Мудрый Экономист

Знакомьтесь: транспортный налог

"Российский налоговый курьер", N 7, 2003

С 1 января вступила в силу новая глава Налогового кодекса - гл.28 "Транспортный налог". Его вводят на своей территории региональные власти. Это сделали уже все регионы, и налогоплательщикам и налоговым инспекторам пришло время знакомиться с новым налогом.

Что облагается налогом

Транспортные средства, которые облагаются новым налогом, перечислены в ст.358 НК РФ. Во-первых, это наземные транспортные средства (автомобили, мотоциклы, и т.д.). Во-вторых - водные транспортные средства (катера, яхты, и т.д.). В-третьих, воздушные транспортные средства (самолеты, вертолеты и т.п.).

Налогом облагаются только те транспортные средства, которые зарегистрированы в соответствующих государственных органах (Госавтоинспекция, Гостехнадзор, морские порты и др.). По транспортным средствам, которые регистрировать не нужно, налог не взимается. Примером могут служить мотороллеры с объемом двигателя не более 50 куб. см. Транспортные средства, подлежащие регистрации, но по каким-либо причинам не зарегистрированные, налогом также не облагаются. Но и эксплуатировать их нельзя.

В п.2 ст.358 Кодекса перечислены транспортные средства, которые освобождены от налога. Некоторые положения данного пункта требуют пояснений.

Подпункт 2 выводит из-под налогообложения легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с., полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения (например, через органы собеса). Чтобы освободить такие транспортные средства от налога, нужно представить в налоговую инспекцию документы, которые подтверждали бы, что машина получена или куплена через такие органы.

В пп.4 сказано, что налогом не облагаются пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, принадлежащие некоторым категориям организаций. Речь идет об организациях, основным видом деятельности которых являются пассажирские или грузовые перевозки (то есть перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки). Подтверждением, что такая деятельность действительно является основной, могут служить:

  1. учредительные документы организации (учредительный договор, устав и др.), определяющие пассажирские и грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
  2. действующая лицензия на осуществление пассажирских или грузовых перевозок;
  3. превышение выручки от пассажирских и грузовых перевозок над выручкой от других видов деятельности;
  4. систематическое осуществление пассажирских или грузовых перевозок в период навигации (для водных судов).

Подпункт 5 исключает из объекта налогообложения тракторы, самоходные комбайны и специальные автомашины. Льгота распространяется только на те из них, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Чтобы подтвердить такой статус, налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию расчет стоимости произведенной продукции за год, выделив отдельной строкой произведенную сельскохозяйственную продукцию. Ее стоимость определяется исходя из цен реализации в течение года.

Подпункт 7 гласит, что не подпадают под налог транспортные средства, находящиеся в розыске. При этом в налоговую инспекцию необходимо представить документы, выдаваемые органами милиции или другими государственными органами, расследующими преступления. Если машина нашлась, необходимо об этом письменно сообщить в инспекцию. В противном случае это будет считаться уклонением от налога.

Кто платит налог

Транспортный налог должны платить физические и юридические лица, на которых зарегистрированы облагаемые налогом транспортные средства. Кто же к таким лицам относится?

Во-первых, собственники наземных транспортных средств. Они указываются в справке-счете или ином документе, удостоверяющем право собственности.

Во-вторых, владельцы транспортных средств - по автотранспортным средствам, зарегистрированным в других странах, которые временно (до шести месяцев) находятся и регистрируются на территории России.

В-третьих, собственники судов или лица, владеющие судами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, - по судам, зарегистрированным в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге.

В-четвертых, фрахтователи судов - по судам, зарегистрированным в реестре арендованных иностранных судов.

В-пятых, эксплуатанты - по воздушным транспортным средствам.

Уплачивать налоги должны в том числе и органы государственной власти, на которых зарегистрированы транспортные средства. Если, конечно, региональный законодатель не предусмотрел для них льготу.

Если машина передана по доверенности...

Нередко при продаже автомобиля физические лица предпочитают передать его по доверенности, не составляя договор купли-продажи. Кто в этом случае должен платить транспортный налог: номинальный собственник или реальный владелец?

Этот вопрос регулирует ч.2 ст.357 НК РФ. Она гласит: человек, на которого зарегистрирована машина, может переложить обязанности по уплате транспортного налога на лицо, которому он передал ее по доверенности на право владения и распоряжения. Но прежде об этом следует известить налоговый орган.

Правда, есть одно "но". Данное правило распространяется только на доверенности, выписанные до официального опубликования Федерального закона о введении в действие гл.28 НК РФ. То есть до 29 июля 2002 г. Если автомобиль был передан по доверенности позже, платить налог должен его номинальный собственник.

