Мудрый Экономист

Учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 42, 2002

В связи с введением гл.25 "Налог на прибыль" Налогового кодекса Российской Федерации изменился порядок учета доходов и расходов. Совместным Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N N 86н, БГ-3-04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Действовавший ранее Порядок учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N N 24н, БГ-3-08/419 отменен со дня вступления в силу Приказа N N 86н, БГ-3-04/430.

В соответствии со ст.11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы.

Новые правила учета доходов и расходов применяют те предприниматели, которые не перешли на упрощенную систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства, а также не переведенные на уплату единого налога на вмененный доход и не уплачивающие единый сельскохозяйственный налог.

Доходы и расходы индивидуальных предпринимателей фиксируются в книге учета доходов и расходов в момент совершения операции. Учет в книге ведется раздельно по каждому виду осуществляемой предпринимательской деятельности.

Книга учета предназначена для обобщения и накопления информации согласно принятым к учету первичным документам, которые подтверждают факт совершения хозяйственных операций. Первичные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, могут быть приняты к учету только в том случае, если содержат обязательные реквизиты:

  1. наименование документа (формы);
  2. дату составления документа;
  3. при оформлении документа от имени:

юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;

индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;

физических лиц - фамилия, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;

  1. содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;
  2. наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);
  3. личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.

Для отнесения на расходы хозяйственной операции кроме счета - фактуры, товарного чека и накладной, торгово - закупочного акта необходим документ, подтверждающий факт оплаты товара: кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру или платежное поручение с отметкой банка.

Первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственной операции и подписаны индивидуальным предпринимателем.

Учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями ведется кассовым методом, т.е. хозяйственные операции заносятся в книгу учета только после фактического получения дохода или произведенных и оплаченных расходов.

В доход включаются:

все поступления от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;

стоимость имущества, полученного безвозмездно.

Доходы от реализации основных средств и нематериальных активов определяются как разница между ценой реализации и их остаточной стоимостью.

Расходы индивидуальных предпринимателей определяются согласно гл.25 НК РФ, т.е. под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов.

Материальные ресурсы включаются в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Материалы, приобретенные впрок и не реализованные в отчетном (налоговом) периоде или же не полностью использованные в отчетном (налоговом) периоде, учитываются в последующих отчетных (налоговых) периодах.

Амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за налоговый период.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, разделяются на:

материальные расходы;

расходы на оплату труда;

амортизационные отчисления;

прочие расходы.

Материальные расходы

Материальные расходы отражаются в книге учета в разд.1. К ним относятся затраты на приобретение:

сырья и материалов;

инструментов, приспособлений, инвентаря;

комплектующих изделий;

топлива, воды, энергии;

работ и услуг, выполняемых сторонними организациями.

В стоимость товарно - материальных ценностей, относимых к материальным расходам, включаются комиссионные вознаграждения, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и другие затраты, связанные с приобретением ТМЦ.

По ТМЦ, приобретенным для осуществления предпринимательской деятельности по операциям, не облагаемым НДС, суммы этого налога учитываются в стоимости ТМЦ. Сумма НДС по ТМЦ, приобретенным для осуществления предпринимательской деятельности по операциям как облагаемым, так и не облагаемым НДС, принимается к вычету либо учитывается в их стоимости в той пропорции, в которой они используются в предпринимательской деятельности.

К материальным расходам следует также относить потери от недостачи и порчи ТМЦ в пределах норм естественной убыли. Материальные расходы полностью списываются на затраты в части реализованных товаров (работ, услуг) или в части установленных норм, предусмотренных нормативными актами.

Расходы на оплату труда

К расходам на оплату труда у индивидуальных предпринимателей относятся:

  1. суммы начисленной и выплаченной заработной платы;
  2. начисленные и выплаченные суммы стимулирующего и компенсационного характера;
  3. стоимость товаров, предоставляемых в порядке натуральной оплаты труда;
  4. вознаграждения по договорам гражданско - правового характера;
  5. другие виды начислений (выплат).

Расходы на оплату труда принимаются у индивидуальных предпринимателей в момент выплаты денежных средств.

Порядок учета основных средств

Первоначальная стоимость амортизируемого основного средства для индивидуальных предпринимателей включает все расходы на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, без включения суммы НДС.

Первоначальной стоимостью основных средств по договору мены признается рыночная стоимость обмениваемого имущества. В случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации первоначальная стоимость основных средств увеличивается.

Амортизация основных средств

К амортизируемому имуществу относятся принадлежащие индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые им для осуществления предпринимательской деятельности, стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Порядок определения амортизируемого имущества у индивидуального предпринимателя такой же, как и у организаций. Амортизируемые основные средства объединяются в 10 амортизационных групп, а в том случае, если основные средства не указаны в этих группах, индивидуальные предприниматели могут сами устанавливать срок полезного использования.

По объектам основных средств, приобретенным до 1 января 2002 г., начисление амортизации производится в порядке, действовавшем на момент их приобретения. По малоценным и быстроизнашивающимся предметам, приобретенным до 1 января 2002 г. и используемым для осуществления предпринимательской деятельности, амортизация начисляется процентным способом (50 или 100%). По объектам амортизируемого имущества, приобретенным после 1 января 2002 г., амортизация начисляется линейным способом.

Прочие расходы

К прочим расходам у индивидуальных предпринимателей относятся следующие расходы:

по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;

на оплату информационных, консультативных и юридических услуг;

на приобретение канцтоваров, на услуги связи;

на ремонт основных средств и другие услуги, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Индивидуальные предприниматели обязаны хранить такие документы, как книга учета, первичные учетные документы, другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет.

К.Полунин

ООО "Консалтинг и аудит"