Мудрый Экономист

Реформирование бухгалтерского учета в сельском хозяйстве

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 52, 2002

В настоящее время в сельском хозяйстве сложилась объективная необходимость пересмотра первичной учетной документации, бухгалтерской и статистической отчетности, так как значительное количество документации используется почти без корректировок уже в течение многих лет. В связи с планируемым увеличением рыночной составляющей в сельском хозяйстве актуальным становится вопрос формирования документооборота, соответствующего новым экономическим отношениям.

В ходе реформирования первичной учетной документации необходимо решить следующие вопросы:

устранение дублирования функций Госкомстата России и Минсельхоза России в части разработки, утверждения и издания форм первичной учетной документации и регистров бухгалтерского учета в сельском хозяйстве;

адаптация и упрощение форм первичной учетной документации к деятельности сельскохозяйственных предприятий.

При реформировании процедур подачи периодической отчетности в государственные органы нужно рассмотреть следующие задачи:

устранение дублирования функций территориальных органов Госкомстата России по сбору бухгалтерской отчетности Минсельхозом России в части деятельности сельскохозяйственных предприятий;

адаптация и упрощение форм бухгалтерской и статистической отчетности, обработка полученной информации и получение единых и достоверных данных о сельском хозяйстве в России.

В своей работе сельскохозяйственные предприятия используют формы первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья различных серий (АПК, ИНВ АПК, СХ, СП, ОС, а также без серий), утвержденные разными органами, имеющими право регулировать вопросы бухгалтерского учета. Так, серии АПК, ИНВ АПК, СХ, СП, ОС и др. утверждены Приказами Минсельхоза России от 11.07.2001 N 815 (8-СХ), от 03.04.2001 N 321, Минсельхозпрода России от 25.09.1995 N 271, от 26.07.1996 N 215, от 22.05.1997 N 13-7-2, от 16.12.1998 N 769 и Постановлениями Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, от 29.08.1997 N 68. При этом часть бухгалтеров используют формы Госкомстата России, дополняя их формами Минсельхоза России, часть - только формы Минсельхоза России.

Госкомстат России, выполняя поручение Правительства Российской Федерации, в конце 90-х годов разработал формы первичной учетной документации для различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Однако 80 форм, введенных Госкомстатом России, объективно меньше утвержденных Минсельхозом России (114) и не охватывают всех возникающих ситуаций. Более того, Госкомстат России, несколько изменив форму, сохранил ее название, но присвоил свой номер. Например, форма 176-АПК "Журнал учета надоя молока", утвержденная Минсельхозом России, дублируется формой СП-21 "Журнал учета надоя молока" Госкомстата России. Такая ситуация наблюдается по 72 типам форм.

Департамент бухгалтерского учета и отчетности Минсельхоза России осуществляет деятельность по разработке новых типов и систематизации существующих форм. Планируется провести анализ имеющихся первичных форм с целью выявления минимально необходимого их перечня, проанализировать формы оперативного (натурального) учета, используемого зоотехниками, агрономами и др. В случае необходимости намечается пересмотреть эти формы.

Большинство форм первичной учетной документации (особенно натурального учета) заполняются непосредственно в подразделениях хозяйства (бригады, склады и т.п.) и после надлежащего оформления на местах - полях, станах, фермах - передаются в бухгалтерию для обработки. Таким образом, использовать компьютерный учет в сельском хозяйстве можно только по отношению к сравнительно небольшому числу финансовых документов, которые заполняются в бухгалтерии (касса, банк и т.п.). Следовательно, даже при автоматизации бухгалтерского учета в центральной бухгалтерии хозяйства сосредоточивается большой объем документов, информация с которых вручную вводится в компьютер. Поэтому на первый план выходит качество заполнения первичной учетной документации.

После внедрения нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, счет "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" вошел в состав счетов 01 "Основные средства" и 10 "Материалы", поэтому необходимо соответствующим образом пересмотреть формы МБ-8 и 263-АПК "Акт на списание малоценных предметов", а также возможности их применения. Формы годовой отчетности АПК предусматривают помимо этого еще ряд показателей, заполняемых сельскохозяйственными предприятиями, что также требует пересмотра первичной учетной документации. По нашему мнению, новые формы должны быть прежде всего просты для восприятия, заполнения, удобны и универсальны при использовании. В 2002 - 2003 гг. Департамент бухгалтерского учета и отчетности Минсельхоза России планирует завершить соответствующую работу и организовать публикацию альбомов форм первичной учетной документации.

На основе данных первичного учета формируется периодическая отчетность сельскохозяйственных предприятий. Согласно действующему законодательству все предприятия сдают различные виды отчетности нескольким государственным и негосударственным органам. Мы рассмотрим только отчетность, которая сдается государственным органам, не касаясь взаимоотношений предприятий с внебюджетными фондами (социального страхования, пенсионным фондом и фондом медицинского страхования).

