сведений или провокация ДТП)
в первый год - 1

Таблица 2

Базовые тарифы (в руб.)

Легковые автомобили:                                    
Фирм
Частных лиц и предпринимателей
 2 375 
1 980
Прицепы к легковым автомобилям                          
   395 
Такси (в том числе и маршрутные)                        
 2 965 
Грузовые автомобили:                                    
Грузоподъемностью до 10 тонн
Грузоподъемностью свыше 10 тонн
 2 025 
3 240
Прицепы к грузовым автомобилям                          
   810 
Автобусы:                                               
число мест для сидения - до 20
число мест для сидения - свыше 20
 1 620 
2 025
Троллейбусы                                             
 1 620 
Трамваи                                                 
 1 010 
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины 
 1 215 
Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и  
иным машинам
   305 
Мотоциклы и мотороллеры                                 
 1 215 

Между прочим, цена страховки не должна больше чем в три раза превышать базовую ставку, умноженную на "территориальный" коэффициент.

Легковые автомобили

Среди владельцев легковых авто больше всего повезло тем, у кого мощность двигателя легковушки 70 - 95 лошадиных сил (под эту категорию подпадают практически все отечественные машины). Коэффициент мощности этих авто равен 1.

Фирмы и частные лица станут платить за автомобили по-разному. Базовый тариф для легковых авто, принадлежащих предприятию, - 2375 руб., что больше размера базового тарифа для автовладельцев-граждан (1980 руб.). При самом лучшем раскладе (то есть при минимальных значениях коэффициентов) получается, что столичные фирмы должны будут заплатить за каждую легковушку своего автопарка от 4750 руб. Да и то, если это будет машина мощностью от 70 до 95 лошадиных сил, которой станет управлять один постоянный водитель в возрасте от 22 лет и со стажем вождения свыше 2 лет. Кстати, частнику при аналогичных условиях за страховой полис придется заплатить чуть меньше - 3960 руб.

В Подмосковье территориальный коэффициент ниже - 1,8, а для удаленных районов Московской области и вовсе равен 1,6. Поэтому предприятиям Подмосковья страховка за каждый отечественный автомобиль среднестатистической мощности (70 - 95 лошадей) обойдется на 500 - 1000 руб. дешевле, а частным лицам - на 400 - 800 руб.

Грузовики и автобусы

Что касается грузовых автомобилей, то базовая ставка зависит от их грузоподъемности. Так что, чем выше грузоподъемность, тем дороже страховой полис.

У автобусов базовая ставка зависит от количества посадочных мест.

Коэффициент мощности при расчете страховой премии для грузовиков, автобусов, трамваев, троллейбусов, тракторов и прицепов не применяется.

За что платим?

Договор страхования автогражданской ответственности гарантирует следующее. Если в течение года наступит страховой случай, то есть по вине водителя застрахованной машины произойдет авария, в результате которой пострадает здоровье или имущество третьих лиц, страховая компания возместит потерпевшим до 400 тыс. руб. Однако получить все эти деньги сразу потерпевший не сможет. Не больше 240 тыс. пойдет на оплату лечения нескольких пострадавших и 160 тыс. руб., если травму получил только один человек. На ремонт нескольких машин, поврежденных в ДТП, положено 160 тыс. руб., одной - 120 тысяч. Хорошо еще, что этот лимит не будет уменьшаться при наступлении каждого последующего страхового случая.

Достаточно низкие суммы возмещения ущерба - причина, по которой представители страховых компаний советуют автовладельцам не отказываться от добровольного страхования ответственности. Полис по добровольному страхованию поможет покрыть сумму, превысившую лимиты по обязательной "автогражданке". "Дорогих машин в городе немало, следовательно, 120 тысяч, положенных обязательному страхованию ответственности, на ремонт автомобиля может не хватить. Выход - купить полис добровольного страхования. Лучший вариант для автовладельца - получить сразу два полиса: по обязательному и добровольному страхованию. В этом случае в договоре мы пропишем, что полис добровольного страхования начнет действовать после того, как сумма возмещения, предусмотренная по договору обязательного страхования будет превышена", - объясняет Альберт Хусаинов, старший эксперт управления развития страховой компании "АВИКОС".

Впрочем, в обязательном страховании автогражданской ответственности есть целый ряд преимуществ по сравнению с добровольным. "По обязательному страхованию перечень страховых случаев, при которых страховая компания должна выплачивать пострадавшим деньги, значительно шире. В 99 процентах случаев по договорам на добровольное страхование выплаты пассажирам транспортного средства, чей водитель виновен в ДТП, не производятся. Кроме того, лимит выплат по обязательному страхованию по сути неисчерпаем, тогда как по добровольному - он уменьшается после каждой страховой выплаты. Например, если вы застраховали свою ответственность на 10 тыс. долл., при первой аварии выплачивается 7 тыс. долл., при второй уже 3 тысячи", - подчеркивает Владимир Измаилов из РСА.

Если произошла авария...

Первым делом нужно вызвать сотрудников ГИБДД. Далее - записать фамилии и адреса очевидцев происшествия. Если второй участник аварии намерен предъявить требование о возмещении вреда - водитель машины должен сообщить ему номер страхового полиса, название страховой компании, выдавшей его, а также ее адрес и контактный телефон.

Сотрудники ГИБДД составят протокол, а через несколько дней выдадут справку о ДТП. Кроме того, оба водителя вместе с владельцем, застраховавшим свой транспорт по договору об обязательном страховании ответственности, должны заполнить бланк извещения о ДТП, который выдавался в страховой компании после заключения договора. Если в аварии пострадали пассажиры, в бланке необходимо указать сведения о них.

Заполненные участниками ДТП извещения потерпевший водитель должен в пятидневный срок вручить или отправить по почте или факсу страховщику или его представителю в том регионе, где случилась авария. Одновременно нужно подать и заявление о страховой выплате, приложив к нему справку о ДТП, выданную в ГИБДД, копию протокола об административном правонарушении и копию постановления по делу об административном правонарушении.

Как отразить страховку в учете

О том, какие проводки должен сделать бухгалтер фирмы, застраховавшей свою гражданскую ответственность, вы узнаете из примера.

Пример. 20 июня 2003 г. ООО "Авто" заключило договор обязательного страхования гражданской ответственности. Срок действия договора - 1 год. На автомобиле "Газель" будет ездить один и тот же работник.

Базовая ставка страхового тарифа - 2375 руб.

Автомобиль используется в Москве (коэффициент - 2), стаж вождения работника - 3 года, возраст - 28 лет (коэффициент - 1), мощность автомобиля "Газель" - 100 - 110 л. с. (коэффициент - 1,3), на автомобиле весь год будет ездить один и тот же работник (коэффициент - 1). Все остальные коэффициенты в первый год равны 1. Рассчитаем сумму страховой премии (платы за страховку):

2375 руб. x 2 x 1 x 1 x 1 x 1,3 x 1 x 1 x 1 = 6175 руб.

Максимальная страховая премия равна 14 250 руб. (2375 руб. x 2 x 3). Следовательно, ООО "Авто" заплатит 6175 руб.

В июне бухгалтер ООО "Авто" сделает такие проводки:

Дебет 76 Кредит 51

Дебет 97 Кредит 76

В июле бухгалтер спишет часть суммы страховой премии:

Дебет 26 Кредит 97

В налоговом учете расходы по оплате страховки включают в состав прочих расходов.

С.Ромашкина