Мудрый Экономист

Представление налоговой и бухгалтерской отчетности через интернет

"Налоговые известия Московского региона", N 4, 2003

Глобальная информационная сеть Интернет дает возможность существования общества на основе "виртуального общения". Средства электронной связи открывают новые возможности для взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями в электронном виде.

В настоящее время Россия присоединилась к ведущим странам мира, которые активно используют систему организации обмена конфиденциальной информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным сетям связи. По состоянию на начало марта 2003 г. более 2,3 тыс. московских организаций подключено к системе безбумажной технологии сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности.

Правовая база

Основой для построения деловых отношений между государством и юридическими лицами с использованием электронных документов стал Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Согласно данному Закону документ в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП), приобретает юридический статус, т.е. имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ с собственноручной подписью и печатью.

В этот же период вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2001 г. N 180-ФЗ "О внесении изменения в ст.80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в котором сказано, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, налогоплательщик получил возможность представлять налоговую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае днем ее представления считается дата отправки файла.

Федеральный закон от 28 марта 2002 г. N 32-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете"" также регламентирует представление бухгалтерской отчетности в электронном виде: "Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в ст.15 настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Вышеперечисленные нормативные правовые акты формируют законодательную базу для перехода на безбумажную технологию сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи с использованием ЭЦП.

Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 был утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, который определяет общие принципы организации информационного обмена при использовании системы безбумажной технологии. Согласно этому Порядку формы налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями законодательства, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению в архиве юридически значимых документов и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.

Представление налоговой отчетности в электронном виде должно осуществляться строго через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику. При этом налогоплательщик уже не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе.

Итоговым документом, который разрешил все вопросы в использовании системы безбумажной технологии, стали Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные Приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705, которые регламентируют требования к программно-аппаратным средствам при использовании безбумажной технологии, процедуру сопровождения формата представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, требования к специализированным операторам связи, правила использования средств ЭЦП и средств шифрования, порядок электронного документооборота и прочие процедуры системы безбумажной технологии.

Слабым местом в системе безбумажной технологии оставался факт частых внесений изменений в формы налоговой и бухгалтерской отчетности. Появилась реальная опасность того, что "бумажный" вариант формы отчетности будет появляться и вводится в действие задолго до утверждения МНС России формата представления отчетности в электронном виде. Приказ МНС России от 31 декабря 2002 г. N БГ-3-06/756 "О порядке ввода в действие новых форм налоговых деклараций" полностью исключает этот недостаток. Согласно данному Приказу бумажная и электронная версии форм отчетности должны утверждаться одновременно, что автоматически гарантирует налогоплательщикам, пользующимся системой безбумажной технологии сдачи отчетности, своевременное обновление всех вновь выходящих форм.

Порядок взаимодействия участников системы формирования и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности по безбумажной технологии

При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы по электронной почте применяется специальная технология электронного документооборота, которая обеспечивает не только защиту информации, но и корректное разрешение конфликтных ситуаций.

Налогоплательщик осуществляет обмен электронными документами в рамках такого документооборота только с налоговым органом и оператором связи.

При представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщик соблюдает следующий порядок электронного документооборота:

  1. После подготовки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в соответствии с утвержденным форматом подписывает ее ЭЦП налогоплательщика и отправляет в адрес налогового органа по месту своего учета.
  2. В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) получает следующие документы:

квитанцию о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде;

протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности);

подтверждение оператора связи.

  1. Подтверждает подлинность ЭЦП налогового органа на квитанции о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде и сохраняет квитанцию у себя на компьютере.
  2. Протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) после подтверждения подлинности ЭЦП налогового органа заверяется ЭЦП налогоплательщика и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылается в адрес налогового органа. Второй экземпляр протокола входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности), подписанного ЭЦП налогового органа и заверенного ЭЦП налогоплательщика, сохраняется в компьютере налогоплательщика.
  3. Если в протоколе содержится информация о том, что налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) не прошла входной контроль, то налогоплательщик устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру сдачи форм налоговой декларации (бухгалтерской отчетности), по которым зафиксированы ошибки.
  4. Если налогоплательщик не получил от налогового органа в установленное время квитанцию о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде и/или протокол входного контроля, он заявляет налоговому органу и/или оператору связи о данном факте и при необходимости повторяет процедуру сдачи налоговой декларации (бухгалтерской отчетности).

