Мудрый Экономист

Налоговая полиция: проведение проверочных мероприятий

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 7, 2003

Региональный выпуск", N N 4, 5, 6, 2003)

Основной целью проведения проверки налогоплательщика является выявление и документирование преступлений, предусмотренных ст.ст.198 и 199 УК РФ. Однако в ходе проведения проверки возможно выявление и других преступлений или правонарушений. При этом возможны следующие случаи:

  1. выявление в ходе проверки налогоплательщика фактов нарушений действующего законодательства Российской Федерации, являющихся административными правонарушениями или преступлениями (помимо преступлений, предусмотренных ст.ст.198, 199 УК РФ), отнесенными к ведению (подследственности) федеральных органов налоговой полиции;
  2. выявление в ходе проверки налогоплательщика фактов нарушений действующего законодательства, являющихся административными правонарушениями или преступлениями, не отнесенными к ведению федеральных органов налоговой полиции и не требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов;
  3. выявление в ходе проверки налогоплательщика обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов (например, невыполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, не содержащего состава преступления, предусмотренного ст.201 "Злоупотребление полномочиями" УК РФ).

В первом случае указанные факты в обязательном порядке включаются в акт о проверке налогоплательщика. Согласно требованиям Инструкции проверяющие обязаны немедленно сообщить об этих фактах в рапорте начальнику (его заместителю, курирующему оперативно - розыскную деятельность) федерального органа налоговой полиции, по постановлению которого проводится проверка, и принять меры для надлежащего закрепления следов обнаруженного преступления или административного правонарушения. При этом могут отбираться объяснения, проводиться обследования, изыматься материалы, предметы и сообщения, а также осуществляться иные полномочия федеральных органов налоговой полиции в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Во втором случае указанные факты в акт о проверке налогоплательщика не включаются, однако об их обнаружении в установленном порядке информируется соответствующий правоохранительный или контролирующий орган.

Как в первом, так и во втором случаях решение по всем выявленным в ходе проверки налогоплательщика преступлениям и (или) административным правонарушениям принимается в соответствии с действующим законодательством.

В третьем случае указанные обстоятельства в обязательном порядке отражаются в акте о проверке налогоплательщика. Налоговые органы оповещаются об этом через передаваемый в десятидневный срок со дня окончания проверки экземпляр акта о проверке налогоплательщика.

В первом из указанных случаев необходимо учитывать, что согласно КоАП РФ к ведению федеральных органов налоговой полиции относятся дела об административных правонарушениях, совпадающие с отнесенными к компетенции налоговых органов (ст.14.5 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно - кассовых машин", ст.15.1 "Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций", ст.15.2 "Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций" КоАП РФ). Специальной можно назвать компетенцию по применению ч.3 ст.14.16 - нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов налоговой полиции вправе руководители и их заместители, в том числе руководители территориальных органов субъектов Российской Федерации, межрегиональных органов, а также органов налоговой полиции в городах и районах (административных округах).

О совершении административного правонарушения должностными лицами налоговой полиции, выявившими данное правонарушение, составляется протокол. Порядок составления протокола об административном правонарушении определен в ст.28.2 КоАП РФ.

Помимо случаев совершения административных правонарушений, непосредственно отнесенных к компетенции налоговой полиции, должностные лица федеральных органов налоговой полиции в соответствии с п.6 ч.2 и п.3 ст.28.3 КоАП РФ вправе составлять протоколы и о фактах других административных правонарушений (табл. 2).

Таблица 2

Факты административных правонарушений, по которым должностные лица федеральных органов налоговой полиции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях помимо основной компетенции

  Статья 
КоАП РФ
                     Наименование                     
6.14
Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной
или спиртосодержащей продукции, не соответствующих
требованиям государственных стандартов, санитарным
правилам и гигиеническим нормативам
14.1
Осуществление предпринимательской деятельности без    
государственной регистрации или без специального
разрешения (лицензии)
14.2
Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная    
реализация которых запрещена или ограничена
14.11
Незаконное получение кредита                          
14.15
Нарушение правил продажи отдельных видов товаров      
14.16
(ч.1 и 2)
Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции
14.17
Незаконные производство, поставка или закупка         
этилового спирта
14.18
Использование этилового спирта, произведенного из     
непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой
продукции для приготовления алкогольной и
спиртосодержащей пищевой продукции
14.19
Нарушение установленного порядка учета этилового      
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
15.12
Выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и    
продукции без маркировки
15.13
Уклонение от подачи декларации об объеме производства 
и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции или декларации об
использовании этилового спирта
17.7
Невыполнение законных требований прокурора,           
следователя, дознавателя или должностного лица,
осуществляющего производство по делу об
административном правонарушении
17.9
Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение        
специалиста, заключение эксперта или заведомо
неправильный перевод
19.4
(ч.1)
Неповиновение законному распоряжению должностного лица
органа, осуществляющего государственный надзор
(контроль)
19.5
(ч.1)
Невыполнение в срок законного предписания             
(постановления, представления) органа (должностного
лица), осуществляющего государственный надзор
(контроль)
19.6
Непринятие мер по устранению причин и условий,        
способствовавших совершению административного
правонарушения
19.7
Непредставление сведений (информации)                 

В последующем протоколы о совершении таких административных правонарушений передаются должностными лицами федеральных органов налоговой полиции судам, органам, должностным лицам, уполномоченным согласно КоАП РФ рассматривать соответствующие дела об административных правонарушениях.

Перечень должностных лиц федеральных органов налоговой полиции, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, установлен Приказом ФСНП России от 03.09.2002 N 402 "О должностных лицах федеральных органов налоговой полиции, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание".

Под подследственностью понимается разграничение компетенции между органами расследования уголовных дел. Обычно различают предметную (родовую) подследственность (по видам преступлений), территориальную подследственность (по месту совершения преступления) и персональную подследственность (по субъекту преступления).

В свою очередь предметную (родовую) подследственность можно разделить на основную, альтернативную и сопутствующую. Основная подследственность любого органа расследования напрямую закреплена в уголовно - процессуальном законодательстве. В частности, основная подследственность федеральных органов налоговой полиции определяется п.4 ч.2 ст.151 УПК РФ, к ней отнесены ст.4 УК РФ, в том числе ст.ст.198 и 199.

К альтернативной подследственности относятся преступления, предварительное следствие по которым может проводиться как следователями органа, для которого рассматриваемые преступления отнесены к основной подследственности, так и следователями органа, непосредственно выявившего эти преступления. К сопутствующей подследственности относят преступления, предварительное следствие по которым производится следователями органа, к чьей основной или альтернативной подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

N 8, 2003)

Д.Анисимов

К. э. н.

Служба документальных проверок

УФСНП России по г. Москве