Мудрый Экономист

Государственная защита прав гражданина в сфере труда

"Финансовая газета", N 18, 2003

Какая конкретно ответственность предусмотрена за нарушение трудового законодательства?

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к дисциплинарной, гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности предусмотрен ст.ст.192, 193, 195 ТК РФ. Порядок гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ГПК РФ и другими федеральными законами; порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - Федеральным законом от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".

Порядок привлечения к административной ответственности определен введенным в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ, в котором предусмотрена административная ответственность за целый ряд составов (как общий, так и специальные) административных правонарушений, связанных с нарушением трудового законодательства, в том числе норм о социальном партнерстве. Так, согласно ч.1 ст.5.27 этого Кодекса нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ. Статья 5.28 КоАП РФ предусматривает административную ответственность работодателя или его представителя в виде штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения. За непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, ст.5.29 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ, налагаемого на работодателя или лицо, его представляющее.

В соответствии со ст.5.30 КоАП РФ предусматривается административная ответственность в виде штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ за неправомерный отказ работодателя или представляющего его лица от подписания согласованного коллективного договора, соглашения.

За нарушение или невыполнение обязательств, установленных коллективным договором, соглашением, предусматривается административная ответственность работодателя или представляющего его лица в виде штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ (ст.5.31 КоАП РФ).

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников по выдвижению требований, объявлению забастовки или создание препятствий их проведению, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (ст.5.32 КоАП РФ).

Статья 5.33 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, в виде административного штрафа в размере от 20 до 40 МРОТ.

ТК РФ устанавливает безусловный запрет на локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке. За указанное противоправное деяние установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ (ст.5.34 КоАП РФ).

В соответствии со ст.5.42 КоАП РФ отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, а также необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ, на должностных лиц - от 5 до 10, на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ (ст.5.44 КоАП РФ).

Частью 2 ст.5.27 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде дисквалификации, которое заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Если все предыдущие административные наказания назначаются должностными лицами федеральной инспекции труда, то решение о дисквалификации принимается судьей (но протокол о данном административном правонарушении составляют должностные лица органов федеральной инспекции труда, которые затем направляют этот протокол судье) и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Некоторые нарушения законов и иных нормативных правовых актов о труде в соответствии с УК РФ влекут уголовную ответственность. Так, в соответствии со ст.143 УК РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч.1). То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч.2).

Статьей 145 УК РФ предусмотрено, что необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов.

В соответствии со ст.145.1 УК РФ невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч.1). То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 300 до 700 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч.2).

Порядок производства по уголовным делам на территории Российской Федерации определяется введенным в действие с 1 июля 2002 г. УПК РФ.

Каковы основные результаты деятельности федеральной инспекции труда по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и защите трудовых прав граждан в прошедшем году?

Состояние дел с соблюдением трудовых прав граждан в 2002 г. складывалось под влиянием определенных наметившихся тенденций в социально - экономической сфере, а также введения в действие нового ТК РФ. В 2002 г. органами федеральной инспекции труда проведено около 255 тыс. различных проверок, в результате которых было выявлено и устранено 2,1 млн нарушений трудовых прав граждан. В целях устранения и предупреждения указанных нарушений работодателям выдано около 233 тыс. обязательных для исполнения предписаний (за 2001 г. - 230 тыс.). За допущенные грубые нарушения трудового законодательства государственными инспекторами труда в указанном периоде было оштрафовано более 65 тыс. виновных руководителей и других ответственных работников организаций на общую сумму около 66 млн руб. (за 2001 г. - около 56 млн руб.), к дисциплинарной ответственности по их требованию привлечено свыше 25 тыс. должностных лиц, в том числе отстранено от должности или уволено около 900 человек.

Достаточно сложной по-прежнему оставалась ситуация с нарушением прав граждан на оплату труда. По этим вопросам органами федеральной инспекции труда было проведено около 58 тыс. проверок (целевых, комплексных и тематических), в том числе около 11 тыс. проверок - в бюджетных организациях. Общая сумма выплаченной задержанной зарплаты после вмешательства государственных инспекций труда составила около 6,9 млрд руб. (за 2001 г. - около 5,3 млрд руб.). Справки о результатах проверок соблюдения законодательства об оплате труда систематически направлялись высшим органам государственной власти, заинтересованным федеральным министерствам и ведомствам.