При получении налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган соблюдает следующий порядок электронного документооборота:

  1. В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента получения налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) налоговый орган выполняет следующие действия:

подтверждает подлинность ЭЦП налогоплательщика;

формирует квитанцию о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде (т.е. заверяет полученную налоговую декларацию (бухгалтерскую отчетность) ЭЦП налогового органа) и направляет ее налогоплательщику;

проверяет полученную налоговую декларацию (бухгалтерскую отчетность) на соответствие утвержденному формату и формирует протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности);

направляет налогоплательщику протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности).

  1. Второй экземпляр квитанции о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде сохраняется на сервере налогового органа.
  2. Протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности), возвращенный налогоплательщиком, после подтверждения подлинности ЭЦП налогоплательщика сохраняется на сервере налогового органа.
  3. Налоговая декларация в электронном виде, подписанная ЭЦП налогоплательщика, подлинность которой подтверждена, и прошедшая входной контроль на соответствие утвержденному формату, регистрируется в установленном порядке, разносится по лицевым счетам и вводится в базу данных камеральных проверок.
  4. При передаче дела налогоплательщика в другой налоговый орган, имеющий техническую возможность приема налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, передаются оригинальные файлы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и файлы подтверждений специализированного оператора связи из хранилища юридически значимых электронных документов. При необходимости могут быть изготовлены бумажные копии, заверяемые уполномоченным должностным лицом налогового органа.

Оператор связи фиксирует дату отправки налогоплательщиком налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде в качестве даты ее представления и формирует подтверждение оператора связи с указанием даты и времени отправки электронного документа. Формирование, обмен и хранение подтверждений осуществляются в следующем порядке:

  1. Подтверждение подписывается ЭЦП оператора связи и высылается одновременно в адрес налогового органа и налогоплательщика в зашифрованном виде.
  2. В течение суток после получения подтверждения оператора связи (без учета выходных и праздничных дней) участник информационного обмена (налоговый орган и налогоплательщик) проверяет подлинность ЭЦП оператора связи, заверяет подтверждение своей ЭЦП и высылает один экземпляр в адрес оператора, сохранив второй экземпляр на своем сервере.
  3. Оператор хранит на своем сервере все полученные подтверждения, заверенные ЭЦП участников информационного обмена.

Налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) считается представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное ЭЦП оператора.

Формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде считаются принятыми в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, в случае, если налогоплательщик получил протокол входного контроля, подтверждающий, что эти формы не содержат ошибок и прошли входной контроль.

Формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде не считаются принятыми в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, в случае, если налогоплательщик не получил протокол входного контроля или получил протокол входного контроля, в котором содержится информация о том, что данные формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде содержат ошибки и не прошли входной контроль.

Безопасность передачи информации по каналам связи

При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы по электронной почте применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ) - комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающих защиту информации в соответствии с утвержденными стандартами и сертифицированные в соответствии с действующим законодательством - шифрование и электронная цифровая подпись.

Использование электронной цифровой подписи документа обеспечивает:

сохранение конфиденциальности переписки;

однозначность идентификации налогоплательщика, приславшего файлы отчетности;

защиту файлов отчетности от несанкционированных исправлений.

Применяемые в системе безбумажной технологии средства шифрования аналогичны по используемым алгоритмам длине ключа и уровню стойкости тем средствам, которые используются в силовых ведомствах, спецслужбах, системах дипломатической связи, банковских системах и т.д.

Таким образом, передаваемая отчетность полностью защищена от внесения изменений в отчетность налогоплательщика. Прочесть файлы с документами может только налоговая инспекция, поскольку только она располагает ключами для расшифровки сообщения.

Оператор связи

Оператор связи - это компания, предоставляющая налогоплательщикам и налоговым органам в рамках системы сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи следующие услуги:

поддержку обмена электронными документами, к которым относятся услуги электронной почты, мониторинг выполнения регламента электронного документооборота, подтверждение даты сдачи отчетности;

распространение СКЗИ в системе и управление ключевой информацией, к которым относятся создание и сертификация ключей СКЗИ, распределение их в системе, плановая и внеплановая замена ключей;

поддержку актуальных форматов налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности.

