Мудрый Экономист

Транспортный налог

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 10, 2003

Глава 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Налог взимается с 1 января 2003 г.

Транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.356 НК РФ). Законами субъектов Российской Федерации должны быть установлены следующие элементы налогообложения:

налоговые ставки;

порядок и сроки уплаты налога в соответствии со ст.ст.360 и 363 НК РФ с учетом положений ст.ст.57 и 58 НК РФ;

налоговые льготы и основания для их использования с учетом положений ст.50 НК РФ.

Плательщики налога

Плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, на которых в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Признание налоговыми органами физических и юридических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном ст.362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (формы сведений утверждены Приказом МНС России от 10.10.2002 N БГ-3-02/729). Физические лица, владеющие и распоряжающиеся транспортными средствами на основании доверенности, выданной до вступления в действие Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ лицами, на которых зарегистрированы транспортные средства (официально Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ был опубликован 29.07.2002), также являются налогоплательщиками.

Учет транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения транспортным налогом, и лиц, признаваемых согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения транспортных средств.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств (ст.83 НК РФ). При этом место нахождения имущества в целях постановки на налоговый учет определяется в соответствии с п.5 ст.83 НК РФ. Так, местом нахождения водных и воздушных транспортных средств является место нахождения организации (место государственной регистрации), на которую зарегистрированы транспортные средства, а для физического лица - место жительства физического лица, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает (зарегистрировано). Местом нахождения наземных транспортных средств (автомототранспортных средств и другой самоходной техники) для налогообложения транспортным налогом является место государственной регистрации транспортных средств (или временной регистрации транспортных средств по месту пребывания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации).

Для физических лиц, пользующихся транспортными средствами по доверенности, выданной до 29.07.2002 на право владения или распоряжения транспортным средством, местом нахождения транспортного средства признается место жительства указанного физического лица, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает.

Объект налогообложения

При применении ст.358 НК РФ нужно учитывать, что в настоящее время используются такие понятия.

Транспортное средство (наземные транспортные средства) - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Для целей налогообложения транспортным налогом к ним относятся автомототранспортные средства и другие виды самоходной техники максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч и прицепы к ним, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрация которых производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938.

Воздушное транспортное средство (судно) - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ст.32 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Гражданское воздушное судно - воздушное судно, используемое в гражданской авиации (для перевозки пассажиров и грузов, выполняющее другие авиационные работы, а также выполняющее организационно - мобилизационные задачи в мирное время) и имеющее соответствующий сертификат (аттестат) летной годности (Приказ Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110).

Воздушное судно авиации общего назначения (АОН) - летательный аппарат, предназначенный для выполнения спортивных полетов, обучения пилотов - спортсменов, пилотов - любителей, сверхлегкий летательный аппарат, воздушный шар, восстановленное воздушное судно старого образца (исторический экземпляр, построенное в единичном экземпляре по самостоятельному проекту, а также любой другой летательный аппарат, находящийся во владении, пользовании или распоряжении субъекта авиации общего назначения, используемый им в некоммерческих целях и не связанных с выполнением авиационных работ (Приказ Минтранса России от 10.04.1995 N ДВ-44).

Сверхлегкое воздушное судно - сверхлегкий летательный аппарат (СЛА) класса параплан, дельтаплан, мотодельтаплан, мотопараплан, дельталет, микросамолет, автожир со взлетной массой менее 450 кг в сухопутном варианте (менее 450 кг - в гидроварианте или амфибии) и минимальной скоростью полета, не превышающей 65 км/ч (Приказ Минтранса России от 10.04.1995 N ДВ-44).

Экспериментальное воздушное судно - летательный аппарат, используемый для проведения опытно - конструкторских, экспериментальных, научно - исследовательских работ, а также испытаний авиационной техники (ст.23 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Водное транспортное средство - самоходное или несамоходное плавучее сооружение (судно), используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям (ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Водное торговое транспортное средство (судно) - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (п.1 ст.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).

Судно рыбопромыслового флота - обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения (п.2 ст.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ).

