Мудрый Экономист

Порядок заключения договоров с организациями, предоставляющими коммунальные услуги. Имеющиеся недостатки в этом вопросе, влияющие на конечные финансовые показатели деятельности

"Консультант Бухгалтера", N 12, 2002

Коммунальные услуги - это особый вид услуг, оказываемых специализированными предприятиями, обеспечивающими хозяйственно - бытовые нужды предприятий и граждан.

В статье рассматриваются особенности правового регулирования предоставления предприятиям следующих коммунальных услуг:

Наиболее важный вопрос порядка заключения договоров с организациями, предоставляющими коммунальные услуги, с которого всегда необходимо начинать заключение таких договоров, - это вопрос лицензирования деятельности этих организаций. Именно с этого необходимо начинать договорные отношения с организациями, предоставляющими коммунальные услуги, так как заключение договора об оказании коммунальных услуг с организацией, не имеющей лицензии на предоставление конкретного вида коммунальных услуг (в случае лицензирования на основании действующего законодательства оказания этого вида коммунальных услуг), влечет наиболее существенные учетные и налоговые последствия для предприятия, потребляющего такие коммунальные услуги.

Так, согласно ст.173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. На практике это означает, что на основании п.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, что относится к коммунальным услугам, возместить стоимость полученного в деньгах.

Предприятие, получившее коммунальные услуги по договору, признанному недействительным, на основании норм действующего налогового законодательства не сможет:

  1. отнести расходы на такие коммунальные услуги к расходам для целей исчисления налога на прибыль (п.1 ст.252 НК РФ);
  2. применить налоговые вычеты по НДС с сумм таких коммунальных услуг (п.2 ст.171 НК РФ).

Напомним, что в соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежат лицензированию следующие виды деятельности:

Кроме того, лицензирование отдельных видов коммунальных услуг осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637 "О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки" и иных нормативных правовых актов.

Большинство коммунальных услуг предоставляются на основании договоров энергоснабжения. Так, согласно п.1 ст.539 ГК РФ предоставление электрической энергии осуществляется на основании договоров энергоснабжения. В то же время на основании п.1 ст.548 ГК РФ договоры энергоснабжения могут использоваться при снабжении тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, а в соответствии с п.2 ст.548 ГК РФ эти договоры могут также использоваться и при снабжении газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Однако некоторые коммунальные услуги, такие, например, как вывоз отходов, мусора или уборка территории предоставляются на основании договоров возмездного оказания услуг или договоров подряда.

Рассмотрим подробнее правовые особенности заключения этих договоров.

Порядок заключения договоров энергоснабжения

Порядок заключения договоров энергоснабжения регламентируется нормами гражданского законодательства, а именно параграфом 6 гл.30 "Энергоснабжение" ГК РФ. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, газ, воду, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, газ, воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, газа, воды.

Правовое регулирование договора энергоснабжения не исчерпывается нормами, содержащимися в гражданском законодательстве, а более детально регулируется отраслевыми нормативно - правовыми актами, такими, как:

Правовое регулирование заключения договора энергоснабжения имеет ряд отличительных особенностей, которые предприятиям необходимо учитывать в своей практической деятельности.

  1. В договоре энергоснабжения обязательно должно быть определено количество отпускаемой энергии, газа, воды (ст.541 ГК РФ), в противном случае на основании п.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" договор энергоснабжения считается незаключенным.

Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию, газ, воду через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. При этом количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии, газа, воды определяется в соответствии с данными учета об их фактическом потреблении. Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии, газа, воды должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