Проинформировать инспекцию о желании переложить обязанности об уплате налога на третье лицо можно как до получения уведомления на уплату налога (то есть до 1 июня 2003 г.), так и после.

Как будет проходить смена налогоплательщика? Мы разработали соответствующий порядок. Прежде чем отправить уведомление об уплате налога новому лицу, налоговый инспектор должен удостовериться, что автомобиль действительно передан ему по доверенности на право владения и распоряжения, причем до 29 июля 2002 г.

В интересах и прежнего владельца, и налогового инспектора, чтобы процесс подтверждения передачи автомобиля по доверенности завершился как можно скорее. Поэтому, принимая уведомление о передаче автомобиля по доверенности, инспектор должен предложить собственнику указать в уведомлении:

Пример уведомления приведен на с. 30.

-----------------------------------------------------------------¬
¦ Руководителю ИМНС N 13¦
¦ по САО г. Москвы¦
¦ от Ивановой М.Л.¦
¦ ИНН 771311111111¦
¦ ¦
¦ Уведомление ¦
¦ ¦
¦ В соответствии со ст.357 НК РФ уведомляю Вас о том, что¦
¦зарегистрированный на меня автомобиль марки Мерседес Бенц Е280,¦
¦государственный регистрационный знак С284МС99, состоящий на¦
¦учете в 5 отделении МРЭО ГИБДД САО г. Москвы, передан мной гр.¦
¦Никитиной П.Н., ИНН 771322222222, по доверенности на право¦
¦владения и распоряжения указанной автомашиной. ¦
¦ Доверенность серии 77НП N 1076545 выдана 1 июня 2002 г.,¦
¦удостоверена нотариусом города Москвы Сидорчук Л.М. ¦
¦ Автомобиль был приобретен по договору купли-продажи в г.¦
¦Москве 31 декабря 1999 г., передан по указанной доверенности¦
¦1 июня 2002 г. ¦
¦ К данному уведомлению прилагаются копии следующих ¦
¦документов: ¦
¦ 1) доверенности на право владения и распоряжения¦
¦автомобилем; ¦
¦ 2) справки-счета; ¦
¦ 3) техпаспорта и ПТС автомобиля; ¦
¦ 4) расписка гр. Никитиной П.Н. в получении автомобиля. ¦
¦ ¦
¦ Иванова /М.Л. Иванова/¦
¦ ¦
¦ 28 февраля 2003 г.¦
L-----------------------------------------------------------------

К уведомлению прилагаются копии (если есть):

  1. доверенности на право владения и распоряжения;
  2. документов, подтверждающих передачу автомобиля. Это может быть расписка в его получении, документы, выдаваемые перевозчиком при отправке автомобиля получателю, а также другие документы, подтверждающие передачу машины. Обратите внимание: доверенность на право владения и распоряжения автомобилем сама по себе не подтверждает ни факта передачи автомобиля, ни дату передачи;
  3. документов, подтверждающих приобретение автомобиля: договора купли-продажи и документов, подтверждающих оплату, справки-счета, документов о государственной регистрации машины.

Решать, можно ли перенести обязанности налогоплательщика с прежнего владельца на нового, будет та налоговая инспекция, в которой он (прежний владелец) состоит на учете по месту нахождения своего автомобиля. Как правило, она совпадает с налоговой инспекцией по месту жительства. Из этой же инспекции придет и уведомление на уплату налога новому владельцу автомобиля.

Иногда перенести обязанности налогоплательщика с прежнего владельца на нового нельзя (например, из-за того что автомобиль передан после 29 июля 2002 г. или по другой причине). Тогда налоговая инспекция должна известить об этом номинального собственника, указав причину. В какой срок это нужно сделать, в Кодексе не сказано. Но в интересах налоговых инспекций сделать это как можно быстрее.

Налоговая база

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству и зависит от его вида (ст.359 НК РФ). Например, в отношении водных несамоходных средств налоговая база - это валовая вместимость в тоннах, а в отношении транспортных средств, имеющих двигатель, - его мощность в лошадиных силах.

Иногда в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана только в киловаттах. Тогда нужно пересчитать их в лошадиные силы, пользуясь соотношением 1 кВт = 1,35962 л. с. Рекомендуем округлить полученный результат с точностью до второго знака после запятой.

Бывает, что сведения, которые представляют в налоговые инспекции государственные органы, регистрирующие транспортные средства, расходятся с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство. В такой ситуации при исчислении налога надо руководствоваться данными технической документации.

Если в технической документации нет данных о мощности двигателя или валовой вместимости, то будут использоваться данные различных технических справочников и результаты экспертизы, предусмотренных ст.95 НК РФ.

Как рассчитать налог

Организация должна самостоятельно рассчитать сумму транспортного налога, которую ей нужно заплатить, умножив налоговую базу на налоговую ставку.

