Мудрый Экономист

Учет реализации услуг

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, 2002

В основу системы управления жилищно - коммунальным хозяйством положены разделение функций и организация договорных отношений между собственниками жилищного фонда и объектов коммунального назначения и организациями жилищно - коммунального хозяйства различных организационно - правовых форм с соответствующим разделением прав, обязанностей и ответственности сторон.

Собственники жилищного фонда и объектов коммунального назначения через уполномоченные органы - службы заказчика (дирекции единого заказчика) выступают заказчиками на обслуживание, содержание, ремонт и развитие объектов жилищно - коммунального хозяйства, находящихся в их собственности, а также на предоставление услуг потребителям.

Мы рассмотрим вопросы, связанные с реализаций продукции, работ, услуг в организациях жилищно - коммунального хозяйства, выполняющих функции заказчика и сборщика платежей с населения и организаций за жилищно - коммунальные услуги.

Выручка - это денежные средства, полученные организацией от продажи товаров, работ, услуг.

В соответствии с п.12 разд.4 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату активов либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

В п.1 ст.39 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что реализацией товаров, работ, услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Нередко у бухгалтеров организаций жилищно - коммунального хозяйства (служб заказчика) возникают вопросы, связанные с определением понятия "реализация продукции (работ, услуг)", поэтому рассмотрим их детально.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) у организации образуется за счет:

  1. Вознаграждений от посреднической деятельности по сбору коммунальных и иных платежей с населения (сбор за пользование индивидуальной радиоточкой, антенной, за обслуживание кодовых замков и т.п.) и перечисления их организациям, осуществляющим предоставление услуг населению.

Платежи населения за коммунальные услуги и оплату жилья не могут быть выручкой организации, так как право собственности на подобные денежные средства к организации не переходит, они собираются в пользу третьих лиц - поставщиков и подрядчиков. Поступления денежных средств населения должны учитываться на счетах целевого финансирования. В разъяснениях, приведенных в Письме Минфина России от 17.03.1999 N 04-05-11/34, указано, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1996 N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" в состав платежей населения за жилье всех форм собственности включаются:

первый платеж - за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования в жилых зданиях;

второй платеж - за коммунальные услуги;

третий платеж - нанимателя собственнику за наем жилья (на компенсацию затрат для его строительства или реконструкции) или платеж собственником жилых помещений налога на имущество физических лиц.

  1. Средств, поступающих от населения за взимание повышенной платы за отопление, как разница между ставками оплаты услуг по отоплению, установленными для граждан, имеющих более одного жилого помещения, и для граждан, имеющих одно и единственное жилое помещение.
  2. Средств, поступающих от населения и организаций за выполнение работ (оказание услуг), которые носят непостоянный характер (например, согласование проекта и технический надзор за перепланировкой помещения, выдачей справок и др.).
  3. Средств, поступающих от населения и арендаторов за вывоз мусора.
  4. Средств, поступающих из бюджета за выполнение функций заказчика по содержанию и ремонту жилищного фонда, благоустройству территорий и зеленых насаждений.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что целевое финансирование может осуществляться только в форме субсидий и субвенций, которые могут предоставляться организациям любой организационно - правовой формы и формы собственности для финансирования целевых программ и мероприятий.

Норматив отчислений на содержание службы заказчика должен быть отражен в учетной политике организации и утвержден префектом округа.

Смета доходов и расходов отражает величину выручки от выполнения функций заказчика. Доход, полученный организацией жилищно - коммунального хозяйства, должен учитываться в составе выручки от реализации продукции, работ, услуг.

  1. Средств, поступающих от организаций сверх установленных тарифов за коммунальные и эксплуатационные услуги.

Средства, поступающие от организаций за коммунальные и эксплуатационные услуги, не являются выручкой организаций жилищно - коммунального хозяйства, выполняющего функции заказчика и сборщика платежей, так как собираются в пользу третьих лиц - энергоснабжающих организаций и организаций жилищно - коммунального хозяйства, осуществляющих эксплуатационную деятельность.

Однако при детальном рассмотрении заключенных договоров с организациями и расчета стоимости эксплуатационных услуг в расчете на 1 кв. м по Методике определения стоимости услуг по техническому обслуживанию доли для частных собственников жилых и нежилых помещений, утвержденной Приказом Департамента инженерного обеспечения правительства г. Москвы от 16.05.1995 N 178, выясняется, что в расчет включены затраты на содержание дирекции единого заказчика. Указанные суммы должны включаться в состав реализации.

В соответствии с Письмом Минфина России от 29.10.1993 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно - коммунальном хозяйстве" суммы платы, взимаемые с арендаторов нежилых помещений за коммунальные услуги, ввиду их целевого назначения отражаются обособленно на счетах целевого финансирования по видам оказываемых услуг: отопление, горячее и холодное водоснабжение и т.п. Суммы превышения целевых сборов над расходами и суммы превышения расходов над сборами засчитываются или добираются в последующие отчетные периоды. Указанные суммы на финансовые результаты организации не относятся. Суммы начисления и сборов платежей с населения в течение года не всегда соответствуют суммам начисления за коммунальные услуги ресурсоснабжающих организаций. Например, за отопление жилых помещений в соответствии с Постановлением правительства г. Москвы от 26.12.2000 N 1009 "О состоянии расчетов за тепловодоснабжение и водоотведение в жилищном фонде г. Москвы и мерах по их совершенствованию" тепловой год установлен с 1 июля по 1 мая. Таким образом, ресурсоснабжающая организация выставляет счета жилищной организации за 8 месяцев, а счета населению выставляются из расчета 12 месяцев. Соответственно в этом случае и отражаются либо недоборы, либо переборы.

Суммы, начисленные сверх установленных тарифов, являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг.

Т.Веселова

Аудитор

ООО "Аудит Груп"