Мудрый Экономист

Страховые взносы на пенсионное страхование

"АКДИ "Экономика и жизнь", N 3, 2002

Система обязательного пенсионного обеспечения включает две основные составляющие:

а) трудовые пенсии - ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Право на трудовую пенсию определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Трудовые пенсии могут быть следующих видов:

  1. трудовая пенсия по старости, включающая базовую, страховую и накопительную части;
  2. трудовая пенсия по инвалидности, состоящая из базовой, страховой и накопительной части;
  3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца, являющаяся суммой базовой и страховой частей;

б) пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственные пенсии), под которыми понимаются ежемесячные государственные денежные выплаты, право на получение которых определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Государственная пенсия предоставляется гражданам в целях:

При этом финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет; финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ; финансирование государственных пенсий - за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, право граждан на обязательное пенсионное обеспечение связано с уплатой организациями - работодателями единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Перечень страхователей (плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) шире перечня плательщиков ЕСН, определенных ст.235 НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями являются все плательщики ЕСН, а именно:

  1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
  1. индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Кроме того, согласно п.2 ст.6 Закона N 167-ФЗ к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (т.е. лица, которые плательщиками единого социального налога (взноса) не являются).

Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные ст.ст.236, 237 НК РФ (п.2 ст.10 Закона N 167-ФЗ).

Страхователи - организации (за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств) для расчета размера страховых взносов применяют тарифы, установленные п.2 ст.22 Закона N 167-ФЗ (см. табл. 1).

Таблица 1

Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

  База для 
начисления
страховых
взносов на
каждого
отдельного
работника
нарастающим
итогом с
начала года
Для мужчин 1952 г.
рождения и старше
и женщин 1956 г.
рождения и старше
  Для мужчин с 1953 г.  
по 1966 г. рождения
и женщин с 1957 г.
по 1966 г. рождения
 Для лиц 1967 г. рождения
и моложе
На финанси- 
рование
страховой
части трудо-
вой пенсии
На   
фи-
нан-
сиро-
вание
нако-
пи-
тель-
ной
части
тру-
довой
пен-
сии
На финанси- 
рование
страховой
части трудо-
вой пенсии
На финанси-
рование на-
копительной
части тру-
довой пен-
сии
На финанси- 
рование
страховой
части трудо-
вой пенсии
На финанси- 
рование на-
копительной
части трудо-
вой пенсии
До         
100000 руб.
    14,0%   
 0,0%
    12,0%   
    2,0%   
    8,0%    
    6,0%    
От         
100001 руб.
до
300000 руб.
14000 руб. +
7,9% с сум-
мы, превыша-
ющей
100000 руб.
 0,0%
12000 руб. +
6,8% с сум-
мы, превыша-
ющей
100000 руб.
2000 руб. +
1,1% с сум-
мы, превы-
шающей
100000 руб.
8000 руб. + 
4,5% с сум-
мы, превыша-
ющей
100000 руб.
6000 руб. + 
3,4% с сум-
мы, превыша-
ющей
100000 руб.
От         
300001 руб.
до
600000 руб.
29800 руб. +
3,95% с сум-
мы, превыша-
ющей
300000 руб.
 0,0%
25600 руб. +
3,39% с сум-
мы, превыша-
ющей
300000 руб.
4200 руб. +
0,56% с
суммы, пре-
вышающей
300000 руб.
17000 руб. +
2,26% с сум-
мы, превыша-
ющей
300000 руб.
12800 руб. +
1,9% с сум-
мы, превыша-
ющей
100000 руб.
Свыше      
600000 руб.
41650 руб.  
 0,0%
35770 руб.  
5880 руб.  
23780 руб.  
17870 руб.  

При этом тарифы, установленные пп.1 п.1 ст.22 Закона N 167-ФЗ в отношении лиц 1967 г. рождения и старше, применяются только с 2006 г.

На переходный период (2002 - 2005 гг.) для страхователей - организаций, выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 г. рождения и моложе, применяются следующие тарифы страховых взносов, установленные ст.33 Закона N 167-ФЗ (см. табл. 2).