Пример 1. На московскую организацию зарегистрирован автомобиль с мощностью двигателя 200 л. с. Он числился за организацией в течение 2003 г. Других автомобилей у организации нет.

Автомобиль облагается транспортным налогом. Налоговая база - мощность двигателя в лошадиных силах, то есть 200 л. с. В Москве в 2003 г. ставка налога на такие автомобили равна 20 руб. за одну лошадиную силу. Таким образом, организация должна перечислить в бюджет транспортный налог в размере 4000 руб. (200 л. с. х 20 руб.).

Рассчитывать транспортный налог надо с учетом специального коэффициента. Он равен числу месяцев в году, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, деленному на 12. Месяц регистрации транспортного средства и месяц снятия его с учета следует принимать за полный месяц (п.3 ст.362 НК РФ).

Пример 2. Вернемся к предыдущему примеру. Предположим, организация купила автомобиль и зарегистрировала его в ГИБДД 25 апреля 2003 г.

Считается, что автомобиль был зарегистрирован на организацию 9 месяцев (часть апреля считается полным месяцем). Сумма транспортного налога составит 3000 руб. (200 л. с. х 20 руб. х 9 мес. : 12 мес.).

Так же рассчитывается налог по украденным или возвращенным транспортным средствам.

Физические лица сами налог не рассчитывают. За них это делает налоговая инспекция. Если за одним человеком зарегистрировано несколько транспортных средств и налог по ним исчисляет одна и та же инспекция, она выпишет ему одно уведомление на все облагаемые транспортные средства.

Налогоплательщики, которым региональный закон предоставил какие-либо льготы (освобождение от налога, уменьшение его величины и т.д.), обязаны представить в налоговую инспекцию документы, подтверждающие право на льготу.

Возможна ситуация, когда налогоплательщик обнаружит в полученном уведомлении сведения о транспортных средствах, которые ему не принадлежат (например, из-за ошибок в информации, которую передал в налоговую инспекцию регистрирующий орган). Тогда он должен подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. В свою очередь, инспекция должна направить в регистрирующий орган мотивированный запрос об уточнении сведений:

  1. о транспортном средстве, лицах, на которые оно было зарегистрировано, датах регистрации и снятия с учета;
  2. обо всех транспортных средствах, зарегистрированных на данного человека.

Получив ответ, инспекция обязана, если необходимо, внести изменения в базу данных и известить физическое лицо о выявленных расхождениях.

Куда и когда платить налог

Согласно п.1 ст.363 НК РФ транспортный налог уплачивается по месту нахождения транспортного средства. Как правило, это место постановки на учет собственника по месту нахождения этого транспортного средства. Однако, если собственник и лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, не совпадают, налог подлежит уплате по месту нахождения (жительства) лица, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Если транспортное средство, в отношении которого уже получен документ о государственной регистрации, временно поставлено на учет в другом месте, уплачивать налог второй раз по этому месту не нужно.

Срок уплаты налога, так же как и срок подачи декларации, устанавливают региональные власти. Налог может уплачиваться единовременно по итогам года или авансовыми платежами в течение года с последующим перерасчетом по окончании года. Каждый регион определяет это самостоятельно (см. таблицу на с. 70).

Некоторые регионы привязали сроки уплаты налога к сроку прохождения техосмотра, но установили предельную дату платежа. Например, в Томской области - не позднее 1 августа текущего года. Это противоречит Налоговому кодексу. Ведь налог уплачивается по истечении налогового периода (в случае с транспортным налогом - года). Поэтому до тех пор пока региональное законодательство не будет приведено в соответствие с Налоговым кодексом, платежи по транспортному налогу за 2003 г., перечисляемые в текущем году, налоговые инспекции должны считать авансовыми платежами независимо от того, как они называются в региональном законе. По окончании года они должны быть пересчитаны с учетом коэффициента нахождения транспортного средства на государственной регистрации.

Например, в той же Томской области 1 августа 2003 г. должно рассматриваться как крайний срок уплаты авансового платежа за 2003 г., а 1 августа 2004 г. - срок окончательного расчета за 2003 г. и срок уплаты авансового платежа за 2004 г. Это означает, что привлечь нерадивого томского налогоплательщика к ответственности за неуплату налога за 2003 г. можно только после 1 августа 2004 г. А вот пени можно начислять уже с 1 августа 2003 г.

Транспортный налог, введенный в регионах в 2003 г.

