Мудрый Экономист

Обобщение практики применения малыми предприятиями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности

"Консультант Бухгалтера", N 10, 2002

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, введенная Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее по тексту - упрощенная система) с 1 января 2003 г. в том виде, в каком она существовала семь лет (с 1996 г.), станет историей.

С 1 января 2003 г. малые предприятия будут применять упрощенную систему налогообложения, учитывая многие нововведения, предусмотренные гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ, принятой Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ. Их анализ - дело ближайшего будущего.

Целью данной статьи является обзор вопросов, связанных с применением упрощенной системы по ФЗ N 222-ФЗ, так как впереди у малых предприятий составление и сдача отчетности за 2002 г.

Кроме того, многие положения действующей в настоящее время упрощенной системы не следует забывать в течение, как минимум, ближайших четырех календарных лет. Согласно ст.87 НК РФ проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Поэтому при выездной налоговой проверке, начавшейся, например, в 2003 г., контролю подлежат три года, предшествовавшие году проведения проверки, то есть 2000, 2001, 2002 гг.

Всегда ценными для бухгалтера являются публикации, посвященные подготовке годовых отчетов, так как содержат обзор нормативных документов, действовавших в конкретный период. Данная статья, обобщая практику применения упрощенной системы, преследует аналогичную цель - дать максимально подробный обзор и обобщение практики ее применения малыми предприятиями в 1996 - 2002 гг.

Нормативные документы

В пакет наиболее важных документов, регламентирующих порядок применения упрощенной системы, входят:

Кроме того, вопросы применения упрощенной системы нашли свое отражение в многочисленных письмах и разъяснениях работников Минфина России и налоговых органов. Не являясь нормативными документами, они разъясняли позицию контролирующих органов, ориентируясь на вопросы налогоплательщиков с мест. На некоторые, наиболее важные, по мнению автора, письма и разъяснения есть соответствующие ссылки в данной публикации.

Можно ли при упрощенной системе использовать в работе План счетов бухгалтерского учета, Положения по бухгалтерскому учету, Инструкции МНС России по НДС и налогу на прибыль и другие аналогичные документы?

В связи с тем что упрощенная система представляет собой особый вид организации и ведения учета, положения большинства нормативных документов по вопросам организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, применяемых при общепринятой системе, не используются в практической работе предприятия, перешедшего на упрощенную систему. Это относится, в частности, к Плану счетов, ПБУ, методическим рекомендациям, инструкциям и многим другим документам, являющимся общеобязательными для подавляющего большинства бухгалтеров.

Следует помнить, что предприятие, применяющее в своей деятельности упрощенную систему, руководствуется особым порядком исчисления единого налога, установленного ФЗ N 222-ФЗ и нормативными актами "первого уровня", имеющими статус федерального закона, такими, как НК РФ, Трудовой и Гражданский кодексы, а также Закон о бухгалтерском учете.

Иные нормативные акты могут использоваться в части, не противоречащей ФЗ N 222-ФЗ, что и создает "особый статус" предприятий, применяющих упрощенную систему.

Какие предприятия не могут применять упрощенную систему учета, отчетности и налогообложения?

Упрощенная система учета, отчетности и налогообложения имеет ограниченное применение. Согласно п.2 ст.2 ФЗ N 222-ФЗ ее не могут применять:

Какие предприятия могут быть переведены на упрощенную систему учета, отчетности и налогообложения?

Выездная налоговая проверка, проводимая на предприятии - субъекте малого предпринимательства, традиционно начинается с проверки правильности применения критериев перевода на упрощенную систему учета, то есть обоснованности получения патента на право вести учет и исчислять налоги по особому порядку.

Субъект малого предпринимательства может перейти на применение упрощенной системы при условии соответствия его критериям, установленным ст.2 ФЗ N 222-ФЗ.

При этом необходимо, чтобы:

Первые два критерия (отсутствие задолженности и сдача отчетности в полном объеме) контролирует налоговая инспекция в момент подачи заявления налогоплательщиком. Два других критерия - по численности работающих и размеру валовой выручки предприятие указывает в своем заявлении, основываясь на данных бухгалтерской отчетности. Поэтому правильность определения численности и валовой выручки дополнительно контролируется при последующих проверках.