В ходе проверок соблюдения законодательства о рабочем времени и времени отдыха по требованиям госинспекторов труда около 9,8 тыс. работников были предоставлены неправомерно задержанные отпуска.

По результатам проверок соблюдения законодательства по вопросам трудового договора в результате вмешательства госинспекторов труда восстановлено на работе свыше 2,2 тыс. незаконно уволенных работников, в отношении которых были допущены очевидные и грубые нарушения.

По вопросам соблюдения трудовых прав женщин государственными инспекциями труда проведено свыше 5,7 тыс. тематических и целевых проверок, в результате которых выявлено и устранено около 34 тыс. нарушений. По вопросам соблюдения трудовых прав работников в возрасте до 18 лет в истекшем периоде проведено более 2,4 тыс. тематических и целевых проверок, в результате которых выявлено и устранено свыше 9,3 тыс. нарушений.

В ходе проверок соблюдения законодательства о трудовой дисциплине по требованиям госинспекторов труда отменено около 12 тыс. незаконно наложенных на работников дисциплинарных взысканий.

В целях контроля за соблюдением законодательства о коллективных договорах и соглашениях государственными инспекциями труда проведено более 2,5 тыс. тематических и целевых проверок, в ходе которых выявлено и устранено около 26 тыс. нарушений.

В результате проведенных в 2002 г. государственными инспекторами по охране труда более 152 тыс. различных проверок было выявлено около 1,5 млн нарушений прав работников в области охраны труда. Главное их внимание было сосредоточено на комплексном обследовании предприятий, расследовании несчастных случаев на производстве с тщательным выявлением причин в целях их устранения и профилактики, побуждении работодателей к восстановлению служб по охране труда, организации обучения и аттестации специалистов и руководителей. При этом было расследовано около 1800 групповых несчастных случаев, 19,2 тыс. тяжелых случаев, 6,5 тыс. несчастных случаев со смертельным исходом. В результате действий госинспекторов труда выявлено более 3,5 тыс. сокрытых работодателями несчастных случаев на производстве, в том числе более 300 со смертельным исходом.

В связи с грубыми нарушениями требований охраны труда, создающими угрозу жизни и здоровью работников, и в целях недопущения несчастных случаев на производстве была приостановлена работа 40 предприятий, около 6 тыс. производственных подразделений и более 78 тыс. единиц оборудования; отстранено от работы более 90 тыс. работников, не обученных нормам охраны труда и техники безопасности.

Органы федеральной инспекции труда конструктивно взаимодействуют с другими государственными и общественными органами и организациями. Так, в 2002 г. ими проведено около 11 тыс. совместных проверок во взаимодействии с органами прокуратуры, около 19 тыс. - с органами по труду субъектов Российской Федерации, более 14 тыс. - с инспекциями труда профсоюзов. Совместные проверки проводились также с органами Госсанэпиднадзора, Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, налоговыми и финансовыми органами.

Большое внимание в работе федеральной инспекции труда уделялось пропаганде правовых знаний, проведению совещаний, семинаров, выступлению в СМИ по вопросам соблюдения трудового законодательства. В этих целях с управленческим персоналом предприятий по результатам проверок проведено свыше 116 тыс. совещаний и семинаров, количество выступлений и публикаций в СМИ составило около 3,4 тыс.

После вступления в силу нового ТК РФ наметилась тенденция некоторого снижения количества выявляемых в ходе проверок нарушений по отдельным вопросам трудового права (в сравнении с соответствующим периодом 2001 г.), в частности по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, гарантий и компенсаций, дисциплины труда, трудового распорядка.

А.Луговой

Руководитель Департамента - заместитель

главного государственного инспектора труда

Российской Федерации

Федеральная инспекция труда

(Минтруд России)