Мудрый Экономист

О введении в действие коап РФ

"Налоговые известия Московского региона", N 11, 2002

С 1 июля 2002 г. вступил в действие новый Кодекс РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации" с 1 июля 2002 г. утратили силу:

С 1 июля 2002 г. прекращаются находящиеся в производстве дела об административных правонарушениях, не признающиеся административными правонарушениями в соответствии с КоАП РФ, а также дела об административных правонарушениях, по которым истек срок давности, установленный ст.4.5 КоАП РФ.

Также с 1 июля 2002 г. не подлежат исполнению неисполненные постановления о наложении административных взысканий за административные правонарушения, не являющиеся таковыми в соответствии с КоАП РФ.

Не рассмотренные до 1 июля 2002 г. дела об административных правонарушениях передаются судьям и должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.

Кроме того, в связи с тем что закон, смягчающий или отягчающий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, судьи и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, должны пересмотреть вынесенные ими до 1 июля 2002 г. и неисполненные постановления о наложении административных взысканий в целях приведения указанных постановлений в соответствие с КоАП РФ.

Общие положения

Субъектами административной ответственности признаются:

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (п.3 ст.2.1 КоАП РФ).

В случае если в статьях разд.I, III, IV и V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к юридическому или только к физическому лицу, данные нормы в равной степени действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Назначение административного наказания

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства о налогах и сборах - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При этом лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.15.3 - 15.12, рассматриваются судьями. В случае если производство по указанным административным правонарушениям осуществлялось в форме административного расследования, они рассматриваются судьями районных судов. Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.10 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. В остальных случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями.

Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст.14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККМ), а также ст.ст.15.1 и 15.2 КоАП РФ.

В соответствии с п.2 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.15.3 - 15.9, 15.11, ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.ст.19.6 - 19.7 КоАП РФ.

В ст.ст.23.4 и 25.3 КоАП РФ регламентируется порядок представительства физического и юридического лица, а именно: защиту прав и законных интересов юридического и физического лиц осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица являются родители, усыновители, опекуны и попечители, юридического лица - руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Протокол об административном правонарушении

О совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором должны быть указаны сведения, предусмотренные п.2 ст.28.3 КоАП РФ. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Необходимо отметить, что копия протокола вручается правонарушителю под расписку по его просьбе.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица.

Протокол составляется немедленно после выявления правонарушения. В случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств о правонарушителе протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения. При проведении административного расследования протокол составляется по окончании расследования.

Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Административное расследование

В случаях если после выявления административного правонарушения в области налогов и сборов, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются процессуальные действия, требующие временных затрат, проводится административное расследование. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения. Расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В соответствии с п.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.

В исключительных случаях по письменному ходатайству указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.

По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении или выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В связи с этим в случае невозможности составления протокола немедленно ввиду отсутствия лиц, которые несут ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ, может проводиться административное расследование с целью их розыска.

Вынесение постановления об административном правонарушении

Процедура рассмотрения протокола об административном правонарушении и вынесения постановления существенно не изменилась и регламентируется гл.29 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, а в случае проведения административного расследования - по местонахождению органа, проводившего расследование.

При подготовке к рассмотрению дела разрешаются вопросы, указанные в п.1 ст.29.4 КоАП РФ, по которым в случае необходимости выносится определение. Кодекс не устанавливает обязательных требований к указанному определению, поэтому оно может выноситься в произвольной форме.

Необходимо также отметить, что при неявке без уважительных причин физического лица или законного представителя юридического лица, в случае если их отсутствие препятствует полному и всестороннему выяснению обстоятельств, может быть вынесено определение о приводе указанных лиц (п.3 ст.29.4 КоАП РФ).

Постановление выносится в течение 15 дней с момента получения (составления) протокола об административном правонарушении. Копия постановления вручается под расписку или высылается лицам, указанным в п.2 ст.29.11 КоАП РФ, в течение трех дней со дня его вынесения. Исполнение постановления о наложении административного штрафа производится в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ.

М.И.Балакирева

Управление МНС России

по Московской области