Письмом Госналогслужбы России от 3 октября 1996 г. N 02-01-17 разъяснено, что под выражением "предельная численность" следует понимать среднесписочную численность работающих за отчетный период. Она определяется с учетом всех работников предприятия, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени.

Пример 1. Редакция рекламного журнала с целью перехода на упрощенную систему провела расчет среднесписочной численности работников за отчетный период (I квартал 2002 г.). По штату в редакции числится 5 человек, кроме того, в I квартале 2002 г. на основании авторских договоров работало 6 авторов. В марте 2002 г. был заключен договор подряда с частным лицом на ремонт офиса, в течение которого работающий по договору подряда должен учитываться в списочной численности предприятия, независимо от фактически отработанного им времени, как целая штатная единица.

Списочная численность за январь составила 11 человек (5 + 6), за февраль - 11 человек, за март - 12 человек (5 + 6 + 1).

Среднесписочная численность за I квартал 2002 г. - 11,3, то есть 11 человек (по расчету: (11 + 11 + 12) / 3 мес.). Так как 11 < 15 по критерию предельной численности редакция может применять упрощенную систему.

Расчет 100 000-кратного размера МРОТ ведется исходя из действующего размера МРОТ, который используется для расчета налогов, сборов, штрафов и иных платежей (в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").

Пример 2. Организация в установленные ФЗ N 222-ФЗ сроки (30 дней до начала отчетного квартала) подала заявление для перехода на упрощенную систему. За год - 12 полных месяцев, предшествующих кварталу, в котором произошла подача заявления для перехода на упрощенную систему, - валовая выручка организации составила 3 000 000 руб.

Предельный размер валовой выручки, ограничивающий возможность перехода на упрощенную систему, составляет:

100 руб. (МРОТ) х 100 000 раз = 10 000 000 руб.

По показателю валовой выручки данная организация соответствует критериям перехода на упрощенную систему, так как размер ее валовой выручки меньше установленного предела (3 000 000 руб. < 10 000 000 руб.).

В случае если организация, подавшая заявление на переход на упрощенную систему, существовала менее года, размер валовой выручки должен быть скорректирован с учетом продолжительности ее деятельности. При корректировке установленного законом размера валовой выручки следует учитывать, что если предприятие зарегистрировано до 15-го числа месяца, то этот месяц включается в период работы как полный, если после 15-го числа - то "неполный" месяц и не должен учитываться в расчете.

Пример 3. Организация в установленные ФЗ N 222-ФЗ сроки подала заявление для перехода на упрощенную систему, проработав 3 полных месяца до квартала, в котором произошла подача заявления. В этот период валовая выручка организации составила 8 000 000 руб.

Предельный размер валовой выручки, ограничивающий возможность перехода на упрощенную систему, скорректированный на продолжительность деятельности организации (3 месяца), составит:

(100 руб. (МРОТ) х 100 000) / 12 х 3 = 2 500 000 руб.

По показателю валовой выручки данная организация не соответствует критериям перехода на упрощенную систему, так как ее валовая выручка превышает установленный 100 000-кратный предел (8 000 000 руб. > 2 500 000 руб.).

Для определения валовой выручки с целью перехода на упрощенную систему у существующего предприятия суммируются данные следующих строк Отчета о прибылях и убытках (форма N 2):

Вновь созданные предприятия могли подать заявление и применять упрощенную систему с момента своей регистрации.

Важным является то, что переход на упрощенную систему и отказ от ее применения осуществляется предприятием исключительно на добровольной основе. Это означает, что малое предприятие, соответствующее показателям численности и размеру валовой выручки, может перейти на упрощенный учет и налогообложение только по своему желанию, оформив необходимые документы и получив патент. Если по каким-либо причинам предприятию невыгодно применение общепринятой системы налогообложения, оно может продолжать ведение учета по традиционной схеме.

Какие налоги не уплачиваются при упрощенной системе?

В соответствии с п.2 ст.1 ФЗ N 222-ФЗ применение предприятием упрощенной системы учета, отчетности и налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Это означает, что предприятие, работающее по упрощенной системе, не уплачивает НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог с продаж, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на владельцев автотранспортных средств, налог на рекламу, земельный налог, целевые сборы на благоустройство, на содержание милиции и иные налоги и сборы, установленные законодательными органами федерального, регионального или местного уровня.