Согласно ст.15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ и от 28.03.2002 N 32-ФЗ) все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Таким образом, единственным органом, в который предприятия обязаны представлять бухгалтерскую отчетность, являются органы государственной статистики. Ни территориальные органы МНС России (налоговые инспекции), ни иные государственные органы в Законе не упомянуты, так же как и Госкомстат России.

В ст.25 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, т.е. вся первичная учетная документация относится прежде всего к бухгалтерскому учету, на основе которого формируется налоговая отчетность.

Из сказанного можно сделать вывод, что бухгалтерская отчетность сельскохозяйственных предприятий подается только в территориальные органы Госкомстата России и органы управления АПК субъектов Российской Федерации. В связи с этим в целях обеспечения единства и достоверности информации целесообразно часть функций по сбору информации о деятельности сельскохозяйственных предприятий передать от территориальных органов Госкомстата России в ведение Минсельхоза России. Существующая сейчас и предлагаемая схемы подачи бухгалтерской, налоговой и статистической информации представлены на рисунках. Данная концепция не требует пересмотра действующего законодательства. Так, согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 901, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами организует ведение в агропромышленном комплексе бухгалтерского учета, отчетности, статистического наблюдения и осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление соответствующим органам бухгалтерской и иной отчетности; обеспечивает в установленном порядке проведение в агропромышленном комплексе инспекторской и контрольно - ревизионной работы; осуществляет внутриведомственный финансовый контроль за целевым использованием государственных средств.

Рис. 1. Схема подачи бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности сельскохозяйственными предприятиями

---------------------¬ ---------------------¬ -------------------¬

¦ Госкомстат России ¦ ¦ Минсельхоз России ¦ ¦ МНС России ¦

L---------T----------- L---------T----------- L--------T----------

/ / /

----------+----------¬ ----------+----------¬ ---------+---------¬

¦Субъект ¦ ¦Субъект ¦ ¦Субъект ¦

¦Российской Федерации¦ ¦Российской Федерации¦ ¦Российской ¦

¦(республики, ¦ ¦(республики, ¦ ¦Федерации ¦

¦области, автономные ¦ ¦области, автономные ¦ ¦(республики, ¦

¦округа) ¦ ¦округа) ¦ ¦области, ¦

¦Территориальные ¦ ¦Сельскохозяйственные¦ ¦автономные округа)¦

¦органы Госкомстата ¦ ¦министерства, ¦ ¦Территориальные ¦

¦России в субъектах ¦ ¦департаменты, ¦ ¦органы МНС России ¦

¦Федерации ¦ ¦управления органов ¦ ¦(инспекции) в ¦

¦ ¦ ¦исполнительной ¦ ¦субъектах ¦

¦ ¦ ¦власти субъектов ¦ ¦Федерации ¦

¦ ¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦

L---------T----------- L-----T--------------- L---------T---------

/ / /

¦ ---------------+---------------------¬ ¦

¦ ¦Районы субъекта Российской Федерации¦ ¦

¦ ¦органы местного самоуправления ¦ ¦

¦ ¦(сельхозотделы) ¦ ¦

¦ L--------------T---------------------- ¦

L-----------¬ / ¦

---------------¬ ¦ ¦ ---------------¬ -------

¦Статистическая¦ ¦ +--+Бухгалтерская ¦ ¦ -----------¬

¦(в том числе +------+ ¦ ¦отчетность АПК¦ +---+Налоговые ¦

¦бухгалтерская)¦ ¦ ¦ L--------------- ¦ ¦декларации¦

¦отчетность ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------

L--------------- ¦ ¦ --------

¦ ¦ ¦

+------+-------------+

¦Сельскохозяйственное¦

¦предприятие ¦

L---------------------

Рис. 2. Схема подачи бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности сельскохозяйственными предприятиями, предлагаемая в ходе реформирования

