Мудрый Экономист

Система технического регулирования в Российской Федерации

"Экономико-правовой бюллетень", N 4, 2003

27 декабря 2002 г. был принят Федеральный Закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон). Однако вступление данного Закона в силу отложено до истечения шестимесячного срока со дня его официального опубликования, состоявшегося 30 декабря 2002 г.

Принятие Закона обусловлено существенным реформированием системы установления обязательных требований к продукции и процессам ее производства, а также действующего в настоящее время порядка стандартизации и сертификации продукции, работ, услуг.

В первую очередь Закон призван приблизить российские нормативы, предъявляемые к качеству продукции и процессам производства, к действующим международным стандартам, в частности стандартам Всемирной торговой организации. Изменения также связаны с тем, что существующие в нынешнее время технические нормативы качества продукции и услуг не образуют единой системы, а контроль за их исполнением осуществляется различными государственными органами, подчас дублирующими друг друга.

Законом регулируются отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также в области установления и применения таких требований на добровольной основе.

Положения Закона касаются деятельности самого широкого круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выступающих изготовителями и продавцами продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги либо являющихся органами по сертификации.

Законом выделены две основные категории регламентирующих актов в области технического регулирования.

К первой категории относятся технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Ко второй категории относятся стандарты, содержащие характеристики продукции, процессов производства, выполнения работ и оказания услуг, которые применяются в добровольном порядке.

Остановимся подробнее на порядке принятия и сфере применения каждого из указанных документов, а также общих правилах подтверждения соответствия продукции.

Технические регламенты

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают обязательные к применению и исполнению требования к объектам технического регулирования: продукции (в том числе зданий, строений и сооружений), процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Технические регламенты могут приниматься международными договорами РФ, федеральными законами, Указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. При этом принятые в установленном порядке технические регламенты вступают в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня их официального опубликования (п.10 ст.7 Закона).

Законом определяется общий порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов. Особенностью процесса разработки и принятия технических регламентов является то, что любое заинтересованное лицо (производитель продукции, продавец и др.) может выступить разработчиком проекта регламента. Помимо этого, согласно ст.9 Закона заинтересованные лица, как организации, так и граждане, могут участвовать в процессе разработки и принятия технических регламентов посредством публичного обсуждения опубликованного в печатном издании либо информационной системе общего пользования проекта регламента, представления письменных замечаний к проекту, а также проведении экспертизы проектов регламентов.

Допускается особый порядок разработки и принятия технических регламентов. В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, животных и растений, когда необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент РФ вправе издать технический регламент без соблюдения общего порядка (п.1 ст.10 Закона). Правительство РФ также вправе издать постановление о техническом регламенте до вступления в силу федерального закона о соответствующем регламенте (п.3 ст.10 Закона).

Как установлено ст.7 Закона, содержащиеся в технических регламентах обязательные требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть переработаны только путем внесения изменений в соответствующий технический регламент.

Закон различает два вида технических регламентов: общие, принимаемые в отношении любых видов продукции, и специальные, устанавливающие требования только к отдельным видам объектов технического регулирования, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общими техническими регламентами (ст.8 Закона). Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, электромагнитной совместимости, а также пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п.7 ст.6 Закона период реформирования системы технического регулирования в Российской Федерации, в течение которого должны быть приняты технические регламенты, составляет семь лет со дня вступления в силу Закона. При этом действующие в настоящее время обязательные требования к продукции, процессам производства и пр., в отношении которых технические регламенты не будут приняты в установленный срок, прекращают свое действие.

Порядок принятия и применения стандартов

В соответствии со ст.2 Закона стандартом является документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандартом также могут быть установлены требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Основным принципом стандартизации в России признается добровольный характер применения стандартов субъектами предпринимательства.

В области стандартизации применяются:

Национальные стандарты разрабатываются и утверждаются национальным органом по стандартизации, уполномоченным Правительством РФ. Как и при принятии технических регламентов, Законом предусмотрена возможность любых заинтересованных лиц участвовать в разработке проекта национального стандарта.

Применение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями национального стандарта подтверждается специальным знаком соответствия национальному стандарту и осуществляется на добровольной основе любым удобным для них способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации (ст.15, п.2 ст.22 Закона).

Согласно ст.17 Закона коммерческие, общественные, научные организации, саморегулируемые организации и объединения юридических лиц могут разрабатывать и утверждать собственные стандарты. При этом одним из главных условий установления стандартов, как национальных, так и отдельных организаций, является их соответствие международным стандартам и техническим регламентам (ст.12 Закона).