При определении состава транспортных средств и видов деятельности организаций, на которых зарегистрированы транспортные средства, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденным Постановлением Минэкономики России и Госстандарта России ОК 004-93 (ОКДП) от 06.08.1993 N 17, а также Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

Государственная регистрация транспортных средств

Государственная регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии со следующими документами:

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации";

Приказ МВД России от 26.11.1996 N 624 "О порядке регистрации транспортных средств";

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно - строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденные Минсельхозпродом России от 16.01.1995;

Приказ Минобороны России от 23.06.1997 N 246 "О государственных регистрационных и опознавательных знаках, надписях и обозначениях на транспортных средствах Вооруженных Сил Российской Федерации";

другие документы.

При определении видов автомототранспортных средств и отнесении к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII;

Классификацией автотранспортных средств, принятой правилами Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН);

Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным совместным Приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.1997 N 399/388/195.

Кроме того, можно использовать отраслевую нормаль ОН 025 270-66, применяемую на предприятиях автомобильной промышленности.

Государственная регистрация в отношении водных транспортных средств осуществляется в соответствии со ст.17 Кодекса внутреннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

Порядок государственной регистрации водных транспортных средств установлен Приказами Минтранса России от 26.09.2001 N 144 и от 29.11.2000 N 145, а также Приказом Минобороны России от 04.12.2000 N 570.

Государственная регистрация в отношении воздушных транспортных средств (самолеты, вертолеты и иные воздушные транспортные средства) осуществляется согласно ст.33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ в порядке, определенном Приказом Минтранса России от 12.11.1995 N ДВ-110, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2001 N 74.

Транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения

Перечень таких транспортных средств приведен в п.2 ст.358 НК РФ. Налогоплательщики, на которых зарегистрированы транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения, обязаны встать на налоговый учет и представлять налоговую декларацию по транспортному налогу. В налоговой декларации указываются основания неприменения к транспортным средствам установленного порядка налогообложения, и представляются необходимые для этих целей документы.

Согласно пп.2 п.2 ст.358 НК РФ не являются объектами налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения. В соответствии со ст.30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети - инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно - двигательного аппарата, обеспечиваются транспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.

Налогоплательщики (инвалиды или члены семьи, имеющие детей - инвалидов), на которых зарегистрированы полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения бесплатно или на льготных условиях легковые автомобили, представляют в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств (месту нахождения органа, осуществляющего регистрацию легковых автомобилей) соответствующие документы.

Рассмотрим еще одну категорию транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом. Это пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся у организаций на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, которые не подлежат налогообложению при условии, если основным видом деятельности этих организаций является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Организации освобождаются от уплаты налога, если оказываемые услуги и выполняемые работы связаны с деятельностью по осуществлению по установленным маршрутам пассажирских и грузовых перевозок по водным и воздушным путям, подчиняющиеся расписанию, а также не подчиняющиеся расписанию при условии имеющейся лицензии на осуществление грузовых и пассажирских перевозок.

Согласно пп.5 п.2 ст.358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции и зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей, а именно тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственным товаропроизводителем признается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции. В целях определения в стоимостном выражении доли сельскохозяйственной продукции в общем объеме производимой продукции для целей налогообложения транспортным налогом понимается выручка от реализации продукции (работ, услуг), исчисленная сельскохозяйственным производителем по итогам работы за год. Если по итогам налогового периода сельскохозяйственным товаропроизводителем не подтверждается наличие необходимой выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, то налоговыми органами производится перерасчет транспортного налога за этот налоговый период.

Кроме того, если указанные транспортные средства не используются для производства сельскохозяйственной продукции, то они облагаются транспортным налогом в общеустановленном порядке.

В целях применения пп.5 п.2 ст.358 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с производством сельскохозяйственной продукции иные виды деятельности, обязаны обеспечить раздельный учет выручки, полученной от реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе сельскохозяйственной (рыбной) продукции и вылова биоресурсов, а также транспортных средств, используемых для производства сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие реализацию указанной продукции через свои обособленные подразделения (торговые предприятия), при определении доли выручки от производства сельскохозяйственной продукции по итогам работы за год (налоговый период) в общей сумме выручки от реализации не должны учитывать стоимость покупных товаров.

Не признаются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в государственных структурах, перечень которых приведен в ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

При отнесении самолетов и вертолетов к санитарной авиации и медицинской службе (не признаваемых объектом налогообложения) нужно учитывать, что на воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов по оказанию медицинской помощи и проведению санитарных мероприятий, наносится изображение Красного креста в соответствии с ГОСТ 18715-74.