       Регион       
   Документ,   
которым
введен
налог
     Сроки уплаты налога    
(для юридических лиц)
      Сроки сдачи     
отчетности
(для юридических лиц)
код
  наименование  
 1 
       2        
       3       
             4              
           5          
 01
Республика      
Адыгея
Закон от       
28.12.2002
N 106
Авансовые платежи - не      
позднее 1 июня (50%) и
1 сентября (50%) 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.
 02
Республика      
Башкортостан
Закон от       
27.11.2002
N 365-з
В срок проведения           
техосмотра <*>
Налоговая декларация -
не позднее 1 апреля
2004 г.
 03
Республика      
Бурятия
Закон от       
26.11.2002
N 145-III
Не позднее 1 февраля        
2004 г.; авансовые
платежи ежеквартально не
позднее 10 апреля, 10 июля,
10 октября 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 10 апреля,
10 июля, 10 октября
2003 г.
 04
Республика      
Алтай
Закон от       
27.11.2002
N 7-12
Не позднее 1 апреля 2004 г.;
авансовый платеж - не
позднее 1 июля 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 1 апреля
2004 г.; промежуточный
отчет не позднее
1 июля 2003 г.
 05
Республика      
Дагестан
Закон от       
02.12.2002
N 39
Уплата налога               
осуществляется путем
внесения авансового
платежа в размере 50%
суммы налога до 1 июля
2003 г. и 75% - до 1 октября
2003 г. с окончательным
расчетом налога не позднее
одного месяца после
истечения года
Налоговая декларация -
до 1 февраля 2003 г.
 06
Республика      
Ингушетия
Закон от       
27.11.2002
N 43-РЗ
Не позднее 10 апреля 2004 г.
Налоговая декларация -
не позднее 31 марта
2004 г.
 07
Кабардино-      
Балкарская
Республика
Закон от       
28.11.2002
N 83-РЗ
Не позднее 1 июля           
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 31 марта
2004 г.
 08
Республика      
Калмыкия
Закон от       
25.12.2002
N 255-II-З
            Информация не предоставлена            
 09
Карачаево-      
Черкесская
Республика
Закон от       
27.11.2002
N 46-РЗ
Не позднее 1 июня           
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 1 апреля
2003 г. <*>
 10
Республика      
Карелия
Закон от       
25.11.2002
N 632-ЗРК
Не позднее 1 марта 2004 г.; 
авансовый платеж - не
позднее 31 июля 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 1 марта
2004 г.
 11
Республика      
Коми
Закон от       
26.11.2002
N 110-РЗ
Не позднее 20 января        
2004 г.; авансовые
платежи - не позднее
20 июля 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 20 января
2004 г.; промежуточные
расчеты - не позднее
20 июля 2003 г.
 12
Республика      
Марий Эл
Закон от       
28.11.2002
N 25-З
Авансовые платежи не позднее
1 июня и 1 августа
2003 г. <*>; при
приобретении
транспортного средства в
текущем году - не позднее
регистрации
Налоговая декларация -
не позднее 20 января
2004 г.
 13
Республика      
Мордовия
Закон от       
17.10.2002
N 46-З
Не позднее 1 июня           
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.
 14
Республика      
Саха (Якутия)
Закон от       
04.10.2002
50-З
N 435-II
Не позднее 1 августа        
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 1 августа
2003 г. <*>
 15
Республика      
Северная
Осетия-
Алания
                    Информация не предоставлена                    
 16
Республика      
Татарстан
Закон от       
29.11.2002
N 24-ЗРТ
Не позднее 15 марта         
2003 г. <*>; в случае
приобретения транспортных
средств после 1 января - не
позднее пяти дней после
регистрации
Налоговая декларация -
до 31 марта 2004 г.,
промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 30 апреля,
30 июля и 30 октября
2003 г.
 17
Республика      
Тыва
                    Информация не предоставлена                    
 18
Удмуртская      
Республика
Закон от       
27.11.2002
N 63-РЗ
Не позднее 20 января        
2004 г.; авансовые
платежи - ежеквартально
не позднее 20 апреля,
20 июля, 20 октября 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 20 января
2004 г.
 19
Республика      
Хакасия
Закон от       
25.11.2002
N 66
Не позднее 1 февраля        
2004 г., авансовые
платежи - не позднее
25 июля (50%), не позднее
25 октября (25%) 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 20 февраля
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально в
течение 25 дней
после окончания
квартала
 20
Чеченская       
Республика
                    Информация не предоставлена                    
 21
Чувашская       
Республика
(Чувашия)
Закон от       
27.11.2002
N 28
Не позднее 10 июня          
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 1 апреля
2003 г. <*>
 22
