Мудрый Экономист

Взыскание налога за счет иного имущества: момент исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога

"Финансовая газета", N 50, 2002

Согласно п.2 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках (ст.46 НК РФ). Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента (ст.47 НК РФ). В соответствии со ст.47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных ст.47 Кодекса.

Согласно ст.9 Закона N 119-ФЗ судебный пристав - исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от органа, его выдавшего, и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению. При этом судебный пристав - исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В этом постановлении судебный пристав - исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Учитывая изложенное, в случае добровольного исполнения налогоплательщиком требований судебного пристава - исполнителя обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк в установленный судебным приставом - исполнителем срок. В случае неисполнения налогоплательщиком в добровольном порядке требований судебного пристава - исполнителя обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации и погашения задолженности налогоплательщика - организации или налогового агента - организации за счет вырученных сумм (п.5 ст.47 НК РФ).

Необходимо иметь в виду, что условия взаимодействия территориальных органов МНС России и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога, сбора и (или) пеней за счет имущества должника - организации и иных исполнительных документов, предусмотренных Законом N 119-ФЗ, указаны в Порядке взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденном совместным Приказом МНС России и Минюста России от 25.07.2000 N N ВГ-3-10/265, 215, зарегистрированным в Минюсте России 18.08.2000, регистрационный N 2362.

Порядок исполнения налоговым органом обязанности по уплате налогов за счет заложенного имущества

В соответствии с п.п.1, 2, 3, 7 ст.73 НК РФ в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов эта обязанность может быть обеспечена залогом. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик (или плательщик сбора), так и третье лицо.

При неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора) обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.349 ГК РФ требования залогодержателя (кредитора) удовлетворяются из стоимости заложенного недвижимого имущества по решению суда. Удовлетворение этого требования без обращения в суд допускается на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога.

Учитывая изложенное, в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора и соответствующих пеней, обеспеченной залогом недвижимого имущества, налоговый орган вправе обратить взыскание на заложенное недвижимое имущество путем подачи на основании ст.349 ГК РФ искового заявления в суд либо заключить после наступления срока уплаты указанных сумм с залогодателем соглашения об исполнении обязанности налогоплательщика по уплате сумм налога, сбора и пени за счет заложенного недвижимого имущества, удостоверив такое соглашение в нотариальном порядке.

Меры воздействия на лиц, уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах и не представляющих отчеты о своей финансово - хозяйственной деятельности

В соответствии со ст.83 НК РФ в целях налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Нарушение налогоплательщиком установленного ст.83 срока постановки на учет в налоговом органе, а также уклонение от постановки на учет в налоговом органе влекут применение к налогоплательщику мер ответственности согласно ст.ст.116, 117 НК РФ.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (пп.4 п.1 ст.23 НК РФ).

В силу пп.1 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Так, непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок является основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии со ст.119 НК РФ.

Кроме того, в силу п.2 ст.76 НК РФ в случае непредставления налогоплательщиками - организациями и налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком - организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций руководителем (его заместителем) налогового органа может быть принято решение о приостановлении операций этих налогоплательщиков по их счетам в банке, отменяемое решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления указанными налогоплательщиками налоговой декларации.

Аналогичные меры воздействия к налогоплательщикам в случае непредставления ими (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет, налоговые органы вправе применять в соответствии с п.6 ст.7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 29.05.2002).

Порядок применения вступивших в законную силу решений арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов налоговых органов

В соответствии со ст.138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд согласно арбитражному процессуальному законодательству.

В соответствии со ст.127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) арбитражный суд принимает решение именем Российской Федерации. Если арбитражный суд устанавливает порядок исполнения решения, то об этом указывается в самом решении. Если арбитражный суд не устанавливает в решении порядка исполнения решения, то согласно ст.135 АПК РФ решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия. Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступают в силу с момента их принятия.

В соответствии со ст.ст.145, 161 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, и кассационную жалобу на решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, и постановление апелляционной инстанции. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу с момента вынесения постановления апелляционной инстанцией. Согласно ст.177 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы принимается постановление, которое подписывается всеми судьями. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

В соответствии со ст.13 АПК РФ вступивший в законную силу судебный акт обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами.

Таким образом, судебные акты о признании недействительными нормативных правовых актов налоговых органов подлежат обязательному исполнению всеми органами, в том числе и налоговыми, и организациями, должностными лицами с момента вступления судебного акта в законную силу. Нормативный правовой акт налогового органа, признанный недействительным, не подлежит применению с момента вступления судебного акта в законную силу, если иной порядок не установлен в самом судебном акте.

Исчисление сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

В соответствии со ст.89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки включает время фактического нахождения на территории проверяемого налогоплательщика. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

Согласно ст.6.1 НК РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В случае, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями и днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, если решение на проведение налоговой проверки вручено налогоплательщику 28 декабря 2001 г., то течение двухмесячного срока проведения проверки, если она не приостанавливалась, начинается с 29 декабря 2001 г., а истекает 28 февраля 2002 г. (так как 29 февраля в 2002 г. нет). Если же названная налоговая проверка приостанавливалась с 25 февраля 2002 г. по 11 марта 2002 г., то срок ее проведения истекает 15 марта 2002 г.

Если решение о проведении налоговой проверки вручено налогоплательщику 1 июля 2002 г., то течение двухмесячного срока на проведение налоговой проверки начинается со 2 июля 2002 г., а истекает 2 сентября 2002 г. Если же вышеназванная налоговая проверка приостанавливалась в период с 26 августа 2002 г. по 6 сентября 2002 г., то срок ее проведения истекает 14 сентября 2002 г., если в организации этот день рабочий. Если 14 сентября 2002 г. - нерабочий день, то двухмесячный срок на проведение налоговой проверки истекает в ближайший следующий за ним рабочий день.

В.Николаева

Советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга