Мудрый Экономист

Как заплатить наличными более 60 000 рублей

"Практическая бухгалтерия", N 2, 2003

Наличные расчеты между фирмами по одной сделке ограничены. Если фирма превысит установленное ограничение, ее могут оштрафовать. Мы предлагаем три схемы, как решить эту проблему, не нарушая закона.

Прежде всего напомним, что лимит расчетов наличными деньгами утвержден Указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. N 1050-У. Он составляет 60 000 руб.

Если фирма превысила установленный лимит, то ее могут оштрафовать на сумму от 40 000 до 50 000 руб. За это же нарушение на руководителя фирмы может быть наложен административный штраф от 4000 до 5000 руб. (ст.15.1 КоАП РФ).

Примечание. За превышение лимита расчетов наличными оштрафовать могут как продавца, так и покупателя.

На практике часто возникает вопрос: какую фирму штрафуют в данной ситуации - покупателя (фирму, передающую наличные деньги из кассы), продавца (фирму, получающую наличные деньги в кассу) или обоих?

В Кодексе об административных правонарушениях четкого ответа на этот вопрос нет.

Возможно, что в такой ситуации налоговики захотят оштрафовать обе фирмы. Свою позицию они могут обосновать тем, что, рассчитываясь наличными деньгами, закон нарушают обе стороны расчета.

Однако фирма, получающая деньги в кассу, имеет право не согласиться с решением налоговой инспекции и не платить штраф. Тогда свою позицию налоговики должны будут доказать в суде.

Чью сторону займет суд, сказать трудно, поскольку на сегодняшний момент арбитражной практики по данному вопросу нет.

У фирм, передающих наличные деньги из кассы, тоже есть возможность заплатить наличными сумму более 60 000 руб. поставщику и при этом избежать штрафа.

Рассмотрим, как это можно сделать.

Во-первых, хотим обратить ваше внимание на один важный момент. Лимит ограничивает расчеты наличными только по одной сделке. А под сделкой понимается договор, заключенный между двумя фирмами. Об этом сказано в совместном Письме ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. N 85-Т и МНС России от 1 июля 2002 г. N 24-2-02/252.

Иными словами, если сумма договора превышает 60 000 руб. (например, составляет 60 001 руб.), то заплатить наличными всю сумму по такому договору нельзя.

Примечание. Заплатить наличными более 60 000 руб. по одному договору нельзя, даже если вы внесете сумму по нескольким платежным документам.

Даже если вы внесете в кассу поставщика 60 000 руб. в один день, а один рубль - в другой, то это все равно будет считаться нарушением.

Самый простой выход из такой ситуации - внести сумму, превышающую 60 000 руб., в кассу поставщика не по одному, а по двум разным договорам (например, по одному договору 60 000 руб., а по второму - один рубль). В этом случае никакого нарушения не будет.

Может случиться так, что вам нужно купить одну неделимую вещь (например, автомобиль) стоимостью более 60 000 руб. В этом случае заключить два договора не получится.

Однако и из этой ситуации есть выход. В частности, можно рассчитаться с поставщиком:

Каждая из этих схем имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их более подробно.

Расчеты наличными через предпринимателя

Дело в том, что лимит расчетов наличными деньгами установлен только для фирм, а на расчеты фирмы с предпринимателем установленное ограничение (60 000 руб.) не распространяется.

Поэтому вы можете поступить следующим образом.

Заключите с предпринимателем посреднический договор на покупку товара и заранее договоритесь, что этот товар предприниматель для вас купит именно у вашего поставщика. В договоре обязательно предусмотрите условие, что предприниматель будет действовать от своего имени. Для этого можно заключить, например, договор комиссии.

Правда, у такой схемы есть один существенный минус. Дело в том, что, заключая посреднический договор с предпринимателем, вам придется заплатить предпринимателю комиссионное вознаграждение.

Чтобы избежать лишних расчетов и проблем, закрепите в договоре с предпринимателем условие, что сумму на покупку товара вы передаете ему отдельно, а комиссионное вознаграждение установите в виде фиксированной суммы.

Предприниматель, получив от вас деньги на покупку товара, должен будет от своего имени заключить договор с вашим поставщиком (как это предусмотрено в договоре).

Таким образом, поставщик также может получить за свой товар наличные деньги. Однако в этом случае предпринимателю придется заплатить налог с продаж, поскольку наличные расчеты с предпринимателями приравниваются к расчетам с физическими лицами (п.3 Постановления ВАС РФ от 4 августа 1999 г. N 10).

Поэтому, если есть возможность, то заранее договоритесь со своим поставщиком, что предприниматель оплатит ему товар по безналичному расчету.

Если же такой возможности нет, то вам придется возместить расходы предпринимателю в виде суммы налога с продаж.

Расчеты с использованием векселя

Суть этой схемы заключается в следующем.

Фирма выписывает поставщику товара простой вексель, а поставщик предъявляет этот вексель к оплате в банк своего покупателя. В свою очередь, банк должен будет выдать предъявителю (то есть поставщику) сумму, указанную в векселе.