Алтайский       
край
Закон от       
10.10.2002
N 66-ЗС
Не позднее 15 мая 2004 г.;  
авансовые платежи -
ежеквартально не позднее
15 апреля, 15 июля,
15 октября 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 1 апреля
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 15 апреля,
15 июля, 15 октября
2003 г.
 23
Краснодарский   
край
Закон от       
05.11.2002
N 550-КЗ
До последнего дня срока,    
установленного в текущем
году для прохождения
техосмотра, а если
регистрация в текущем
году - в течение 30 дней
после регистрации; в
случае отсутствия техосмотра
и регистрации - не позднее
15 ноября 2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 31 марта
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 30 апреля,
30 июля и 30 октября
2003 г.
 24
Красноярский    
край
Закон от       
31.10.2002
N 4-584
Не позднее 20 января        
2004 г.; авансовый
платеж - не позднее
30 апреля 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 20 января
2004 г.; промежуточные
расчеты - не позднее
30 апреля 2003 г.
 25
Приморский      
край
Закон от       
28.11.2002
N 24-КЗ
Авансовые платежи -         
ежеквартально не позднее
20 марта, 20 июня,
20 сентября, 20 декабря
2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 31 января
2004 г.
 26
Ставропольский  
край
Закон от       
27.11.2002
N 52-кз
Не позднее 31 января        
2004 г.; авансовые
платежи - не позднее
1 сентября и 1 декабря
2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 31 января
2004 г.; промежуточные
расчеты - не позднее
1 сентября и 1 декабря
2003 г.
 27
Хабаровский     
край
Закон от       
26.11.2002
N 70
Не позднее 1 февраля        
2004 г.; авансовые платежи -
не позднее 1 июня,
1 сентября, 1 декабря
2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.; промежуточные
расчеты - не позднее
1 июня, 1 сентября,
1 декабря 2003 г.
 28
Амурская        
область
Закон от       
18.11.2002
N 142-ОЗ
Не позднее 30 марта 2004 г.;
авансовый платеж - не
позднее 30 июня 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 30 марта
2004 г.; промежуточный
отчет - не позднее
30 июня 2003 г.
 29
Архангельская   
область
Закон от       
01.10.2002
N 112-16-03
Не позднее 1 апреля         
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 31 марта
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 30 апреля,
30 июля и 30 октября
2003 г.
 30
Астраханская    
область
Закон от       
22.11.2002
N 49/2002-03
Не позднее 1 июня           
2003 г. <*>; в случае
регистрации в течение
календарного года - в
течение 30 дней с момента
регистрации
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.
 31
Белгородская    
область
Закон от       
28.11.2002
N 54
Не позднее 15 января        
2004 г.; авансовые
платежи - ежеквартально
не позднее 15 апреля,
15 июля, 15 октября 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 15 января
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 15 апреля,
15 июля, 15 октября
2003 г.
 32
Брянская        
область
Закон от       
09.11.2002
N 82-З
Не позднее 1 июля           
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 31 марта
2004 г.
 33
Владимирская    
область
Закон от       
27.11.2002
N 119-ОЗ
Не позднее 1 марта 2004 г.; 
авансовые платежи - не
позднее 1 мая, 1 августа,
1 ноября 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 1 апреля,
1 июля, 1 октября
2003 г.
 34
Волгоградская   
область
Закон от       
11.11.2002
N 750-ОД
Не позднее 1 июля           
2003 г. <*>; по транспортным
средствам, приобретенным
после 1 июня 2003 г., -
в течение 30 дней со дня
госрегистрации
Налоговая декларация -
не позднее 1 июня
2003 г. <*>; по
транспортным
средствам,
приобретенным после
1 июня 2003 г., - в
течение 30 дней со
дня госрегистрации
 35
Вологодская     
область
Закон от       
15.11.2002
N 842-ОЗ
Не позднее 10 февраля       
2004 г.; авансовые
платежи - не позднее
1 февраля и 1 августа
2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 30 апреля,
30 июля и 30 октября
2003 г.
 36
Воронежская     
область
                    Информация не предоставлена                    
 37
Ивановская      
область
Закон от       
28.11.2002
N 88-ОЗ
Не позднее 15 апреля        
2004 г.
Налоговая декларация -
не позднее 15 марта
2004 г.
 38
Иркутская       
область
Закон от       
27.11.2002
N 61-оз
Не позднее 31 января        
2004 г.; авансовые
платежи - не позднее
10 апреля, 10 июля,
10 октября 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 31 января
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально, не
позднее 10 апреля,
10 июля, 10 октября
2003 г.
 39
Калининградская 
область
Закон от       