Определение налоговой базы

Налоговая база по транспортному налогу определяется в соответствии со ст.359 НК РФ.

По транспортным средствам, имеющим двигатели, налоговая база определяется исходя из мощности двигателя, определяемой в единицах мощности для конкретного транспортного средства в лошадиных силах (л. с./кВт). Если транспортное средство имеет несколько двигателей, то налоговая база определяется как сумма мощностей этих двигателей в л. с./кВт.

По несамоходным (буксируемым) морским судам и судам внутреннего плавания для исчисления налоговой базы определяется валовая вместимость судна в регистровых тоннах. Она определяется в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 г. (ст.10 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).

Организации определяют налоговую базу по итогам каждого налогового периода самостоятельно.

Налоговые органы рассчитывают налоговую базу по итогам налогового периода по каждому транспортному средству, зарегистрированному на физическое лицо, на основании полученных в установленном порядке сведений.

Налоговые ставки

Налогообложение транспортных средств производится по налоговым ставкам, установленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (но не выше установленных п.2 ст.361 НК РФ).

В законах субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена уплата транспортного налога по ставкам, установленным в Налоговом кодексе. Кроме того, ставки налога могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз по сравнению с базовой.

Налоговые ставки установлены в п.1 ст.361 НК РФ в рублях в зависимости от категории транспортного средства (вида транспортного средства), мощности двигателя на одну лошадиную силу (л. с./кВт), валовой вместимости на одну регистрационную тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. В указанных пределах допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории транспортного средства (вида транспортного средства, мощности двигателя, валовой вместимости), а также срока полезного использования транспортного средства (он определяется в календарных годах от года выпуска транспортного средства (Письмо МНС России от 06.11.2002 N НА-6-21/1704)). При установлении ставок в зависимости от возраста транспортного средства, определяемого в календарных годах от года выпуска транспортного средства, возраст транспортного средства определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах, следующих за годом выпуска транспортного средства.

Не допускается установление индивидуальных налоговых ставок для отдельных налогоплательщиков.

Сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. При этом учитываются налоговые льготы, а также количество календарных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде. Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение календарного года исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа календарных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде, к числу 12.

Расчет и уплата налога

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно по каждому транспортному средству, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со ст.359 НК РФ.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, в течение 10 дней после регистрации транспортных средств или снятия их с регистрации обязаны представлять налоговым органам по месту своего нахождения (в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией) сведения о каждом зарегистрированном транспортном средстве или снятом с регистрации в этих органах, признаваемом объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, а также лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, по установленной МНС России форме. Кроме того, они представляют налоговым органам по месту своего нахождения сведения о всех зарегистрированных ими транспортных средствах, а также данные о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также о всех изменениях, внесенных в государственный реестр транспортных средств (судовой реестр).

В порядке и сроки, установленные законодательством о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, налогоплательщики уплачивают исчисленную сумму налога. Налог уплачивается по месту нахождения транспортных средств.

Обязанность по уплате транспортного налога физическими лицами возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговое уведомление направляется налогоплательщику в срок не позднее 1 июня года налогового периода и не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Форма налогового уведомления утверждена Приказом МНС России от 14.10.2002 N БГ-3-04/566.

Налоговое уведомление на уплату налога передается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае когда физическое лицо уклоняется от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате за налоговый (отчетный) период, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Налогоплательщики - физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, должны заплатить его в сроки, указанные в этом налоговом уведомлении и соответствующие установленным в законе субъекта Российской Федерации о транспортном налоге.

В законе субъекта Российской Федерации о налоге может быть предусмотрен один или несколько сроков уплаты транспортного налога для всех налогоплательщиков или для отдельной категории налогоплательщиков, например только для организаций и (или) для предпринимателей и (или) граждан.

Налогоплательщики - организации обязаны представить по окончании налогового периода в сроки, установленные законодательными органами по субъектам Российской Федерации, налоговую декларацию по транспортному налогу в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств. Налоговая декларация по транспортному налогу (в том числе электронная версия) для юридических лиц и инструкция по ее заполнению утверждаются МНС России в соответствии со ст.80 НК РФ.

Налогоплательщики - физические лица декларацию по налогу не представляют.

Н.Гаврилова

Начальник отдела методологии

имущественных налогов

Управления ресурсных платежей МНС России,

советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга