Мудрый Экономист

Кассовая дисциплина и работа с денежной наличностью (новое в законодательстве)

"Налоговые известия Московского региона", N 5, 2002

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Письмом Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40. В нем установлены правила работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций.

Пунктом 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" установлено, что при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности:

На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных п.9 вышеназванного Указа Президента РФ N 1006, производится налоговыми органами по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью (в ред. Указа Президента РФ от 25 июля 2000 г. N 1358). Исчисление суммы административного штрафа производится из расчета минимального размера оплаты труда, действовавшего на момент совершения указанного нарушения.

Суммы штрафов, взыскиваемые по основаниям, определенным п.9 Указа N 1006, зачисляются в федеральный бюджет.

* * *

В связи с тем что за нарушения кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью предусматривались санкции двух видов: меры финансовой ответственности и административные штрафы, налагаемые на руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, а в Указе Президента РФ и в других законодательных актах не было определено, к какому виду нарушений относятся данные нарушения и каков порядок производства по ним, Указ Президента РФ N 1006 рассматривался как самостоятельный нормативный акт, предусматривающий составы нарушений и ответственность за них.

По вопросу отнесения нарушений кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью к административным правонарушениям долгие годы шли жаркие споры.

Новое:

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 26 июня 2001 г. определил, что согласно п.9 названного выше Указа Президента РФ N 1006 нарушения, связанные с несоблюдением условий работы с денежной наличностью, являются административными правонарушениями, за которые налагаются административные штрафы.

Законодатель теперь окончательно решил данный вопрос.

В ст.15.1 "Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций" КоАП РФ, который вводится в действие с 1 июля 2002 г., определено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов с другими организациями наличными деньгами сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 15.2 "Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций" КоАП РФ установлено, что невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

КоАП РФ определил также административный порядок рассмотрения дел о нарушениях порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, который изложен в ст.23.5 "Налоговые органы" КоАП РФ:

  1. налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.15.1, 15.2 КоАП РФ;
  2. рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе:

Новое:

Указанием ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" определено следующее: установить в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.

Указание N 1050-У вступило в силу с момента опубликования в "Вестнике Банка России" (N 69 от 21 ноября 2001 г.).

Напомним: Указанием ЦБ РФ от 7 октября 1998 г. N 375-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одному платежу был установлен в сумме 10 тыс. руб.

Под термином "один платеж" понимаются расчеты наличными деньгами одного юридического лица с другим юридическим лицом, совершенные в порядке реализации одного договора (контракта) в один день по одному или нескольким денежным документам.

Определение понятия "сделка" дано в ст.153 ГК РФ: сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В ст.154 ГК РФ раскрывается понятие договоров и односторонних сделок. Из изложенного следует, что при совершении одной сделки наличными деньгами между юридическими лицами можно совершить один или несколько платежей, но общая сумма всех платежей наличными деньгами по данной сделке не может превышать 60 тыс. руб.

А.С.Кленовский

Управление МНС России

по Московской области