  1. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии, газа, воды (п.2 ст.539 ГК РФ).
  2. Абонент на основании п.1 ст.539 ГК РФ и п.1 ст.543 ГК РФ обязан обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, газа, воды, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии, газа воды и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией, газом, водой.
  3. Передача энергии, газа, воды абонентом субабоненту возможна только с согласия энергоснабжающей организации (ст.545 ГК РФ). Для предприятия, которое является субабонентом, важно, чтобы это согласие было выражено в письменной форме в виде разрешительного документа или лучше в виде трехстороннего договора между энергоснабжающей организацией, абонентом и субабонентом, так как в противном случае на основании действующего налогового законодательства предприятие не сможет отнести суммы коммунальных услуг на расходы, учитываемые для целей налогообложения налогом на прибыль и зачесть НДС с таких коммунальных услуг. Кроме того, при возникновении перебоев в энергоснабжении или иных проблемных ситуаций, решать их, если энергоснабжающая организация не знает о субабонентах своих абонентов, на практике крайне сложно.
  4. С 1 апреля 2000 г. на основании п.2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294 "Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ", оплата электрической, тепловой энергии и природного газа осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено договором энергоснабжения. Этот порядок не относится к услугам водоснабжения и канализации, по которым на основании п.1 ст.544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое (сброшенное) абонентом количество воды в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В практике работы необходимо учитывать, что на основании Указа Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно - энергетического комплекса" энергоснабжающим организациям предоставлено право рассчитываться за отпускаемую ими электрическую, тепловую энергию и газ на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта абонентов. Фактически это означает, что энергоснабжающая организация направляет в банк абонента платежное требование без акцепта на оплату электрической, тепловой энергии или газа, а банк абонента обязан оплатить это платежное требование без согласия абонента в очередности, установленной ст.855 ГК РФ. Этот порядок не относится к услугам водоснабжения и канализации.

Отметим также, что на основании п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" наличие у энергоснабжающей организации права на безакцептное списание с абонентов задолженности за отпущенную им электрическую, тепловую энергию и газ не лишает энергоснабжающую организацию возможности защищать свои права в судебном порядке, то есть обращаться в суд с исками о возмещении убытков и погашении задолженности за поставленную энергию и газ.

  1. На основании п.1 ст.546 ГК РФ энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке (прекратить оказание коммунальных услуг) по следующим основаниям:

При этом в отношении отдельных абонентов Постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно - энергетических ресурсов" (далее по тексту - Постановление) установлен более мягкий порядок прекращения или ограничения подачи электрической, тепловой энергии или газа, что не относится к водоснабжению и канализации. На основании п.2 Постановления к таким абонентам относятся организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно - энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно - коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций, метрополитен.

Рассмотрим все вышесказанное на конкретных примерах.

Пример 1. Предприятие заключило с энергоснабжающей организацией договор на поставку электрической энергии в размере 5000 кВт.ч в месяц за 6000 руб., в том числе НДС (по 1,20 руб. за 1 кВт.ч). При этом по договору энергоснабжения дополнительный перерасход электроэнергии оплачивается в размере 5 руб. за 1 кВт.ч. Предприятие израсходовало электрической энергии 3000 кВт.ч в месяц.

Обязано ли оно уплатить 6000 руб., в том числе НДС, или оплата электроэнергии должна вестись за фактически израсходованную электроэнергию?

Комментарий: Согласно п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Таким образом, предприятие должно оплатить энергоснабжающей организации только 3600 руб., в том числе НДС = 1,20 руб. за 1 кВт.ч х 3000 кВт.ч.

Пример 2. Завод не заключал с теплоснабжающей организацией договор на поставку тепловой энергии, но в связи с технической возможностью использовал для своих нужд тепловую энергию на сумму 6000 руб., в том числе НДС.

Обязан ли завод оплатить теплоснабжающей организации 6000 руб., в том числе НДС?

Комментарий: Согласно п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом на основании п.3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.

Таким образом, завод обязан уплатить теплоснабжающей организации 6000 руб., в том числе НДС за тепловую энергию. При этом не стоит забывать, что за самовольное использование тепловой энергии завод может быть привлечен к административной ответственности по ст.7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, согласно которой самовольное подключение к энергетическим сетям, а равно самовольное (безучетное) использование тепловой энергии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, на основании п.1 ст.252 НК РФ относить такие расходы к расходам уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль нельзя.

Порядок заключения договоров возмездного оказания коммунальных услуг

Оказание отдельных видов коммунальных услуг, таких, как вывоз отходов, мусора или уборка территории, может осуществляться на основании договора возмездного оказания услуг. Порядок заключения договора возмездного оказания услуг регламентируется гл.39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать коммунальные услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Правовое регулирование порядка заключения договоров возмездного оказания услуг имеет ряд отличительных особенностей:

