Мудрый Экономист

Привлечение к ответственности по статье 119 НК РФ при отсутствии задолженности по уплате налога

"АКДИ "Экономика и жизнь", N 11, 2002

Одной из первостепенных обязанностей налогоплательщиков, установленных налоговым законодательством, является своевременное представление в налоговые органы налоговых деклараций. Согласно пп.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, приведенная норма указывает на обязанность налогоплательщиков и плательщиков сборов представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129 "О бухгалтерском учете".

Исполнение указанной обязанности обеспечено мерами ответственности за совершение налогового правонарушения. Непредставление налоговой декларации признается налоговым правонарушением. Статьей 119 НК РФ установлено два состава налогового правонарушения и меры ответственности за их совершение.

Согласно п.1 ст.119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета по истечении менее 180 дней после установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п.2 ст.119 НК РФ).

При применении мер ответственности за данное правонарушение штрафные санкции исчисляются налоговыми органами в процентном соотношении от суммы налога, которая подлежит уплате налогоплательщиком на основании конкретной налоговой декларации. В связи с этим на практике зачастую возникал вопрос относительно правомерности наложения штрафных санкций на основании ст.119 НК РФ при фактической уплате суммы налога на момент привлечения налогоплательщиков к ответственности.

Налоговые органы при вынесении решений о привлечении налогоплательщиков к ответственности за непредставление налоговых деклараций не принимают во внимание факт уплаты ими соответствующих сумм налогов, подлежащих уплате на основании деклараций.

При этом позиция налоговых органов основывается на рекомендациях Министерства РФ по налогам и сборам, содержащихся в Письме от 28.09.2001 N ШС-6-14/734. Как указало МНС России относительно применения штрафа на основании ст.119 НК РФ, наличие на дату уплаты налога на лицевом счете переплаты или факта уплаты налога не влияет на применение к налогоплательщику ответственности за нарушение им установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации.

Практика же федеральных арбитражных судов состояла в обратном.

Согласно позиции ряда федеральных арбитражных судов при применении налоговых санкций за непредставление налоговых деклараций необходимо исследовать вопрос о наличии или отсутствии у лица, привлекаемого к ответственности за совершение данного налогового правонарушения, задолженности по уплате налога.

Так, например, при рассмотрении Федеральным арбитражным судом Восточно - Сибирского округа дела о взыскании с налогоплательщика налоговых санкций за непредставление расчетов по налогу с продаж на основании ч.1 ст.119 НК РФ суд пришел к выводу, что если к моменту привлечения к ответственности задолженности по налогу не имеется, то подлежит взысканию минимальный размер штрафа, т.е. 100 руб.

Кроме того, как указал суд, оснований для начисления штрафа при отсутствии задолженности по уплате налога не имеется, поскольку ч.2 ст.119 НК РФ не предусмотрено взыскание минимального размера налоговых санкций (см. Постановление ФАС ВСО от 09.01.2002 N А19-8571/01-15-Ф02-3256/2001-С1).

В другом постановлении Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа указал, что исходя из анализа текста ст.119 НК РФ размер санкций определяется в зависимости от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации.

Следовательно, если к моменту привлечения к ответственности по данной статье задолженности по налогу не имеется, то подлежит взысканию минимальный размер штрафа, т.е. 100 руб. (см. Постановление ФАС ВСО от 04.06.2002 N Ф19-275/02-33-Ф02-1429/02-С2).

Факт уплаты соответствующей суммы налога расценивался судебными органами как обстоятельство, имеющее значение при взыскании в судебном порядке сумм налоговых санкций за непредставление налоговых деклараций.

В связи со сложившейся ситуацией представляет интерес позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ относительно привлечения к ответственности за непредставление налоговых деклараций, изложенная в Постановлении от 20.08.2002 N 2209/02.

Так, Президиумом ВАС РФ рассмотрен протест заместителя Председателя ВАС РФ на решение Арбитражного суда Волгоградской области, постановление апелляционной инстанции того же суда и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа.

Исходя из материалов дела к налогоплательщику - организации на основании ст.119 НК РФ были применены штрафные санкции за несвоевременное представление пяти налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в размере 104 700 руб.

При рассмотрении иска налогового органа о взыскании суммы налоговых санкций Арбитражным судом Волгоградской области было отказано в удовлетворении исковых требований. При этом суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии налогового правонарушения и на основании ст.ст.106, 109 НК РФ счел невозможным привлечение организации к ответственности за непредставление налоговых деклараций.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогового органа на решение суда первой инстанции данное решение было изменено апелляционной инстанцией - с организации был взыскан штраф в размере 500 руб.

Принимая постановление, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения в виде непредставления налоговой декларации. Однако при определении размера подлежащей взысканию налоговой санкции суд апелляционной инстанции обратил внимание на то обстоятельство, что на момент обращения налогового органа в суд налогоплательщик уплатил сумму налога, подлежащую уплате на основании налоговых деклараций.

По мнению суда апелляционной инстанции, ст.119 НК РФ предусмотрена возможность применения штрафа в минимальном размере, а именно 100 руб., если до обращения налогового органа в суд за взысканием налоговой санкции налогоплательщик уплатил сумму налога.

Таким образом, суд посчитал, что определение размера подлежащей взысканию налоговой санкции поставлено в зависимость от фактической уплаты налогоплательщиком суммы налога. Поэтому постановлением суда с налогоплательщика была взыскана сумма штрафных санкций в размере 500 руб., т.е. по 100 руб. за каждую несвоевременно представленную декларацию.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции, оставив его постановление без изменения.

Президиум ВАС РФ не согласился с позицией нижестоящих судов ввиду неправильного толкования ими нормы материального права и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Рассматривая содержание п.1 ст.119 НК РФ, Президиум ВАС РФ указал, что данной нормой установлена ответственность за сам факт неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в соответствующих случаях налоговой декларации. Поэтому, по мнению Президиума ВАС РФ, применение ответственности за непредставление налоговой декларации не поставлено в зависимость от уплаты или неуплаты самого налога.

Итак, при привлечении к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации сумма штрафных санкций должна исчисляться исходя из 5% суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, но не более 30% от данной суммы. Минимальный же размер штрафа (100 руб.) взыскивается только в том случае, если размер исчисленной суммы штрафа составит менее 100 руб.

На основании изложенной позиции Пленума ВАС РФ отсутствие у налогоплательщика задолженности по уплате налога на момент привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения не должно приниматься во внимание при взыскании налоговых санкций в соответствии со ст.119 НК РФ.

А.Музыченко

АКДИ "Экономика и жизнь"