Кроме того, субъект малого предпринимательства, работающий по упрощенной системе, не вносит платежи за загрязнение окружающей природной среды, так как они не названы в перечне уплачиваемых налогов и сборов в п.2 ст.1 ФЗ N 222-ФЗ.

Какие налоги, кроме единого, уплачиваются при упрощенной системе?

Предприятие, перешедшее на упрощенную систему, кроме единого налога от валовой выручки или совокупного дохода, в соответствии с п.2 ст.1 ФЗ N 222-ФЗ уплачивает в бюджет:

Кроме того, не являясь плательщиком земельного налога, субъекты малого предпринимательства обязаны вносить арендную плату при аренде земель на основании соответствующих договоров, так как арендные платежи не являются налогом или сбором. Дополнительное разъяснение по этому вопросу содержится в Письме МНС России от 20 июля 1999 г. N 02-1-16.

В соответствии с гл.23 НК РФ как налоговый агент субъект малого предпринимательства удерживает и перечисляет в бюджет налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и в соответствии с п.2 ст.230 НК РФ ежегодно представляет сведения о доходах физических лиц.

Для предприятий, работающих по упрощенной системе, сохраняется обязанность отчитываться перед органами статистики, представлять отчеты по персонифицированному учету в ПФР и расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации по ЕСН в налоговый орган в двух экземплярах (один - для налогового органа, второй - для передачи в ПФР).

Определение валовой выручки при упрощенной системе

Если, получив патент, предприятие переведено на уплату единого налога с валовой выручки (а такое решение принимают подавляющее большинство органов местного самоуправления при выборе объекта налогообложения), то задачей предприятия является правильное определение ее размера.

В соответствии с п.3 ст.3 ФЗ N 222-ФЗ валовая выручка представляет собой:

Все перечисленные доходы включаются в валовую выручку по факту получения (денежные средства поступили на расчетный счет или в кассу, имущество получено в собственность) при условии, что произведена отгрузка (передача) товарно-материальных ценностей и прочего имущества (имеется накладная, акт передачи и т.п.).

Понятия "учет по отгрузке" или "признание доходов по методу начисления" при упрощенной системе не используется.

В составе внереализационных доходов учитывается:

При этом термин "внереализационные доходы" ни в ФЗ N 222-ФЗ, ни в последующих документах МНС России и Минфина России специально для субъектов малого предпринимательства работающих на упрощенной системе не расшифровывался. Для их классификации использовался перечень внереализационных доходов, содержавшийся в п.14 разд.II Положения о составе затрат. С введением в действие ПБУ 9/99 в качестве рекомендательного критерия для классификации внереализационных доходов при упрощенной системе могут использоваться перечни операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов, приведенные в разд.III ПБУ 9/99.

Предоплаты и авансы, полученные в счет предстоящий отгрузки продукции, выполнения работ и оказания услуг в составе валовой выручки не отражаются.

Следует отметить, что упрощенная система начала применяться до введения в действие НК РФ. Общепринятое понятие выручки, применявшееся в то время, было закреплено в Положении о составе затрат. Согласно п.13 Положения о составе затрат авансовые платежи и частичная оплата, произведенные покупателем (заказчиком), должны были включаться в состав выручки только в случае, если в счет их произведена отгрузка продукции (выполнены работы, оказаны услуги). Поэтому при отсутствии отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг) авансы и предоплаты не попадали под налогообложение единым налогом.

Действующий в настоящее время п.1 ст.39 НК РФ дает понятие реализации товаров, работ или услуг как передачи на возмездной основе

Это означает, что для определения выручки в целях налогообложения при упрощенной системе необходимо не только получение денежных средств, но и выполнение их получателем предусмотренных договорных обязательств по отношению к плательщику. Факт получения аванса или предоплаты в этом случае не может рассматриваться субъектом малого предпринимательства, работающим по упрощенной системе учета, как объект налогообложения до соответствующей отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг под полученный аванс (предоплату).

Заметим при этом, что если договорные обязательства не будут выполнены, то возврат аванса (предоплаты) заказчику не может рассматриваться в качестве расходов предприятия, работающего на упрощенной системе учета и налогообложения.