Таблица 2

Тарифы страховых взносов, установленные на период с 2002 по 2005 год

  База для 
начисления
страховых
взносов на
каждого
отдельного
работника
нарастающим
итогом с
начала года
     2002 - 2003 гг.    
         2004 г.        
         2005 г.         
На финанси- 
рование
страховой
части трудо-
вой пенсии
На финанси-
рование на-
копительной
части тру-
довой пен-
сии
На финанси- 
рование
страховой
части трудо-
вой пенсии
На финанси-
рование на-
копительной
части тру-
довой пен-
сии
На финанси- 
рование
страховой
части трудо-
вой пенсии
На финанси- 
рование на-
копительной
части трудо-
вой пенсии
До         
100000 руб.
    11,0%   
    3,0%   
    10,0%   
    4,0%   
    9,0%    
    5,0%    
От         
100001 руб.
до
300000 руб.
11000 руб. +
6,21% с сум-
мы, превыша-
ющей
100000 руб.
3000 руб. +
1,69% с
суммы, пре-
вышающей
100000 руб.
10000 руб. +
5,64% с сум-
мы, превыша-
ющей
100000 руб.
4000 руб. +
2,26% с
суммы, пре-
вышающей
100000 руб.
9000 руб. + 
5,08% с сум-
мы, превыша-
ющей
100000 руб.
5000 руб. + 
2,84% с сум-
мы, превыша-
ющей
100000 руб.
От         
300001 руб.
до
600000 руб.
23420 руб. +
3,1% с сум-
мы, превыша-
ющей
300000 руб.
6380 руб. +
0,85% с
суммы, пре-
вышающей
300000 руб.
21280 руб. +
2,82% с сум-
мы, превыша-
ющей
300000 руб.
8520 руб. +
1,13% с
суммы, пре-
вышающей
300000 руб.
19160 руб. +
2,54% с сум-
мы, превыша-
ющей
300000 руб.
10640 руб. +
1,41% с сум-
мы, превыша-
ющей
100000 руб.
Свыше      
600000 руб.
32720 руб.  
8930 руб.  
29740 руб.  
11910 руб. 
26780 руб.  
14870 руб.  

Таким образом, так же как и единый социальный налог, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование могут начисляться с применением регрессивной шкалы налогообложения. При этом порядок применения регрессивных налоговых ставок и тарифов одинаков: организации, имеющие право применять регрессию при расчете ЕСН, имеют право рассчитывать страховые взносы по сниженным ставкам, и наоборот (п.3 ст.22 Закона N 167-ФЗ).

Напоминаем, что применять регрессивную шкалу налогообложения имеют право те организации, у которых на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН (страховым взносам) накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму не менее 2500 руб.

Если хотя бы в одном из месяцев календарного года (налогового (для ЕСН) или расчетного (для страховых взносов) периода) указанное условие не выполняется - средняя сумма выплат, приходящаяся на одно физическое лицо, составляет сумму менее 2500 руб., то и ЕСН, и страховые взносы в течение всего календарного года уплачиваются по максимальной ставке независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. При этом в отличие от 2001 г. в 2002 г. возврат права на применение регрессивной шкалы в случае, если размер выплат, приходящихся в среднем на одно физическое лицо, опять превысит установленный предел, не предусмотрен.

При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Пример. В организации работают 45 человек. В январе 2002 г. организация имела право на применение регрессивной шкалы ставок для исчисления ЕСН (страховых взносов на пенсионное страхование).

За январь - февраль (в сумме за два месяца) выплаты, произведенные в пользу работников и подлежащие включению в налоговую базу по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет, составили 250 000 руб., из которых 40 000 руб. начислены в пользу пяти наиболее высокооплачиваемых человек (45 человек х 10% = 4,5 человек, округляется до 5).

В среднем на одного работника в расчете на один месяц периода, прошедшего с начала календарного года, приходится:

(250 000 руб. - 40 000 руб.): (45 чел. - 5 чел.) : 2 мес. = 2625 чел.

Поскольку полученная сумма превышает установленный предел (2500 руб.), то организация имеет право применять регрессивную шкалу налогообложения.

Однако наличие указанного выше права не означает, что организация сможет реально использовать право на регрессию. Так, в рассматриваемом примере ни один из работников не получил за указанный период доход, превышающий 100 000 руб., следовательно, все начисления производятся по максимальным ставкам.

Если в состав организации входят обособленные подразделения, то независимо от наличия или отсутствия у последних своего расчетного счета и баланса определение условий для применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены ст.24 Закона N 167-ФЗ и практически аналогичен порядку исчисления и уплаты ЕСН.

Сумма страховых взносов исчисляется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов и уплачивается страхователями в Пенсионный фонд РФ отдельно в отношении каждой части страхового взноса (направляемой на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии).

Безусловно, с введением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работы у бухгалтера прибавится.

В то же время необходимо подчеркнуть, что с уплатой обязательных страховых взносов налоговая нагрузка на предприятие не возрастет. В соответствии с п.2 ст.243 НК РФ сумма начисленных организацией страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование принимается в качестве налогового вычета при определении суммы ЕСН (суммы авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет.

Пример. В организации работают 5 человек. В январе 2002 г. организация имеет право применять регрессивную шкалу налогообложения (для начисления страховых взносов).

В пользу работников произведены следующие начисления:

  1. Определяется размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

А. Сумма страховых взносов, начисляемых на выплаты, произведенные в пользу Арбузова, рассчитывается по максимальной ставке (для базы, размер которой не превышает 100 000 руб.), установленной для мужчин, родившихся после 1967 г., и на 2002 г. (см. табл. 2) составляет 420 руб., в том числе:

3000 руб. х 11% = 330 руб.;

3000 руб. х 3% = 90 руб.

Б. Сумма страховых взносов, начисляемых на выплаты, произведенные в пользу Громовой, рассчитывается по максимальной ставке (для базы, размер которой не превышает 100 000 руб.), установленной для женщин, родившихся в период с 1957 г. по 1966 г. (см. табл. 1), и составляет 392 руб., в том числе:

2800 руб. х 12% = 336 руб.;

2800 руб. х 2% = 56 руб.

В. Сумма страховых взносов, начисляемых на выплаты, произведенные в пользу Крутова, рассчитывается по максимальной ставке (для базы, размер которой не превышает 100 000 руб.), установленной для мужчин, родившихся в период с 1952 г. по 1966 г. (см. табл. 1), и составляет 448 руб., в том числе:

3200 руб. х 12% = 384 руб.;

3200 руб. х 2% = 64 руб.

Г. Сумма страховых взносов, начисляемых на выплаты, произведенные в пользу Перовой, рассчитывается по регрессивной ставке (для базы, размер которой превышает 100 000 руб., но не превышает 300 000 руб.), установленной для женщин, родившихся в период с 1957 г. по 1966 г. (см. табл. 1), и составляет 17 950 руб., в том числе:

12 000 руб. + (150 000 руб. - 100 000 руб.) х 6,8% = 15 400 руб.;

2000 руб. + (150 000 руб. - 100 000 руб.) х 1,1% = 2550 руб.

Д. Сумма страховых взносов, начисляемых на выплаты, произведенные в пользу Фролова, рассчитывается по максимальной ставке (для базы, размер которой не превышает 100 000 руб.), установленной для мужчин, родившихся ранее 1952 г. (см. табл. 1), и составляет 336 руб., в том числе:

2400 руб. х 14% = 336 руб.;

2400 руб. х 0% = 0 руб.

  1. Определяется размер ЕСН по ставкам, установленным п.1 ст.241 НК РФ:
  Налоговая 
база на
каждого
отдельного
работника
нарастающим
итогом -
с начала
года
 Федеральный 
бюджет
   ФСС РФ  
   Фонды обязательного   
медицинского страхования
федеральный 
территори-  
альный
До          
100 000 руб.
    28,0%    
    4,0%   
    0,2%    
    3,4%    
От          
100001 руб.
до
300000 руб.
28000 руб. + 
15,8% с сум-
мы, превышаю-
щей
100000 руб.
4000 руб. +
2,2% с сум-
мы, превы-
шающей
100000 руб.
200 руб. +  
0,1% с сум-
мы, превыша-
ющей
100000 руб.
3400 руб. + 
1,9% с сум-
мы, превыша-
ющей
100000 руб.

