Мудрый Экономист

Налоговая полиция: проведение проверочных мероприятий

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 5, 2003

Региональный выпуск", N 4, 2003)

Первым этапом проведения проверки налогоплательщика федеральными органами налоговой полиции является прибытие проверяющих на объект проверки и предъявление налогоплательщику или его представителю постановления о проведении проверки. Вместе с постановлением проверяющие обязаны предъявить налогоплательщику (его представителю) свои служебные удостоверения. После этого проверяющие должны удостовериться в том, что имеют дело именно с налогоплательщиком, в отношении которого вынесено постановление о проведении проверки, или с его представителем. Известно, что в соответствии со ст.26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное прямо не установлено НК РФ.

Согласно п.1 ст.27 НК РФ законным представителем налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Так, в соответствии с п.2 ст.69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в ред. от 07.08.2001 N 120-ФЗ) "Об акционерных обществах" единоличный исполнительный орган акционерного общества (директор, генеральный директор) без доверенности представляет интересы общества. Таким образом, директор (генеральный директор) акционерного общества вправе выступать в качестве законного налогового представителя общества. Аналогичным образом этот вопрос решается и применительно к обществам с ограниченной ответственностью (ст.40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

В п.2 ст.27 НК РФ установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, уполномоченные представлять налогоплательщика в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Например, законными представителями несовершеннолетних граждан являются родители, усыновители, опекуны (ст.ст.26 и 28 ГК РФ).

Полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены (п.3 ст.26 НК РФ). Так, статус генерального директора общества с ограниченной ответственностью должен быть подтвержден решением собрания учредителей. Необходимо учитывать, что в соответствии со ст.28 НК РФ действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой организации.

Согласно ст.29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица - на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В первоначальной редакции Инструкции представление налогоплательщиком своих интересов при проведении его проверки федеральными органами налоговой полиции допускалось только через законного представителя. В целях приведения Инструкции в соответствие с законодательством Российской Федерации практически по всему тексту Инструкции в новой редакции формулировка "законный представитель налогоплательщика" была заменена на "представитель налогоплательщика".

Согласно Инструкции налогоплательщик (его представитель), в отношении которого осуществляется проверка, вправе присутствовать при ее проведении в том случае, если проверка проводится в занимаемых им помещениях или на занимаемых им территориях. В постановлении о проведении проверки налогоплательщика делается отметка о разъяснении ему (его представителю) этого права.

В случае отказа налогоплательщика (его представителя) ознакомиться с постановлением о проведении проверки, а также от использования своего права присутствовать при проведении проверки в постановлении о проведении проверки налогоплательщика проверяющими производится запись об этом с обязательным указанием даты предъявления постановления, фамилии, имени, отчества налогоплательщика (его представителя), мотивов, по которым был заявлен отказ. Сделанная запись удостоверяется подписями проверяющего, который ее выполнил.

В новую редакцию Инструкции внесена норма, регламентирующая порядок действий проверяющих в случае отсутствия налогоплательщика (или его представителя) на объекте проверки при вручении постановления. В такой ситуации постановление о проведении проверки будет направлено заказным письмом по месту нахождения налогоплательщика - организации (месту жительства налогоплательщика - физического лица). Днем вручения постановления будет считаться шестой день с момента отправки письма.

В соответствии с Инструкцией при проведении проверки налогоплательщика проверяющие вправе использовать достаточно широкие полномочия, определенные НК РФ и Законом "О федеральных органах налоговой полиции" (табл. 1).