Такой вариант также выгодно применять, если вы заключаете сделку на очень большую сумму.

Но обратите внимание: чтобы выписать вексель, фирме придется заранее согласовать это со своим банком. Дело в том, что банк оплатит вексель, только если фирма ранее внесла ему сумму, указанную в векселе, или если фирма имеет на своем расчетном счете достаточную сумму и уполномочила банк списать с ее расчетного счета сумму, необходимую для оплаты векселя.

Примечание. Использование в расчетах простого векселя необходимо согласовать с банком.

Если же и такой вариант по каким-то причинам вам не подходит, вы можете обойтись без помощи третьих лиц (предпринимателя, банка и т.д.) и договориться непосредственно со своим поставщиком.

Расчеты наличными при возврате товара

Основной недостаток этой схемы - ее сложность. Такую операцию лучше проводить с тем поставщиком, с которым будет нетрудно согласовать все условия сделки. Это может быть, например, ваш давний и надежный партнер.

На практике эта схема будет реализована так.

Вы хотите купить у поставщика товар на сумму, превышающую 60 000 руб., и заплатить за этот товар наличными.

Для этого сначала можно заключить договор с этим же поставщиком на покупку какого-нибудь другого товара стоимостью менее 60 000 руб. В этом договоре вы предусматриваете условие о том, что вы можете отказаться от покупки и вернуть товар.

Можно, например, заключить договор с особым порядком перехода права собственности, заплатить за товар наличными и расторгнуть договор до того момента, как право собственности на товар перейдет вашей фирме. Это также позволит вам избежать лишних трудностей с отгрузкой товара, выпиской документов, счетов-фактур, отражением этих операций в учете и т.п.

Примечание. Договор с особым переходом права собственности позволит упростить возврат товара.

Расторгнув первый договор, вы заключаете с поставщиком новый договор на покупку того товара, который вы намеревались купить изначально.

Деньги за возвращенный товар по первому договору поставщик вам не возвращает, а засчитывает их в счет оплаты по второму договору.

Вам же нужно будет доплатить только разницу между ценой по первому договору и ценой по второму договору. Поскольку оплату вы фактически производите по новому договору, то разницу вы также можете заплатить наличными (при условии, что она не превышает 60 000 руб.).

Рассмотрим эту схему более подробно на примере.

Пример 1. ООО "Пассив" собирается купить у ЗАО "Актив" партию цемента стоимостью 105 000 руб. (в том числе НДС 17 500 руб.). Себестоимость партии цемента составляет 65 000 руб.

Стороны решили рассчитаться наличными деньгами. Однако заплатить по этому договору всю сумму наличными "Пассив" не может.

Чтобы осуществить эту сделку, стороны сначала заключают договор на покупку кирпича стоимостью 80 000 руб., но "Пассив" платит "Активу" только аванс в размере 60 000 руб. Аванс платится наличными.

Вместе с тем в договоре на покупку кирпича стороны предусмотрели условие, что право собственности на кирпич переходит "Пассиву" только после полной его оплаты (договор с особым порядком перехода права собственности). Таким образом, купленный кирпич "Пассив" учтет на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

"Активу" же в этом случае оформлять счет-фактуру и начислять НДС на проданный кирпич не нужно, так как фактической реализации еще не произошло.

Вот как эту операцию отразит в учете бухгалтер "Актива":

Дебет 50 Кредит 62, субсчет "Авансы полученные",

Дебет 62, субсчет "Авансы полученные", Кредит 68 "Расчеты по НДС"

Дебет 45 Кредит 41

Обратите внимание: фактически отгружать кирпич в этом случае вовсе не обязательно.

А бухгалтер "Пассива" отразит в своем учете эту операцию такой проводкой:

Дебет 002

Через день "Пассив" отказался от покупки кирпича (такое условие было предусмотрено в самом договоре) и расторг договор с "Активом".

В этот же день стороны заключили новый договор на покупку партии цемента, который "Пассив" изначально и собирался купить у "Актива".

Уплаченные "Пассивом" 60 000 руб. за кирпич "Актив" засчитал в счет оплаты цемента.

Таким образом, "Пассиву" пришлось доплатить за партию цемента всего 45 000 руб. (105 000 - 60 000). Заплатить эту сумму "Пассив" также может наличными деньгами, так как фактически оплата производится уже по другому договору.

Обратите внимание: на этот раз "Актив" и "Пассив" уже могут заключить обычный договор (без особого порядка перехода права собственности).

Вот какие проводки сделает в учете бухгалтер "Актива":

Дебет 41 Кредит 45

Дебет 62, субсчет "Авансы полученные", Кредит 62

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС",

Кредит 62, субсчет "Авансы полученные",

Дебет 50 Кредит 62

Дебет 62 Кредит 90-1

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

Дебет 90-2 Кредит 20

А бухгалтер "Пассива" отразит в учете эту операцию такими проводками:

Кредит 002

Дебет 10 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 60 Кредит 50

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

Таким образом, получается, что "Пассив" фактически заплатил за цемент наличными деньгами более 60 000 руб., но закона не нарушил.

И.Карпов

Редактор-эксперт