------------------¬ ------------------¬ -----------¬

¦Госкомстат России+<---+Минсельхоз России¦ ¦МНС России¦

L------------------ L--------T--------- L----T------

/ /

------------+---------¬ -----------+---------¬

¦Субъект ¦ ¦Субъект ¦

¦Российской Федерации ¦ ¦Российской Федерации¦

¦(республики, области,¦ ¦(республики, ¦

¦автономные округа) ¦ ¦области, автономные ¦

¦Сельскохозяйственные ¦ ¦округа) ¦

¦министерства, ¦ ¦Территориальные ¦

¦департаменты, ¦ ¦органы МНС России ¦

¦управления органов ¦ ¦(инспекции) в ¦

¦исполнительной ¦ ¦субъектах Федерации ¦

¦власти субъектов ¦ ¦ ¦

¦Федерации ¦ ¦ ¦

L-----------T---------- L------------T--------

/ /

------------------+------------------¬ ¦

¦Районы субъекта Российской Федерации¦ ¦

¦органы местного самоуправления ¦ ¦

¦(сельхозотделы) ¦ ¦

L-----------------T------------------- ¦

----------------------¬ / ---------------

¦Статистическая (в том¦ ¦ ¦ -----------¬

¦числе бухгалтерская) +---------+ +-------+Налоговые ¦



¦отчетность АПК ¦ ¦ ¦ ¦декларации¦

L---------------------- ¦ ¦ L-----------

----------+----------+

¦Сельскохозяйственное¦

¦предприятие ¦

L---------------------

В настоящее время по соглашениям с Минсельхозом России сбор отчетности осуществляется сельскохозяйственными департаментами и министерствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такая практика оправданна, поскольку, с одной стороны, российское законодательство не предусматривает создание территориальных органов Минсельхоза России, а с другой стороны, в соответствии со ст.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.



Сбор отчетности на местах позволяет сконцентрировать информацию о деятельности в сельском хозяйстве в руках специалистов, способных оценить ее достоверность и полноту. Сотрудники органов управления АПК субъектов Российской Федерации в отличие от сотрудников Госкомстата России, ведущих исключительно статистический учет, по роду службы должны разбираться в профильной тематике. Непосредственно координируя деятельность сельскохозяйственных предприятий в регионе, они имеют значительно больше возможностей для получения достоверной информации.

Современные методы управления и обработки информации требуют внедрения автоматизированного учета. Сейчас в сельском хозяйстве при поддержке Минсельхоза России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется ее централизованный сбор и обработка.

Сельскохозяйственные предприятия, получающие средства федерального бюджета, в соответствии с приказами Минсельхоза России сдают квартальную и годовую отчетность в соответствующие органы местного самоуправления (в районы). Если предприятие использует бухгалтерские программные продукты (особенно специализированные программы для сельскохозяйственных предприятий), сдача отчетов (данных в электронной форме) значительно упрощается. На уровне районов эти данные помещаются в базу данных, разработанную специально для этих целей. В районах полученная информация обобщается и в электронной форме передается в органы исполнительной власти (министерства, департаменты, управления сельского хозяйства) субъектов Российской Федерации. На уровне областей (республик) сводные данные районов помещаются в базу данных, аналогичную по структуре районной. На этом этапе информация еще раз обобщается и поступает непосредственно в Минсельхоз России. В Департаменте бухгалтерского учета и отчетности Минсельхоза России проводится автоматизированный учет и обновление полученных данных.

По такой схеме может быть реализована передача данных в территориальные органы и в центральный аппарат Госкомстата России, что в значительной степени позволит избежать разночтения в показателях органов статистики и Минсельхоза России. Планируется также привести отчетность сельскохозяйственных предприятий в соответствие с кодами ОКВЭД/ОКДП, утвержденными Постановлением от 06.11.2001 N 454-ст, частично с МСФО 41 (международный стандарт финансовой отчетности "Сельское хозяйство").

Реализация данной концепции позволит также обеспечить:

единство данных, используемых Правительством Российской Федерации при проведении государственной политики в области сельского хозяйства;

полноту и достоверность информации, собранной от всех сельскохозяйственных предприятий;



возможность полноценного анализа полученных данных;

построение различного рода качественных прогнозных моделей;

прозрачность использования средств в сельском хозяйстве и многое другое.

Полученные в республиках и областях данные могут быть использованы органами исполнительной власти на местах в целях более гибкого управления сельским хозяйством в своих регионах.

В случае невозможности передачи функций по ведению статистического учета в сельском хозяйстве в ведение Минсельхоза России можно предложить реализовать принцип "единого окна" для сдачи отчетности по факту, т.е. на местах территориально объединить представителей Госкомстата России и Минсельхоза России. Однако этот вариант представляется более трудоемким и менее эффективным.

При разработке минимально необходимого перечня форм отчетной документации планируется предусмотреть структурирование сельскохозяйственных предприятий по размерам и / или формам собственности (ведомственной принадлежности).



В соответствии с избранной структурой будет разработано несколько пакетов документации. Основная тенденция при этом - сокращение количества форм и упрощение бухгалтерской отчетности для всех предприятий (в настоящее время стандартный альбом для сельскохозяйственных предприятий включает 14 форм) - не только крупных и средних предприятий, но и небольших фермерских и крестьянских хозяйств, для которых будет предусмотрена упрощенная отчетность.

Е.Фастова

Руководитель

Департамента бухгалтерского

учета и отчетности

Минсельхоза России