  1. В договоре возмездного оказания коммунальных услуг участвуют только две стороны - заказчик и исполнитель.
  2. Отсутствует материальный результат действия, а значит, оплачивается коммунальная услуга, как таковая: соответственно стадии сдачи и приемки, как правило, в договоре возмездного оказания услуг не выделяются и детально не регламентируются.
  3. Согласно ст.780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать коммунальные услуги лично, что означает отсутствие возможности передачи права и обязанности по рассматриваемому виду договора третьему лицу - другому исполнителю.
  4. На основании п.2 ст.781 ГК РФ в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, коммунальные услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
  5. Риск неисполнения договора по обстоятельствам, не зависящим от сторон, несет в соответствии с п.3 ст.781 ГК РФ заказчик, поскольку он обязан компенсировать исполнителю понесенные им расходы.
  6. Существует возможность одностороннего отказа от исполнения договора обеими сторонами, правда с соблюдением ряда условий:

Существующая схожесть правового регулирования договора возмездного оказания услуг и договора подряда обусловила возможность регулирования правоотношений, связанных с договором возмездного оказания услуг нормами договора подряда. Так, на основании ст.783 ГК РФ общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит положениям о договоре возмездного оказания услуг, а также особенностям предмета этого договора.

Рассмотрим все вышесказанное на конкретном примере.

Пример 3. Автоколонна заключила с организацией, занимающейся вывозом и утилизацией отходов, договор возмездного оказания услуг на вывоз и утилизацию отходов в размере 50 куб. м отходов в месяц за 6000 руб., в том числе НДС (по 1,20 руб. за 1 куб. м отходов). При этом автоколонна не обеспечила беспрепятственный проезд техники и служащих организации на свою территорию для вывоза отходов, поэтому отходы остались не вывезенными.

Обязана ли автоколонна в этом случае оплачивать услуги организации, занимающейся вывозом и утилизацией отходов?

Комментарий: На основании п.2 ст.781 ГК РФ в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, коммунальные услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

Таким образом, автоколонна должна оплатить услуги организации, занимающейся вывозом и утилизацией отходов, в размере 6000 руб. в том числе НДС, если по ее вине организация не смогла оказать услуги по вывозу и утилизации отходов.

Порядок заключения договоров подряда на оказание коммунальных услуг

Оказание некоторых коммунальных услуг, таких, как вывоз отходов, мусора или уборка территории, также осуществляется и на основании договора подряда. Порядок заключения договора подряда регламентируется гл.37 "Подряд" ГК РФ. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Правовое регулирование порядка заключения договоров подряда также имеет ряд отличительных особенностей:

  1. Согласно п.1 ст.703 ГК РФ договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.
  2. Договор подряда допускает участие в исполнении работы нескольких лиц (ст.707 ГК РФ), то есть выполнять одну работу могут несколько организаций. Кроме того, на основании п.1 ст.706 ГК РФ подрядчик, являясь генеральным подрядчиком, может привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить работу лично.
  3. По договору подряда риски распределяются между сторонами особым образом. Так, в соответствии с п.1 ст.705 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного используемого для исполнения договора подряда имущества несет предоставившая их сторона, а риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик.
  4. В договоре подряда в обязательном порядке указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, а в отдельных случаях могут быть предусмотрены промежуточные сроки выполнения отдельных этапов работ (п.1 ст.708 ГК РФ).
  5. Согласно ст.717 ГК РФ заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора подряда.
  6. Для договора подряда установлен особый порядок приемки работы. На основании п.1 ст.720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу, а при обнаружении отступлений от договора подряда, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику до подписания акта сдачи - приемки работ.

Рассмотрим все вышесказанное на конкретном примере.

Пример 4. Банк заключил с организацией, занимающейся уборкой территории, договор подряда на уборку территории, прилегающей к зданию банка. Стоимость работ по уборке территории установлена сторонами в размере 12 000 руб. в месяц, в том числе НДС. Банк в середине месяца отказался от услуг организации, занимающейся уборкой территории, так как принял на работу для уборки территории дворника. При этом банк оплатил 50 процентов стоимости работ по уборке территории в месяц, то есть фактически выполненную организацией работу. Организация потребовала оплатить всю сумму услуг по уборке территории в месяц. Кто прав в данной ситуации?

Комментарий: Согласно ст.717 ГК РФ заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора подряда.

Таким образом, банк имел полное право отказаться от услуг организации, занимающейся уборкой территории, оплатив ей стоимость фактически выполненной работы.

В.В.Худолеев