Таблица 1

Права сотрудников федеральных органов налоговой полиции при проведении проверок налогоплательщиков

 N 
п/п
 Основание
   Содержание права  
   Условия и порядок  
применения
           Примечание           
  1
пп.10.1   
Инструкции
Беспрепятственно     
входить в любые
производственные,
складские, торговые и
иные помещения,
здания, сооружения,
участки местности
независимо от форм
собственности и места
их нахождения,
используемые
налогоплательщиками
для извлечения
доходов (прибыли), и
обследовать их, а
также транспортные
средства
Обследование          
проводится
проверяющими в порядке
и на условиях,
установленных
законодательством
Российской Федерации,
в частности на
основании положений
Федерального закона от
12.08.1995 N 144-ФЗ
"Об оперативно -
розыскной
деятельности"
(с последующими
изменениями и
дополнениями) и
изданных в
соответствии с ним
нормативных актов
1. Обследование проводится, как 
правило, при наличии у
проверяющих информации о
полученных налогоплательщиком
товарно - материальных
ценностях, не отраженных в
бухгалтерском учете, о наличии
производственных мощностей
(цехов) и других структурных
подразделений, осуществляющих
виды деятельности, не отраженные
в учредительных документах
налогоплательщика, о
производстве продукции
(выполнении работ, оказании
услуг), выручка от реализации
которой не отражена в учете и
отчетности, о занижении объемов,
расценок в строительстве по
актам выполненных работ и в
других аналогичных случаях
2. О необходимости обследования
жилых помещений проверяющие
подают рапорт начальнику (его
заместителю, курирующему
оперативно - разыскную
деятельность) федерального
органа налоговой полиции,
вынесшему постановление о
проведении проверки
налогоплательщика. Обследование,
ограничивающее конституционные
права человека и гражданина на
неприкосновенность жилища,
проводится только на основании
судебного решения на условиях и
в порядке, установленных ст.8
Закона "Об оперативно -
розыскной деятельности"
  2
пп.10.2   
Инструкции
Истребовать в        
соответствии с
законодательством
Российской Федерации
у налогоплательщика
(его представителя) и
иных лиц информацию,
необходимую для
проведения проверки
налогоплательщика, в
том числе документы,
касающиеся
финансово -
хозяйственной
деятельности
налогоплательщика
Информация,           
истребуемая у
налогоплательщика (его
представителя),
перечисляется в
требовании о
предоставлении
информации (образец
требования прилагается
к Инструкции).
Требование
подписывается
проверяющими и
вручается
налогоплательщику (его
представителю) под
расписку с указанием
даты вручения
При отказе
налогоплательщика (его
представителя) от
получения требования о
предоставлении
информации проверяющие
составляют об этом
соответствующий акт
(образец акта
прилагается к
Инструкции),
удостоверяемый
подписями проверяющих
и понятых
Полученная информация           
используется исключительно в
служебных целях и разглашению не
подлежит
  3
пп.10.4   
Инструкции
Привлекать для       
участия в проверке
специалистов,
обладающих научными,
техническими или
иными специальными
знаниями
Решение о             
необходимости
привлечения
специалиста для
участия в проверке
налогоплательщика
принимают проверяющие
по согласованию с
начальником
федерального органа
налоговой полиции (его
заместителем,
курирующим
оперативно - разыскную
деятельность).
Специалист назначается
постановлением
начальника (его
заместителя,
курирующего
оперативно - разыскную
деятельность)
федерального органа
налоговой полиции,
назначившего проверку
налогоплательщика
(образец постановления
прилагается к
Инструкции)
1. Привлечение специалиста может
быть осуществлено на договорной
основе
2. Участие лица в качестве
специалиста при проведении
проверки налогоплательщика не
исключает возможности его опроса
по обстоятельствам проведения
проверки
  4
пп.10.4   
Инструкции
Привлекать для       
участия в проверке
понятых
Понятые удостоверяют в
акте (ах),
составленном (ых)
проверяющими, а при
необходимости - и в
других документах
факт, содержание и
результаты действий,
производившихся в их
присутствии. Понятые
могут делать по поводу
произведенных действий
замечания, которые
подлежат обязательному
внесению в акт. При
необходимости понятые
могут быть опрошены по
указанным
обстоятельствам
В качестве понятых могут быть   
привлечены любые не
заинтересованные в исходе
проверки физические лица. Не
допускается участие в качестве
понятых должностных лиц
федеральных органов налоговой
полиции
  5
пп.10.5   
Инструкции
Получать объяснения  
налогоплательщика
(его представителя),
граждан Российской
Федерации,
иностранных граждан и
лиц без гражданства
по вопросам,
относящимся к
компетенции
федеральных органов
налоговой полиции
  6
пп.10.6   
Инструкции
Пользоваться другими 
правами,
предоставленными
федеральным органам
налоговой полиции
действующим
законодательством
Российской Федерации