При осуществлении субъектами малого предпринимательства бартерных и товарообменных операций суммы осуществленных сделок должны включаться в валовую выручку.

Валовая выручка не зависит от формы оплаты и может производиться как денежными средствами, так и встречной поставкой каких-либо товарно-материальных ценностей, зачетом взаимных требований и т.п. Независимо от формы оплаты, вся поступившая выручка за реализованные товары, работы, услуги является объектом налогообложения при упрощенной системе.

Для предприятий, перешедших на упрощенную систему, не установлены освобождения каких-либо средств, поступающих безвозмездно от других предприятий и организаций.

Формирование расходов при упрощенной системе

Спецификой ведения единственного учетного и налогового регистра при упрощенной системе - Книги учета доходов и расходов - является отражение совершенных в отчетном периоде операций в хронологическом порядке на основании первичных документов (п.1 Порядка отражения в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденного Приказом Минфина России от 22 февраля 1996 г. N 18). Данные Книги учета доходов и расходов являются основанием для исчисления валовой выручки либо совокупного дохода с целью исчисления единого налога. В графе "Доходы" отражаются все фактические поступления выручки и внереализационных доходов (п.п.1 и 3 ст.3 ФЗ N 222-ФЗ), а в графе "Расходы" отражаются фактические расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе и принимаемые для налогообложения в соответствии с п.2 ст.3 ФЗ N 222-ФЗ.

Организация учета при упрощенной системе и ведение Книги учета доходов и расходов предполагают фактическое совершение "доходных" и "расходных" операций.

Расходы принимаются при расчете единого налога только тогда, когда они непосредственно относятся к осуществлению производственного процесса. В основу исчисления совокупного дохода положен "кассовый" метод, то есть метод "по оплате".

Расходы учитываются в момент их оплаты. Исключение составляют использованные в процессе производства товарно-материальные ценности, которые принимаются для расчета налога при условии их использования на нужды производства.

В соответствии с п.2 ст.3 ФЗ N 222-ФЗ в составе расходов при упрощенной системе отражаются:

Организация бухгалтерского учета при упрощенной системе

Как уже говорилось, основным учетным регистром при упрощенной системе является Книга учета доходов и расходов. Она заполняется позиционным способом, в хронологическом порядке, путем внесения последовательно записей о совершенных хозяйственных операциях.

Форма Книги учета доходов и расходов утверждена Приказом Минфина России от 22 февраля 1996 г. N 18. В случае если субъект малого предпринимательства соответствует критериям для перехода на упрощенную систему, налоговый орган принимает решение о выдаче Патента на право применения упрощенной системы (форма N 4, утвержденная Приказом Госналогслужбы России от 24 января 1996 г. N ВГ-3-02/5). Кроме того, налогоплательщику возвращается Книга доходов и расходов, скрепленная печатью налоговой инспекции.

Патент содержит данные о размере обязательных платежей в бюджет (годовой стоимости патента), которая вносится равными долями ежеквартально, не позднее последнего дня отчетного квартала, то есть не позднее 31 марта (за I квартал), 30 июня (за II квартал), 30 сентября (за III квартал) и 31 декабря (за IV квартал).

Плата за патент не включается в состав расходов и погашается из дохода, остающегося после уплаты единого налога, но она погашается в счет обязательств по уплате единого налога.

Это следует из исчерпывающего перечня расходов, определенного п.2 ст.3 ФЗ N 222-ФЗ, не содержащего в составе принимаемых для налогообложения расходов внесенной платы за патент.

Подведя итоги за каждый отчетный квартал, субъект малого предпринимательства заполняет Расчет единого налога с совокупного дохода (валовой выручки), форма которого утверждена Письмом Госналогслужбы России от 24 января 1996 г. N ВГ-3-02/5.

Указанный Расчет составляется нарастающим итогом с начала года (организации - субъекты малого предпринимательства, уплачивающие единый налог с валовой выручки, не заполняют в нем строки 2 и 3).

С какими сложностями встречаются предприятия при применении упрощенной системы учета?

Явное отличие упрощенной системы учета от общепринятой - это отсутствие НДС в расчетах. Этот факт позволяет субъектам малого предпринимательства реализовывать продукцию, товары и услуги по более низким ценам, но порождает проблемы при расчетах с покупателями.

Зачастую покупатели, узнав о том, что НДС не взимается, заявляют о том, что им "невыгодно приобретение продукции без выделенного НДС". Кроме того, часто звучит аргумент о том, что покупатель, приобретая продукцию без НДС, якобы вынужден вносить налог "за продавца" в бюджет из своих средств. Но предвзятое отношение покупателя к продавцу, не взимающему НДС, ошибочно. Это можно увидеть на приведенном примере.

Пример 4. Предприятие, реализующее продукцию в отчетном периоде на сумму 1000 руб., увеличивает ее стоимость на 200 руб. (20 процентов НДС), который оно по окончании отчетного периода внесет в бюджет, получив с покупателей. Таким образом, вносимый в бюджет НДС зависит от объемов реализации продукции предприятием и в нашем примере составляет 200 руб. (в случае если никакие платежи поставщикам материальных ресурсов в этом отчетном периоде не производились).

Вариант 1. В отчетном периоде предприятие закупило материальные ресурсы на сумму 750 руб. (625 руб. + 125 руб. НДС), получив соответствующий счет-фактуру. Оно вправе уменьшить НДС, вносимый в бюджет, на 125 руб. (произвести налоговый вычет) и представить налоговую декларацию на 75 руб. (200 руб. - 125 руб.).

Таким образом, за отчетный период предприятие оплатит поставщику 125 руб. НДС при приобретении материальных ресурсов и внесет в бюджет 75 руб. НДС. Всего на расчеты по НДС будет истрачено 200 руб. (75 руб. + 125 руб.).

Вариант 2. В отчетном периоде предприятие закупило материальные ресурсы на сумму 625 руб. у субъекта малого предпринимательства, не уплачивая поставщику НДС. Оно не производит налоговых вычетов и представляет налоговую декларацию по НДС на 200 руб., рассчитанную исходя из объемов собственной выручки.

Рассчитанный НДС в сумме 200 руб. в полной мере вносится в бюджет.

При сравнении вариантов 1 и 2 очевидно, что приобретение материальных ресурсов у субъекта малого предпринимательства, не взимающего НДС, не является менее выгодным, чем у предприятия с НДС. Тем более никакой уплаты НДС в бюджет "за поставщика" не происходит.

Объем денежных средств, вносимых в качестве НДС (200 руб.) неизменен, так как зависит от показателя выручки предприятия. Расчетные 200 руб. вносятся либо единым платежом в бюджет по итогу налоговой декларации, либо частичными платежами в течение отчетного периода в составе оплаты поставщикам и окончательным платежом в бюджет, но общая величина налога (200 руб.) остается неизменной.

Кроме того, работа с субъектом малого предпринимательства, не взимающим НДС, для покупателя даже более выгодна: в течение отчетного периода денежные средства не отвлекаются на платежи НДС поставщику, а находятся на предприятии.

Примечание. Следует обратить внимание на то, что если по каким-либо причинам субъект малого предпринимательства все-таки получил платежи с выделенным НДС, то он обязан либо возвратить плательщику НДС, либо уплатить его в бюджет по окончании отчетного периода, составив налоговую декларацию по НДС.

Кроме того, в течение отчетного периода возможен вариант переоформления назначения проведенного платежа со стороны плательщика. Для этого необходимо составить письмо в 4-х экземплярах, которое должно пройти тот же путь, что и ранее неверно оформленное платежное поручение: из банка плательщика в банк получателя и далее получателю средств вместе с банковской выпиской. В письме следует указать верное назначение платежа, например "НДС не предусмотрен", вместо ранее ошибочного, такого, как "НДС, в том числе".

Другой сложностью является отсутствие льгот при выплатах, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Так как организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками ЕСН с выплат и вознаграждений, производимых наемным работникам в силу п.1 ст.236 НК РФ, они заинтересованы в использовании льготы, предоставляемой с 1 января 2002 г. п.3 ст.236 НК РФ. А именно, не начислять ЕСН на выплаты и вознаграждения, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде. Но организации, применяющие упрощенную систему в соответствии с ФЗ N 222-ФЗ, не формируют показатель прибыли и не уплачивают налог на прибыль. Поэтому налоговая льгота, установленная п.3 ст.236 НК РФ, не распространяется на субъекты малого предпринимательства, работающие по упрощенной системе учета. Предприятие вправе выплачивать любые вознаграждения своим работникам (за выслугу лет, по итогам работы за год, материальную помощь, дивиденды и т.п.), но обязано облагать производимые выплаты ЕСН.