16.11.2002
N 193
Не позднее 1 марта 2004 г.  
Налоговая декларация -
не позднее 1 марта
2004 г.
 40
Калужская       
область
Закон от       
26.11.2002
N 156-ОЗ
Не позднее 15 января,       
авансовые платежи - не
позднее 15 апреля, 15 июля,
15 октября 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 15 января
2004 г.
 41
Камчатская      
область
Закон от       
19.11.2002
N 50
По транспортным             
средствам,
зарегистрированным
по состоянию на 31 декабря
2002 г., - не позднее 1 июля
2003 г. <*>; по транспортным
средствам,
зарегистрированным в течение
года, - в течение 60 дней со
дня госрегистрации
Налоговая декларация -
не позднее 31 марта
2004 г.
 42
Кемеровская     
область
Закон от       
28.11.2002
N 95-ОЗ
Не позднее 31 января        
2004 г.; авансовые
платежи - не позднее
30 апреля, 31 июля,
31 октября 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 31 января
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 30 апреля,
31 июля, 31 октября
2003 г.
 43
Кировская       
область
Закон от       
28.11.2002
N 114-ЗО
Не позднее 16 февраля       
2004 г.; авансовые
платежи - не позднее
15 апреля, 15 июля,
15 октября 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 30 апреля,
30 июля, 30 октября
2003 г.
 44
Костромская     
область
Закон от       
28.11.2002
N 80-ЗКО
Если сумма исчисленных      
на начало года платежей
по налогу больше
300 тыс. руб., авансовые
платежи в размере 1/9
годовой суммы налога
надо заплатить не позднее
1 февраля, 1 марта,
1 апреля, 1 мая, 1 июня,
1 июля, 1 августа,
1 сентября, 1 октября,
2003 г. А если меньше
300 тыс. руб. - до
прохождения техосмотра
транспортных средств, но не
позднее 1 октября 2003 г.
Если транспортное средство
зарегистрировано в текущем
году, налог надо заплатить
до регистрации
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.; промежуточные
расчеты - ежемесячно
не позднее 1 февраля,
1 марта, 1 апреля,
1 мая, 1 июня, 1 июля,
1 августа, 1 сентября,
1 октября 2003 г.
 45
Курганская      
область
Закон от       
26.11.2002
N 255
По транспортным             
средствам,
зарегистрированным в
течение налогового
периода, - не позднее
1 января 2004 г.; налог
по транспортным
средствам,
зарегистрированным
по состоянию на 31 декабря
истекшего года, - не позднее
1 апреля 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 31 марта
2004 г.
 46
Курская         
область
Закон от       
21.10.2002
N 44-ЗКО
Не позднее срока            
проведения техосмотра,
при отсутствии
техосмотра - не позднее
1 августа 2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 1 июня
2003 г. <*>
 47
Ленинградская   
область
Закон от       
22.11.2002
N 51-оз
Не позднее 1 сентября       
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 1 июня
2003 г. <*>
 48
Липецкая        
область
Закон от       
25.11.2002
N 20-ОЗ
Не позднее 1 августа        
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 31 марта
2004 г.; промежуточный
отчет - не позднее
1 марта 2003 г. - по
транспортным
средствам,
зарегистрированным
по состоянию на
31 декабря 2002 г.
 49
Магаданская     
область
Закон от       
28.11.2002
N 291-ОЗ
Не позднее 10 апреля        
2004 г.; авансовые
платежи - ежеквартально
в течение 5 дней после
представления отчетности
Налоговая декларация -
не позднее 31 марта
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 30 апреля,
30 июля и 30 октября
2003 г.
 50
Московская      
область
Закон от       
16.11.2002
N 129/2002-ОЗ
Не позднее 28 марта 2004 г.;
авансовые платежи -
ежеквартально не позднее
28 апреля, 28 июля,
28 октября 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 28 марта
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 28 апреля,
28 июля, 28 октября
2003 г.
 51
Мурманская      
область
Закон от       
18.11.2002
N 368-01-ЗМО
Не позднее 15 января        
2004 г.; авансовые
платежи - ежемесячно не
позднее 15 числа в
размере 1/12 годовой
налоговой суммы
Налоговая декларация -
не позднее 15 января
января 2004 г.
 52
Нижегородская   
область
Закон от       
28.11.2002
N 71-З
Не позднее 1 августа        
2003 г. <*>, но до
регистрации,
перерегистрации,
прохождения техосмотра
Налоговая декларация -
не позднее 1 августа
2003 г. <*>,
но до регистрации,
перерегистрации,
прохождения
техосмотра
 53
Новгородская    
область
Закон от       
22.11.2002
N 87-ОЗ
Не позднее 1 апреля         
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2003 г. <*>
 54
Новосибирская   
область
Закон от       
22.11.2002
N 69-ОЗ
Не позднее 20 января        
2004 г.; авансовых
платежей нет
Налоговая декларация -
не позднее 20 января
2004 г.
 55
Омская область  