Согласно упомянутым ранее Методическим рекомендациям об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи выбор специализированных операторов связи осуществляет региональное управление по налогам и сборам.

Оператором связи может стать любая коммерческая организация, удовлетворяющая установленным требованиям Методических рекомендаций. Прежде всего это наличие ряда лицензий ФАПСИ, Минсвязи России, сертификатов программных средств и наличия телекоммуникационной инфраструктуры, которая обеспечивает представление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде. Свои функции специализированные операторы выполняют на основе соглашений с налоговыми органами.

В Московском регионе есть пока только один специализированный оператор связи - ООО "Такском" (www.taxcom.ru), действующий на основании следующих соглашений:

Соглашение от 16 сентября 2002 г. N 144 с УМНС России по г. Москве (www.mosnalog.ru);

Соглашение от 21 февраля 2003 г. N 01-06/МН-47 с УМНС России по Московской области (www.mosoblnalog.ru).

Форматы налоговой и бухгалтерской отчетности, принимаемые в электронном виде

Согласно положениям Налогового кодекса РФ формы налоговой и бухгалтерской отчетности, передаваемые в налоговые органы по безбумажной технологии, должны соответствовать утвержденному МНС России формату представления. В настоящее время утверждены форматы следующих документов (см. нижеприведенную таблицу).

Разрешение спорных вопросов в системе безбумажной технологии

В случае отправления налоговой или бухгалтерской отчетности в налоговые органы с неверными данными внесение изменений осуществляется повторным отправлением файлов с исправленной информацией в инспекцию. В настоящее время организация электронного документооборота осуществляется следующим образом: налогоплательщик вправе присылать в налоговые органы дополненные или исправленные варианты отчетности до истечения законодательно установленного срока сдачи налоговой или бухгалтерской отчетности. Считается верным и принимается к обработке самое последнее из переданных от налогоплательщика сообщение.

При возникновении ситуаций, связанных с оспариванием сторонами авторства и/или содержимого документа, а также с разной трактовкой даты и времени поступления электронного документа получателю, проводится экспертиза ЭЦП документов, для осуществления которой привлекается оператор связи. Для проведения разбора конфликтной ситуации в течение семи рабочих дней создается комиссия, в состав которой входят уполномоченные представители сторон, участвующих в споре, и представитель оператора связи. Состав комиссии и дата проведения разбора согласовываются оператором связи в рабочем порядке в течение трех рабочих дней после поступления запроса оператору связи. Комиссия осуществляет свою работу на территории оператора связи с использованием одного из рабочих персональных компьютеров с уже установленными операционной системой и всем необходимым прикладным программным обеспечением. Подготовка компьютера осуществляется оператором связи с использованием серийного комплекта программного обеспечения. Все операции по подготовке компьютера производятся в присутствии представителей обеих сторон.

По результатам проведения проверок комиссия подписывает заключение, в котором сообщает о признании или непризнании требований, содержащихся в запросе инициирующей разбирательство стороны. При полном или частичном отказе в удовлетворении требований указывает обоснованные мотивы отказа. К заключению прилагается перечень документов, сформированных в ходе проведения проверок.

В случае нарушения работоспособности телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности Управления МНС России по г. Москве, Управление и инспекция, в которой состоит на учете организация-налогоплательщик, представляющая налоговые декларации в электронном виде по телекоммуникационным средствам связи, признают в качестве даты сдачи налоговой отчетности организацией день поступления сообщения в электронном виде на сервер оператора связи, указанный в подтверждении оператора.