Неоднозначно решается вопрос отказа от применения упрощенной системы и возврата к общепринятой системе учета по каким-либо причинам, приводящих к множеству проблем со "вступительным" балансом.

Предприятие вправе отказаться от применения упрощенной системы добровольно, уведомив об этом налоговый орган соответствующим заявлением в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года (п.8 ст.5 ФЗ N 222-ФЗ).

"Принудительно-обязательный" возврат к общепринятой системе учета и налогообложения осуществляется при нарушении критерия предельной численности работающих (до 15 человек).

В случае если до окончания календарного года, на который получен патент на право применения упрощенной системы, численность превышает установленный предел (15 человек включительно), то налогоплательщик обязан перейти на принятую ранее систему налогообложения начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором произошло превышение (п.7 ст.5 ФЗ N 222-ФЗ).

Показатель валовой выручки (100 000-кратный размер МРОТ) может быть превышен предприятием в одном из отчетных периодов (кварталов) текущего календарного года, но не повлечет за собой необходимости перехода на общепринятую систему начиная с квартала, следующего за тем, в котором произошло превышение.

Размер валовой выручки, определяемый по предыдущим кварталам, является только условием получения патента на следующий календарный год, а не условием применения упрощенной системы в текущем году. Поэтому, если выручка предприятия в 2002 г. превысит 100 000-кратный размер МРОТ, предприятие не сможет получить патент на 2003 г., но 2002 г. должно отработать, применяя упрощенную систему учета.

Учитывая тот факт, что законодательством для субъектов малого предпринимательства не установлено требований ведения бухгалтерского учета методом двойной записи, применения Плана счетов, составления баланса, единственным учетным и налоговым регистром является Книга учета доходов и расходов. Ее исключительно простая форма зачастую недостаточна для формирования "вступительного" баланса при возврате к общепринятой системе. Поэтому для контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью, состоянием имущества и обязательств организации и движением денежных средств субъектам малого предпринимательства настоятельно рекомендовалось ведение параллельного учета методом двойной записи (в том числе и на компьютере). Если бухгалтер предприятия вел такой учет, то переход от упрощенной системы к общепринятой не представляет особых сложностей. Если указанная рекомендация не выполнялась, то общие требования к ведению бухгалтерского учета путем двойной записи на взаимосвязанных счетах (п.9 Положения по ведению бухгалтерского учета) могут быть реализованы только после проведения инвентаризации имущества и обязательств по состоянию на дату перехода (возврата) к общепринятой системе учета, отчетности и налогообложения. При проведении инвентаризации должны использоваться данные Книги учета доходов и расходов, в которой должны быть зафиксированы все проведенные предприятием хозяйственные операции. Выявленные расхождения (недостачи и излишки) должны быть приняты к учету в оценке в соответствии со ст.11 Закона о бухгалтерском учете.

Несколько слов в заключение



Нововведения, касающиеся упрощенной системы, внесенные в НК РФ, отражают заинтересованность государства в развитии малого бизнеса и упрощении условий его хозяйствования. Так, ранее действовавший критерий численности (до 15 человек) увеличен до 100 работающих, а годовой объем валовой выручки рассчитывается не от МРОТ, а составляет 11 000 000 руб. (без учета НДС и налога с продаж).

Вывод о том, выгодно ли предприятию применение упрощенной системы, должен основываться не только на количественных показателях (ставках налога), но и на качественных параметрах организации учета с точки зрения целесообразности ее применения.

Безусловным плюсом упрощенной системы является ее стабильность с точки зрения внесения разного рода "изменений и дополнений" и простота применения, исключающая ошибки технического характера при расчете единого налога.

Применение упрощенной системы в 1996 - 2002 гг. значительно облегчило "жизнь" небольших предприятий. Есть надежда, что гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения для малых предприятий" НК РФ найдет еще более широкое применение на практике, чем ФЗ N 222-ФЗ.