Закон от       
18.11.2002
N 407-ОЗ
Не позднее 15 марта 2004 г.;
авансовые платежи -
ежеквартально не позднее
15 апреля, 15 июля,
15 октября 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 15 апреля,
15 июля, 15 октября
2003 г.
 56
Оренбургская    
область
Закон от       
16.11.2002
N 322/66-III-ОЗ
Равными долями не           
позднее 25 марта и 25 июня
2003 г. <*>. Сумма доплаты
по уточненной декларации -
не позднее 25 июня 2003 г.,
а если изменения произошли
позже, - до 20-го числа
месяца, следующего за
месяцем, в котором произошли
изменения
Налоговая декларация -
не позднее 20 марта
2003 г. <*>. В случае
изменения суммы
налога - уточненный
отчет не позднее
20-го числа месяца,
следующего за месяцем,
в котором произошли
изменения
 57
Орловская       
область
Закон от       
26.11.2002
N 290-ОЗ
Не позднее 15 февраля       
2004 г.; авансовые
платежи - ежеквартально,
не позднее 15 марта,
15 июня, 15 сентября,
15 декабря
Налоговая декларация -
не позднее 25 января
2004 г.
 58
Пензенская      
область
Закон от       
18.09.2002
N 397-ЗПО
Не позднее 30 апреля        
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.
 59
Пермская        
область
Закон от       
29.11.2002
N 472-85
Не позднее 1 августа        
2003 г. <*>, а в случае
регистрации
транспортного средства
после 1 августа - в
момент постановки на
учет
Налоговая декларация -
не позднее 25 июля
2003 г. <*>
 60
Псковская       
область
Закон от       
26.11.2002
N 224-оз
По автомобилям,             
зарегистрированным на
31 декабря истекшего года, -
не позднее прохождения
техосмотра, но не
позднее 1 апреля 2003 г. <*>
Если регистрации в текущем
году, - до конца первого
месяца квартала, следующего
за кварталом регистрации;
если регистрация в IV
квартале, - не позднее
20 января 2004 г.
Налоговая декларация -
не позднее 20 января
2004 г., промежуточный
отчет - не позднее
1 апреля 2003 г.
 61
Ростовская      
область
Закон от       
18.09.2002
N 265-ЗС
Не позднее 1 июня           
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 1 апреля
2003 г. <*>
 62
Рязанская       
область
Закон от       
22.11.2002
N 76-ОЗ
Авансовые платежи (по 30%   
от годовой суммы налога) -
не позднее 1 апреля, 1 июля,
1 октября 2003 г., 10% от
годовой суммы налога -
не позднее 1 января 2004 г.,
в случае регистрации в
текущем году - в течение 50
дней с момента регистрации
Налоговая декларация -
в сроки представления
бухгалтерской
отчетности
 63
Самарская       
область
Закон от       
06.11.2002
N 86-ГД
Не позднее 1 июля 2003      
г. <*>, но не позднее
30 дней со дня
госрегистрации или
перерегистрации
транспортного средства
Налоговая декларация -
не позднее 1 марта
2004 г.
 64
Саратовская     
область
Закон от       
25.11.2002
N 109-ЗСО
Не позднее 31 июля          
2003 г. <*>, в случае
регистрации в период с
1 августа по 31 декабря -
не позднее 50 дней со
дня регистрации
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.; промежуточные
расчеты - в течение
10 дней со дня
уплаты
 65
Сахалинская     
область
Закон от       
29.11.2002
N 377
Не позднее 15 февраля       
2004 г.; авансовые платежи -
не позднее 20 апреля,
20 июля, 20 октября
2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 20 апреля,
20 июля, 20 октября
2003 г.
 66
Свердловская    
область
Закон от       
29.11.2002
N 43-ОЗ
Не позднее 1 марта 2004 г.; 
авансовых платежей нет
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.
 67
Смоленская      
область
Закон от       
27.11.2002
N 87-з
Не позднее 1 февраля        
2004 г.; авансовые
платежи - не позднее
20 апреля, 20 июля,
20 октября 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 20 апреля,
20 июля, 20 октября
2003 г.
 68
Тамбовская      
область
Закон от       
28.11.2002
N 69-З
Авансовые платежи - 80%     
от суммы налога - не
позднее 1 июля 2003 г.,
20% - не позднее
31 марта 2004 г.
Налоговая декларация -
не позднее 31 марта
2004 г.
 69
Тверская        
область
Закон от       
06.11.2002
N 75-ЗО
Не позднее 1 февраля        
2004 г.; авансовые
платежи - не позднее
30 апреля, 31 июля,
30 сентября 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 30 апреля,
31 июля, 30 сентября
2003 г.
 70
Томская         
область
Закон от       
04.10.2002
N 77-ОЗ
В срок прохождения          
техосмотра, но не
позднее 1 августа
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 1 июня
2003 г.
 71
Тульская        
область
Закон от       
28.11.2002
N 343-ЗТО
Не позднее 31 июля          
2003 г. <*>, по
приобретенным транспортным
средствам - не позднее
31 декабря 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 30 октября
2003 г. <*>