Необходимо отметить, что из новой редакции Инструкции исключен пп.10.3, регламентировавший ранее порядок изъятия федеральными органами налоговой полиции материалов (предметов, документов) в процессе проведения проверки налогоплательщика. Однако это не означает, что налоговая полиция утратила право производить изъятие материалов (предметов, документов) при проведении проверки.

Согласно пп.10.1 Инструкции в процессе проверки проверяющие вправе обследовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения, здания, сооружения, участки местности независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), а также транспортные средства в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств относится к числу оперативно - разыскных мероприятий, и соответственно порядок его проведения регламентируется законодательством Российской Федерации об оперативно - разыскной деятельности, в частности Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности" и изданными в соответствии с данным Законом нормативными актами.

Кроме того, пп.10.6 Инструкции дает возможность проверяющим пользоваться в процессе проведения проверки налогоплательщика другими правами, предоставленными федеральным органам налоговой полиции действующим законодательством Российской Федерации, например проводить оперативно - разыскные мероприятия в целях выявления и пресечения налоговых и связанных с ними преступлений.

В Указании первого заместителя директора ФСНП России от 25.12.2001 N 32 "О неукоснительном соблюдении требований нормативных правовых актов ФСНП России, регламентирующих порядок учета и реализации актов проверок, проведенных органами налоговой полиции самостоятельно" отмечено, что введение в действие Инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков не привело к внесению каких-либо изменений в порядок и условия осуществления оперативно - разыскной деятельности в федеральных органах налоговой полиции, установленных Законом "Об оперативно - розыскной деятельности". Другими словами, федеральные органы полиции по-прежнему имеют право осуществлять все оперативно - разыскные мероприятия, предусмотренные ст.6 указанного Закона, как до, так и после назначения и проведения проверки налогоплательщика, а равно в период ее проведения в порядке и на условиях, установленных законодательством.

В соответствии с п.1 ст.15 Закона "Об оперативно - розыскной деятельности" при решении задач оперативно - разыскной деятельности федеральные органы налоговой полиции вправе производить изъятие предметов, материалов и сообщений в случае возникновения непосредственной угрозы экономической безопасности Российской Федерации, а также в ряде других случаев. Изъятие предметов и материалов может осуществляться в целях:

а) обеспечения их сохранности;

б) исследования (приобщения к материалам проверки);

в) исключения использования при совершении преступления.

Изъятие может быть как гласным, так и негласным.

Таким образом, изъятие не является самостоятельным оперативно - разыскным мероприятием и может осуществляться в процессе проведения оперативно - разыскных мероприятий, перечисленных в ст.6 Закона "Об оперативно - розыскной деятельности", в том числе в ходе проведения проверки налогоплательщика. Проверяющие могут также осуществлять:

проверку учредительных документов организации или свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя физического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности организации, договоров (контрактов), банковских и кассовых документов, накладных на отпуск материальных ценностей, актов выполненных работ (оказанных услуг), счетов - фактур, первичных учетных документов, подтверждающих факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, регистров бухгалтерского (главной книги - книги учета доходов и расходов, журналов - ордеров, ведомостей и т.п.) и налогового учета, а также иных документов, необходимых для установления законности и правильности проведенных операций в течение проверяемого периода.

N 6, 2003)

Д.Анисимов

К. э. н.

Служба документальных проверок

УФСНП России по г. Москве