                      Налоговые декларации                      
Авансовые платежи по ЕСН        
(квартальная)
Авансовые платежи в ПФР        
(квартальные)
Налог на прибыль российских     
организаций
Налог на прибыль иностранных   
организаций
НДС                             
НДС 0%                         
Налог на владельцев             
транспортных средств <*>
Налог на пользователей         
автомобильных дорог <*>
Сбор за использование           
наименования "Россия"
Налог на игорный бизнес        
Налог на имущество (организаций)
Налог на имущество             
(обособленное подразделение)
Налог на имущество иностранной  
организации
Налоговый расчет выплаченных   
иностранным организациям
доходов и удержанных налогов
Налог с продаж (г. Москва)      
Налог на рекламу (г. Москва)   
                    Бухгалтерская отчетность                    
Бухгалтерский баланс (форма N 1)
 Отчет о прибылях и убытках    
(форма N 2)
Отчет об изменениях капитала    
(форма N 3)
Отчет о движении денежных      
средств (форма N 4)
Приложение к бухгалтерскому     
балансу
(форма N 5)
Отчет о целевом использовании  
полученных средств
(форма N 6)
<*> Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ отменены налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств и введен транспортный налог.

После восстановления работоспособности телекоммуникационных средств налоговая инспекция высылает в адрес налогоплательщика уведомление о признании указанной в подтверждении оператора связи даты сдачи налоговой отчетности данной организацией и о необходимости повторного представления налоговой декларации в электронном виде.

В случае нарушения работоспособности телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности оператора связи оператор несет ответственность в соответствии с действующим законодательством перед организациями-налогоплательщиками, представляющими налоговые декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, которые не имели возможности сдать налоговые декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в сроки, установленные налоговым законодательством Российской Федерации, по причине неработоспособности телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности оператора связи.

Подключение налогоплательщиков к системе безбумажной технологии

Сдавать отчетность в электронном виде по каналам связи может любая организация, состоящая на учете в одной из московских налоговых инспекций, подключенных к системе представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Юридическим лицам, заинтересованным в переходе на новые технологии, необходимо обратиться в свою налоговую инспекцию и узнать, подключена ли она к системе.

В настоящее время 38 московских налоговых инспекций принимают отчетность по безбумажной технологии, в апреле 2003 г. к этой системе будут подключены еще 4 инспекции. В Московской области пока ведутся работы по подключению налоговых инспекций к системе. К началу лета 2003 г. планируется перевести на безбумажную технологию инспекции подмосковных городов Мытищи и Химки.

В случае получения от налоговой инспекции положительного ответа следует решить некоторые внутренние и внешние организационные вопросы. С рабочего места должен быть обеспечен доступ к сети Интернет с помощью модема или по выделенной линии. Далее следует заключить договор со специализированным оператором связи на оказание услуг по сдаче отчетности и приобрести у него программное обеспечение, позволяющее формировать налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде для отправления ее по каналам связи. У него же необходимо получить средства криптографической защиты информации, используемые для подписания файлов отчетности электронной цифровой подписью и их шифрования перед отправкой в налоговую инспекцию.

Стоимость работ в Москве по подключению юридического лица к системе сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде составляет порядка 100 долл. США.

Подключение к системе безбумажной технологии предоставляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ:

экономию времени, затрачиваемого на представление налоговой и бухгалтерской отчетности. Сдача отчетности осуществляется непосредственно из офиса с рабочего места налогоплательщика в течение нескольких минут без последующего дублирования документов на бумажном носителе;

отчетность может быть отправлена в налоговые органы круглосуточно и без выходных;

расширение временных рамок сдачи отчетности - бухгалтер может отправить файлы до 24 часов последнего дня сдачи отчетности;

сокращение ошибок при подготовке отчетности за счет средств выходного контроля - налогоплательщику предоставляется возможность подготовки отчетности в стандартном формате, с контролем правильности заполнения полей форм отчетности; при этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы;

гарантированное подтверждение доставки отчетности, которое имеет юридическую силу в спорных ситуациях;

присланные налогоплательщиком данные в налоговой инспекции проходят входной контроль и разносятся на лицевые счета автоматически, что исключает технические ошибки и повышает оперативность обработки информации;

гарантию оперативного обновления форм отчетности - в случае изменения форм налоговой отчетности, введения новых форм отчетности налогоплательщик до срока сдачи отчетности получает обновление форм по электронной почте;

получение по электронной почте сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом (информационные выписки) - налогоплательщик может отправить по электронной почте запрос на получение информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом;

получение по электронной почте информации с доски объявлений налоговой инспекции.

Т.В.Матвеева

Управление МНС России

по г. Москве