Мудрый Экономист

Ошибка без последствий

"Московский бухгалтер", N 10, 2002

(Основное средство за "банковские" деньги)

Письмо. Руководитель нашей фирмы решил закупить новые компьютеры. В связи с этим 21 мая мы оформили банковский кредит на сумму 72 000 руб. На следующий день деньги поступили на расчетный счет нашей фирмы. Эта сумма была сразу же передана продавцу за приобретенную компьютерную технику. Однако для установки потребовалось время. Поэтому компьютеры были введены в эксплуатацию только в конце июня. Договором предусмотрено, что проценты за пользование кредитом мы будем перечислять ежемесячно 22-го числа. Насколько мне известно, если объект не введен в эксплуатацию, его стоимость нужно увеличить на сумму начисленных процентов. За период с 22 мая по 22 июня их размер составил 1380 руб. Так как на 22 апреля техника числилась на счете 08, то и проценты я отнесла на этот же счет. В таком же порядке они были отражены и в налоговом учете. Но потом я услышала о различиях между бухгалтерским и налоговым учетом. Допустила ли я ошибку? Если да, то как мне ее исправить?

Начнем с того, что в бухгалтерском учете полученный заем отражается на разных счетах в зависимости от срока, на который был заключен договор. Если кредит получен на срок до 12 месяцев, то он считается краткосрочным и учитывается на счете 66. Заимствования, привлеченные на срок более года, считаются долгосрочными и отражаются на счете 67. Сумма привлеченных таким образом средств отражается по кредиту этих счетов в корреспонденции со счетом 51.

Полученный заем не включается в налогооблагаемую прибыль. Ведь средства, полученные по договорам кредита или займа, не учитываются при определении налоговой базы (ст.251 НК РФ).

Что касается процентов за пользование кредитом, то по правилам бухучета они расцениваются как операционные расходы. На это указывают п.11 ПБУ 10/99 и п.12 ПБУ 15/01. Размер процентов также отражается на счете 66 или 67. Для удобства советуем открыть два субсчета. Первый - "Расчеты по кредиту", второй - "Расчеты по начисленным процентам".

Как правильно отмечено в письме, до момента принятия основного средства к бухгалтерскому учету, то есть до его введения в эксплуатацию, сумму начисленных процентов следует относить не на операционные расходы, а на увеличение стоимости объекта. Это также следует из вышеназванных ПБУ. Значит, часть процентов действительно списывается на счет 08. И на финансовый результат эта сумма будет влиять постепенно через амортизационные отчисления. После того как дана проводка Дебет 01 Кредит 08, начисленные проценты будут уменьшать "бухгалтерскую" прибыль как прочие (операционные) расходы. Отразить начисление процентов в бухгалтерском учете предприятие обязано независимо от того, перечислены ли они банку:

Дебет 91 Кредит 66 (67).

После того как проценты будут уплачены, делается запись:

Дебет 66 (67) Кредит 51.

В отличие от бухучета для целей налогообложения прибыли проценты по кредитам относятся к внереализационным расходам. Но это не единственное различие между бухгалтерским и налоговым учетом. Если в бухучете часть процентов может быть отнесена на увеличение стоимости основного средства, то гл.25 НК РФ такого порядка не допускает. Из ст.265 НК РФ следует, что расходом признаются проценты по любым видам кредита, в том числе по инвестиционным, то есть полученным на покупку основного средства. Таким образом, если имущество вводится в эксплуатацию после того, как начислены проценты, его стоимость будет отличаться от той, что сформирована в бухгалтерских регистрах. Значит, применив бухгалтерские правила для целей налогообложения прибыли, предприятие допустило ошибку. Теперь рассмотрим ее последствия.

Отнеся часть процентов на стоимость компьютеров, фирма необоснованно завысила их "налоговую" стоимость. Соответственно, амортизация, начисленная по правилам гл.25 НК РФ, также завышена. Но внереализационные расходы занижены. Ведь по правилам гл.25 НК РФ их нужно было списать на "налоговые" затраты сразу по мере начисления или уплаты (в зависимости от учетной политики). А раз они не списаны, то налогооблагаемая прибыль по итогам полугодия оказалась завышенной на 1380 руб. Значит, переплата налога на прибыль составила 331 руб. (1380 руб. x 24%).

Формально предприятие может вернуть деньги из бюджета. Но для этого придется исправить данные налогового учета и пересчитать амортизацию. Мы считаем, что в данном случае овчинка выделки не стоит. Включив проценты в стоимость основных средств, фирма все равно спишет их на затраты. Только расходы будут увеличиваться постепенно, по мере начисления амортизации.

С.Магизова