Мудрый Экономист

Реформирование системы бухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности

"Аудиторские ведомости", N 3, 2003

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа). В качестве цели реформирования системы бухгалтерского учета в Программе зафиксировано приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

При этом предполагается:

Для приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО в Программе, в частности, упоминаются такие направления, как:

Также предлагается:

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами являются разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Учитывая изложенное, можно констатировать, что в Программе достаточно подробно перечислены мероприятия, касающиеся совершенствования нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности. Однако из текста Программы неясно, о каких именно международных стандартах финансовой отчетности идет речь. Напомним, что известны, по крайней мере, две системы стандартов - IAS и GAAP. Можно предположить, что речь идет все-таки об IAS, но прямо об этом в Программе не сказано.

Согласно Программе предполагается переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной работе с рядом международных организаций, в том числе с Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности - International Accounting Standards Committee (IASC) - основан в 1973 г. со штаб - квартирой в Лондоне. В 2001 г. Комитет подвергся реорганизации. Функции Комитета по международным стандартам финансовой отчетности в части разработки, распространения международных стандартов финансовой отчетности и содействия сближению национальных стандартов с международными перешли к International Accounting Standards Board (IASB) - Совету по международным стандартам финансовой отчетности со штаб - квартирой также в Лондоне (некоторыми авторами IASB переводится и как Правление комитета по международным стандартам финансовой отчетности, что, на наш взгляд, не вполне соответствует оригинальному названию). За время своей работы Комитет утвердил 41 стандарт (International Accounting Standard - IAS). Сейчас в стадии разработки находятся International Financial Reporting Standards (IFRS), наименование которых переводится на русский язык как "международные стандарты финансовой отчетности", поскольку буквальный перевод наименования стандартов IAS - "международные учетные стандарты" - не совсем отвечал их назначению и содержанию.

Обратим внимание читателя на то, что и Комитет по МСФО, и Совет по МСФО - независимые неправительственные организации. Следовательно, подготовленные ими документы не имеют нормативной силы.

Нормативный правовой акт - это официальный документ, принятый в установленной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В России существует иерархическая система нормативных правовых актов. В порядке убывания их юридической силы нормативные правовые акты в данной иерархической системе расположены следующим образом:

Кроме того, в соответствии с положениями ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, т.е. входят в систему нормативных правовых актов. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов установлен Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. Федерального закона от 22.10.1999 N 185-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 16.05.1997 N 490). Международные соглашения и договоры должны быть ратифицированы, в связи с чем принимается соответствующий федеральный закон.

Таким образом, МСФО ратификации не подлежат, так как не относятся к категории международных договоров и соглашений. МСФО также не входят и в систему национальных нормативных правовых актов, так как не утверждены никаким из перечисленных национальным нормативным актом. Как нам представляется, из этого можно сделать следующие выводы.

Сами по себе МСФО не порождают никаких обязанностей для бухгалтера. Отдельные положения МСФО, используемые в российской практике, должны быть непременно зафиксированы в соответствующих национальных нормативных актах - Федеральном законе "О бухгалтерском учете", положениях по бухгалтерскому учету.

Применение МСФО сегодня - дело сугубо добровольное, их неприменение ненаказуемо, поскольку наказать можно только за нарушение нормативного акта, принятого в установленном законом порядке.

Поскольку применение МСФО оправдано только в том случае, если это необходимо в связи с размещением ценных бумаг компании на международном рынке ценных бумаг либо участием в международных экономических проектах, расходы на подготовку отчетности в соответствии с МСФО и ее подтверждение аудиторами для использования внутри страны могут быть расценены налоговыми органами как необоснованные, поскольку в целях налогообложения под обоснованными расходами понимаются только экономически оправданные затраты.

Работу по внедрению МСФО в российскую практику следует проводить планомерно и без авралов в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета путем внесения необходимых изменений и дополнений в соответствующие нормативные акты, учитывая при этом не только интересы потенциальных пользователей отчетности за рубежом, но и требования экономической целесообразности или, скорее, нецелесообразности подготовки такой отчетности подавляющим большинством российских организаций.

Л.С.Стуков

ООО "Независимые деловые консультации"