 72
Тюменская       
область
Закон от       
19.11.2002
N 93
Не позднее 1 июля           
2003 г. <*>; в случае
регистрации после 1 июля
2003 г. - до 1 февраля
2004 г.
Налоговая декларация -
не позднее 31 марта
2004 г., промежуточный
отчет - не позднее
30 июля 2003 г.
 73
Ульяновская     
область
Закон от       
15.11.2002
N 056-ЗО
Не позднее 1 июня           
2003 г. <*>; при регистрации
транспортного средства
после 1 июня 2003 г. -
не позднее последнего
дня месяца, следующего
за месяцем регистрации
Налоговая декларация -
не позднее 1 июня
2003 г.; при
регистрации
транспортного
средства после 1 июня
2003 г. - в
десятидневный срок
после регистрации
 74
Челябинская     
область
Закон от       
28.11.2002
N 114-ЗО
Не позднее 1 марта 2004 г., 
авансовые платежи - не
позднее 1 июля, 1 октября
2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 1 февраля
2004 г.
 75
Читинская       
область
Закон от       
23.10.2002
N 412-ЗЧО
Не позднее 9 апреля         
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 30 марта
2003 г.
 76
Ярославская     
область
Закон от       
05.11.2002
N 71-з
До прохождения              
техосмотра, но не
позднее 1 ноября
2003 г. <*>. В случае
регистрации в текущем
году - до прохождения
техосмотра, но не
позднее 50 дней с
момента регистрации
Налоговая декларация -
не позднее 31 марта
2004 г.
 77
г. Москва       
Закон от       
23.10.2002
N 48
Не позднее 20 января        
2004 г.
Налоговая декларация -
не позднее 20 января
2004 г.
 78
г. Санкт-       
Петербург
Закон от       
04.11.2002
N 487-53
Не позднее 1 сентября       
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 1 июня
2003 г. <*>
 79
Еврейская       
автономная
область
Закон от       
27.11.2002
N 106-ОЗ
До прохождения              
техосмотра, но не
позднее 1 сентября
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 30 апреля
2004 г.
 80
Агинский        
Бурятский
АО
                    Информация не предоставлена                    
 81
Коми-Пермяцкий  
АО
                    Информация не предоставлена                    
 82
Корякский       
АО
                    Информация не предоставлена                    
 83
Ненецкий        
АО
Закон от       
25.11.2002
N 375-ОЗ
Не позднее 1 сентября       
2003 г. <*>
Налоговая декларация -
не позднее 1 августа
2003 г. <*>
 84
Таймырский      
(Долгано-
Ненецкий)
АО
                    Информация не предоставлена                    
 85
Усть-Ордынский  
АО
                    Информация не предоставлена                    
 86
Ханты-Мансийский
АО
Закон от       
14.11.2002
N 62-оз
Не позднее 15 января        
2004 г., авансовые
платежи - до даты
прохождения техосмотра,
но не позднее 15 апреля,
15 июля, 15 октября 2003 г.
Налоговая декларация -
не позднее 10 января
2004 г.; промежуточные
расчеты -
ежеквартально не
позднее 10 апреля,
10 июля, 10 октября
2003 г.
 87
Чукотский       
АО
Закон от       
29.10.2002
N 66-ОЗ
По транспортным             
средствам,
зарегистрированным до
начала года, - не позднее
1 августа 2003 г. <*>;
зарегистрированным в
текущем году - в течение
10 рабочих дней с даты
регистрации
Налоговая декларация -
не позднее 31 марта
2004 г.
 88
Эвенкийский     
АО
                    Информация не предоставлена                    
 89
Ямало-Нененцкий 
АО
                    Информация не предоставлена                    
<*> Этот платеж является авансовым, независимо от того, как он называется в региональном законодательстве.

Пределы полномочий региональных властей

Вводя на своей территории транспортный налог, региональные власти должны определить:

  1. ставку налога (в пределах, установленных в гл.28 НК РФ);
  2. порядок и сроки уплаты налога;
  3. налоговые льготы и основания для их использования (региональные власти могут и не устанавливать налоговых льгот);
  4. форму отчетности. Региональные власти могут не утверждать налоговую декларацию по налогу. Тогда будет применяться форма декларации, утвержденная МНС России.

Другие элементы налога региональные власти изменять и дополнять не могут. Правда, вопреки этому в некоторых региональных законах можно встретить нормы, изменяющие или дополняющие те элементы налога, которые субъекты трогать не вправе. Например, региональные законодатели вмешиваются в порядок определения объекта налогообложения, налоговой базы или в порядок исчисления налога. Это незаконно. Поэтому, обнаружив противоречия между региональным законом и Налоговым кодексом, и налогоплательщики, и налоговые органы должны руководствоваться нормами гл.28 Кодекса.

А.С.Федоров

Государственный советник

налоговой службы РФ I ранга