Особое внимание следует обратить на то, что с момента вступления в силу Закона утрачивает силу Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации". Это обусловлено отказом от применения обязательных требований государственных стандартов в пользу системы добровольного применения стандартов в Российской Федерации.

В то же время Законом не определены пределы действия существующих в настоящее время нормативных документов по стандартизации (ГОСТов, классификаторов и др.), которые приняты Госстандартом России. В связи с этим остается открытым вопрос относительно соблюдения организациями требований действующих ГОСТов к продукции, работам и услугам после вступления в силу Закона и до утверждения соответствующих национальных стандартов или стандартов организаций. Отметим также, что до настоящего времени не внесены изменения в действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которым предусмотрена ответственность, в частности, за нарушение обязательных требований государственных стандартов (ст.19.19).

По нашему мнению, учитывая, что с момента вступления в силу Закона применение национальных стандартов производится по усмотрению субъекта предпринимательства, нельзя требовать от организаций соблюдения требований ранее установленных стандартов после 1 июля 2003 г.

Процедура подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия объектов технического регулирования, работ и услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст.2 Закона).

На основании ст.20 Закона подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации на основании договора между заинтересованным лицом и органом по сертификации.

Объектами добровольной сертификации являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, маркируются знаком соответствия системы добровольной сертификации, порядок применения которого устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации (ст.22 Закона).

Закон предусматривает возможность создания юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) собственной системы добровольной сертификации, которая по усмотрению указанных лиц может быть зарегистрирована в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

Согласно ст.23 Закона обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Как установлено п.1 ст.23 Закона, объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Однако следует заметить, что ни Закон, ни иные нормативно-правовые акты не позволяют определить конкретное содержание приведенной формулировки "продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации" и виды продукции, которые могут быть к ней отнесены. На наш взгляд, к подобной продукции следует относить продукцию, не предназначенную для реализации на территории России и поставляемую на экспорт. Полагаем также, что при принятии отдельных технических регламентов упомянутая формулировка "продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации" получит более точное определение.

Следует обратить внимание на исключение из объектов обязательного подтверждения соответствия (декларирования и сертификации) услуг, тогда как в соответствии с действующим в настоящее время законодательством (Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг") услуги подлежат обязательной сертификации и декларированию.

Декларирование соответствия продукции осуществляется путем принятия заинтересованным лицом декларации о соответствии на основании собственных доказательств либо с использованием дополнительных доказательств, полученных с участием третьих лиц (органа по сертификации, аккредитованной испытательной лабораторией) в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом (ст.24 Закона). Техническим регламентом определяется также круг заявителей, которые вправе от своего имени подавать в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию декларацию о соответствии, форма декларации, срок ее действия и другие вопросы.

Основные требования к содержанию декларации установлены п.5 ст.24 Закона. Оформленная заявителем декларация о соответствии представляется на регистрацию в орган по техническому регулированию, который обязан зарегистрировать ее в течение трех дней. Необходимо отметить, что соответствующий орган по техническому регулированию не может отказать в приеме и регистрации поданной заявителем декларации. В то же время проверка содержащихся в данной декларации сведений осуществляется в порядке проведения органом по техническому регулированию контрольных мероприятий в соответствии со ст.34 Закона.

Обязательная сертификация продукции осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом (ст.26 Закона).

В заключение отметим, что с вступлением в силу Закона утрачивает силу Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг".

В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о действии ранее выданных сертификатов соответствия, полученных организациями знаков соответствия, а также принятых деклараций о соответствии. Как установлено п.8 ст.46 Закона, документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу данного Закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

Кроме того, прекращение действия Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" не означает вывода о возможности несоблюдения требований об обязательной сертификации выпускаемой организациями продукции в случае, если соответствующие технические регламенты не будут приняты до вступления в силу Закона.

Как установлено п.1 ст.46 Закона, со дня вступления его в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению. Следовательно, выпускаемая после вступления в силу Закона продукция должна отвечать требованиям об обязательной сертификации и декларированию, содержащимся в ранее принятых нормативных актах.

Вместе с тем условием обязательного исполнения требований ранее принятых нормативных правовых актов выступает их соответствие целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Подобную формулировку вряд ли можно признать удачной из-за неконкретного содержания. Однако, на наш взгляд, существенного значения это не имеет, поскольку на практике требование о соответствии указанным выше целям может быть предъявлено в отношении любой продукции.

Таким образом, следует вывод о том, что после прекращения действия Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" и до принятия новых технических регламентов организации должны исполнять требования об обязательной сертификации продукции, установленные действующими в настоящее время нормативными правовыми актами.

А.Музыченко