На сумму выплат, начисленных в пользу Фролова (150 000 руб.), ЕСН начисляется с применением сниженных ставок. На выплаты, произведенные в пользу остальных лиц, ЕСН начисляется по максимальным ставкам.

Ф.И.О.
работ-
ника
Сумма 
выплат
(нало-
говая
база)
   ЕСН в части,   
зачисляемой
в федеральный
бюджет
Раз- 
мер
нало-
гово-
го
выче-
та
(сум-
ма
упла-
чен-
ных
стра-
ховых
взно-
сов)
ЕСН в    
части,
зачисляе-
мой в
ФСС РФ
ЕСН в    
части,
зачисляе-
мой в
ФФОМС
ЕСН в    
части,
зачисляе-
мой в
ТФОМС
исчислен-
ный
уплачи- 
ваемый
(гр. 3 -
гр. 5)
   1  
   2  
    3    
    4   
  5  
    6    
    7    
    8    
Арбу- 
зов
  3000
    840  
(3000 х
28%)
    420 
(840 -
420)
  420
    120  
(3000 х
4%)
     6   
(3000 х
0,2%)
   102   
(3000 х
3,4%)
Громо-
ва
  2800
    784  
(2800 х
28%)
    392 
(784 -
392)
  392
    112  
(2800 х
4%)
     5,60
(2800 х
0,2%)
    95,20
(2800 х
3,4%)
Крутов
  3200
    896  
(3200 х
28%)
    448 
(896 -
448)
  448
    128  
(3200 х
4%)
     6,40
(3200 х
0,2%)
   108,80
(3200 х
3,4%)
Перова
150000
  35900  
(28000 +
(150000 -
100000) х
15,8%)
  17950 
(35900 -
17950)
17950
   5100  
(4000 +
(150000 -
100000) х
2,2%)
   250   
(200 +
(150000 -
100000) х
0,1%)
  4350   
(3400 +
(150000 -
100000) х
1,9%)
Фролов
  2400
    672  
(2400 х
28%)
    336 
(672 -
336)
  336
     96  
(2400 х
4%)
     4,80
(2400 х
0,2%)
    81,60
(2400 х
3,4%)
Итого        
  39092  
  19546 
19546
   5556  
   272,80
  4737,60

Так же как и по ЕСН, уплата страховых взносов производится ежемесячно путем перечисления авансовых платежей, подлежащих уплате за текущий месяц с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Авансовые платежи по страховым взносам должны быть произведены в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам (так же как и по ЕСН).

Таким образом, всего при уплате страховых взносов и ЕСН организациям ежемесячно приходится заполнять шесть платежных поручений: два - на уплату страховых взносов и четыре - на уплату ЕСН.

Страхователи - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

На наш взгляд, при уплате страховых взносов организациям, в составе которых имеются обособленные подразделения, можно следовать порядку, установленному в отношении уплаты ЕСН (Письмо МНС России N БГ-6-05/658, ПФР N МЗ-16-25/7003, ФСС РФ N 02-08/06-2065П, ФФОМС N 3205/80-1/и от 28.08.2001): организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета, не начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу работников и физических лиц, могут производить уплату страховых взносов централизованно по месту своего нахождения. Однако официальных разъяснений по данному вопросу нет.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Мы считаем, для учета указанных сумм можно использовать Индивидуальную карточку учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога, форма которой утверждена Приказом МНС России от 27.02.2001 N БГ-3-07/63, добавив к ней три графы:

Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

Ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным (не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября), страхователь представляет в налоговый орган отчет о исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей. По окончании расчетного периода, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, страхователь представляет декларацию по страховым взносам в налоговый орган (формы отчета и декларации будут утверждены МНС России по согласованию с Пенсионным фондом РФ).

По окончании расчетного периода (в общем случае - по окончании календарного года; правила определения расчетного периода отдельными организациями установлены ст.23 Закона N 167-ФЗ) страхователь представляет в отделение Пенсионного фонда РФ расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Кроме того, на страхователя возложена обязанность представлять в Пенсионный фонд РФ сведения в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.

При этом на основании п.1 ст.13 Закона N 167-ФЗ Пенсионный фонд РФ имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством РФ порядке.

Е.Воробьева

АКДИ "Экономика и жизнь"