Мудрый Экономист

Мониторинг налогового потенциала региона

"Налоговый вестник", N 12, 2002

Регион представляет собой сложный социально - экономический комплекс, политико - административное образование, в котором между производственной и социально - бытовой сферами устанавливается определенная согласованность, взаимозависимость, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала, удовлетворению разносторонних потребностей населения. Мониторинг налогового потенциала региона предназначен для более глубокого исследования проблем теории и практики региональной экономики, мер антикризисной политики, стабилизации режима функционирования хозяйственных связей, кредитования инвестиций в реальный сектор экономики, а также моделирования эффективных схем формирования регионального бюджета. Концепция моделирования региональных экономических систем допускает два различных подхода: один - единой модели региона, охватывающей все его связи; другой - взаимосвязанной системы моделей, каждая из которых описывает отдельный элемент структуры региона. В первом случае модель должна располагать достаточно детализированной информацией о возможностях функционирования всех элементов региона, что является идеальным, но практически недостижимым вариантом. Во втором случае выделяются отдельные функциональные части, которые описываются с помощью различных экономико - математических моделей.

Декомпозиционный подход структурного анализа позволяет выделить следующие региональные подсистемы:

Свойства и отношения элементов финансово - бюджетной системы формально однороднее, чем экономические свойства и отношения региональных систем в целом. Существует большое количество конкретных отношений между элементами финансово - бюджетной системы. Вместе с тем в основе этого многообразия отношений находится конечный набор базовых отношений. Базовый набор отражает способность человека вычленять те или иные отношения при реализации. Остальные отношения сводятся к комбинации базовых отношений. Базовые отношения делятся на группы: временные, пространственные и др.

Системная модель, построенная в синтетическом процессе "моделирование - проектирование", должна быть многоуровневой моделью, способной представить проектируемую систему на любом из нескольких имеющихся уровней детализации. Поэтому моделирование на многих уровнях естественным образом вытекает из принципа синтеза моделирования и проектирования. Кроме того, этот метод моделирования играет важную роль при построении и использовании любой имитационной модели большого размера. Мониторинг оценки налогового потенциала региона должен базироваться на многокритериальной оптимизации функционирования региональных экономических систем с диалоговым компьютерным обеспечением на базе сценарных вариантов поведения систем. С методической точки зрения, речь идет о процессе, в котором должны учитываться, во-первых, основные тенденции динамики налогового потенциала региона, а во-вторых, должен производиться анализ соответствия полученного базового варианта фактическим показателям функционирования региональных экономических систем, то есть адекватности. Организационная схема формирования и функционирования мониторинга финансово - бюджетной системы, производственного и социально - экономического комплексов региона может быть представлена в следующем виде (см. схему).

              ¦
/
u ------------¬ ----------------¬
------->¦Финансово -¦<---------------------+ Постановка ¦<----¬
------->¦ бюджетная +-------¬ --------+ целей и задач ¦ ¦
¦ ¦ система ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L------------ ¦ ¦ L---------------- ¦
¦ / / ¦
¦ -------------------¬ ¦
¦ ¦ Стратегия ¦ ¦
¦ ¦ социально - ¦ ¦
¦ ¦ экономического ¦ ¦
¦ ¦ развития ¦ ¦
¦ L------------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ / ¦
¦ -------------------¬ ¦
¦ ¦ Совершенствование¦ ¦
¦ ¦ налогового +----¬ ¦v ¦
¦ ¦ потенциала ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L---------T--------- / / ¦
¦ ¦ ----------------¬ ¦
¦ ¦ ¦ Формирование ¦ ¦
¦ ¦<---------+ системы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ критериев ¦ ¦
¦ ¦ L---------------- ¦
¦ / / ¦
¦ -------------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ Разработка ¦ ¦ ¦
¦ ¦ мониторинга ¦ ¦ ¦
¦ L---------T--------- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ------------------- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ / ¦ ¦
¦ ---------------¬ ¦ ¦
¦ ¦Математическое¦ --------+-------¬ ¦
¦ ¦ и +------------------>¦ Корректировка ¦ ¦
¦ ¦информационное¦ ¦ моделей ¦ ¦
¦ ¦ обеспечение ¦ L---------------- ¦
¦ L-----T--------- / ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ -------------------¬ ¦ ¦
¦ L------>¦ Поиск оптимальных¦ ¦ ¦
¦ ¦ вариантов ¦ ¦ ¦
¦ L--------T---------- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ / ¦ ¦
¦ -------------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ Выбор статей ¦ ¦ ¦
¦ L--------T---------- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ / ¦ ¦
¦ -------------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ Оценка +---------- ¦
¦ ¦ адекватности ¦ ¦
¦ L--------T---------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ / ¦
¦ -------------------¬ ¦
L---------------------+ Принятие решений +------------------------
L-------------------

Обозначения: u - управляющие воздействия; v - возмущающие воздействия.

Целевая функция подобного типа строится исходя из содержательных предпосылок, представляя собой функциональную зависимость из комбинации субмоделей. В таких моделях цели и приоритеты не являются неизменными, застывшими и жестко фиксированными. В процессе функционирования системы могут происходить существенные изменения во внутренней и внешней среде и открываться возможности более рационального использования, в том числе и налогового потенциала.

Подобные схемы компьютерного мониторинга оценки налогового потенциала позволяют:

А.Д.Морозов