Мудрый Экономист

Финансовый план акционерного общества

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 2, 2002

Региональный выпуск", N 1, 2002)

Для планирования прибыли основное значение имеет определение ожидаемой выручки от реализации продукции и планируемой себестоимости реализуемой продукции. Так как выручка от реализации продукции определяется по моменту ее отгрузки покупателю (заказчику), а сроки отгрузки предусмотрены договорами, то соответственно ожидаемая выручка может быть распределена по кварталам и месяцам планируемого года. Определенные сложности представляет расчет планируемой выручки от продажи экспортной продукции. Ожидаемую валютную выручку надо пересчитать в рублевый эквивалент. Проще всего это сделать по курсу Банка России на день утверждения финансового плана, однако при этом ожидаемая выручка, а следовательно, и прибыль (в рублях) заведомо занижаются на индекс роста курса доллара.

Хотя финансовый план разрабатывается на год, достаточно надежен только квартальный план. Исходя из этого можно принять за основу пересчета валютной выручки фактически сложившиеся темпы роста курса доллара. Если в момент утверждения финансового плана курс доллара составлял, например, 29,9 руб., а темпы роста его курса - 1,01%, то в расчете на следующий месяц его можно принять равным 30,2 руб., через 2 месяца - 30,5 руб., через 3 - 30,8 руб. (29,9 х 1,01 = 30,2 и т.д.).

Себестоимость реализуемой продукции определяется в соответствии с бюджетом затрат на производство и реализацию продукции, который входит в состав бюджета производственной деятельности (операционного бюджета) (рис. 1).

              -------------------------------------¬
¦Бюджет производственной деятельности¦
¦ (операционный бюджет) ¦
L-----------------T-------------------
-----------------T----------+---------T-----------------¬
----+--¬ ------+------¬ ----+---¬ -----+----¬
¦Бюджет¦ ¦ Бюджет ¦ ¦ Бюджет¦ ¦ Бюджет ¦
¦продаж¦ ¦ затрат на ¦ ¦ продаж¦ -------+накладных¦
L------- ¦производство¦ ¦закупок¦ ¦ ¦расходов ¦
L-----T------- L-------- ¦ L----------
-----------T-----+---T-----------¬ ¦ ---------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Бюджет ¦
----+---¬ ----+--¬ ----+---¬ -----+---¬ +-+управленческих¦
¦Бюджет ¦ ¦Бюджет¦ ¦Бюджет ¦ ¦ Бюджет ¦ ¦ ¦ расходов ¦
¦матери-¦ ¦оплаты¦ ¦аморти-¦ ¦ прочих ¦ ¦ L---------------
¦альных ¦ ¦труда ¦ ¦зации ¦ ¦расходов¦ ¦ -------------¬
¦затрат ¦ L------- L-------- L--------- ¦ ¦ Бюджет ¦
L-------- L---+коммерческих¦
¦ расходов ¦
L-------------

Рис. 1

Так как выручка от продаж и затраты на производство рассчитываются прямым счетом без условностей и допущений, то и ожидаемая прибыль от продаж определяется с достаточной для практических целей точностью. Сложнее планировать операционные доходы и расходы, отражающие в основном результаты операций, связанных с движением (реализацией и выбытием) имущества предприятия.

При определении ожидаемой выручки от реализации основных средств и материалов, ранее приобретенных для производственных целей, но оказавшихся ненужными, учитываются реальные суммы поступления средств, предусмотренные договорами или проектами договоров с покупателями. При этом выручка, учитываемая в финансовом плане, превышает выручку, определяемую для целей налогообложения прибыли, так как в последнем случае учитывается индекс - дефлятор (индекс инфляции). Он отличается от индекса цен на потребительские товары, так как отражает динамику цен товаров производственно - технического назначения.

Индекс - дефлятор регулярно публикуется Госкомстатом России по итогам каждого квартала (табл. 2).

Таблица 2

Индекс - дефлятор, %

   Год   
   I кв.  
  II кв.  
 III кв. 
   IV кв.  
  За год  
   1999  
   108,3  
   108,6  
  112,7  
   110,1   
   1,46   
   2000  
   109,3  
   106,5  
  107,8  
   108,1   
   1,36   
   2001  
   104,4  
   102,3  
  102,4  

Пример. Предприятие приобрело в декабре 1998 г. прибор за 60 000 руб., срок его службы Т = 10 лет, годовая норма амортизации - 10%. В июле 2001 г. предприятие продало его за 80 000 руб. В финансовом плане эта операция будет отражена в составе операционных доходов в сумме 40 000 руб.:

  1. Остаточная стоимость прибора на 01.10.2001

а) сумма износа за 1999 - 2000 гг.

(60 000 х 10%) + (60 000 х 10%) = 12 000 руб.;

б) сумма износа за январь - сентябрь 2001 г.

60 000 х 7,5% = 4500 руб.

в) итого сумма износа прибора

12 000 + 4500 = 16 500 руб.;

г) остаточная стоимость прибора

60 000 - 16 500 = 43 500 руб.

  1. Прибыль от реализации прибора

80 000 - 43 500 = 36 500 руб.

Для целей налогообложения прибыль от реализации прибора составила:

  1. Индекс - дефлятор с 01.01.1999 по 30.09.2001

1,46 х 1,36 х 1,044 х 1,023 = 2,12.

  1. Пересчет прибыли от реализации на индекс - дефлятор

36 500 х 2,12 = 77 380 руб.

  1. Прибыль от реализации прибора для целей налогообложения

80 000 - 77 380 = 2620 руб.

В составе внереализационных расходов с необходимой точностью можно рассчитать сумму налоговых платежей, относимых на финансовые результаты деятельности (налог на имущество, налог на рекламу и др.), а также сумму подлежащих уплате процентов по заемным средствам. Другие статьи операционных расходов рассчитываются приближенно или принимаются на уровне фактически сложившихся в предыдущем периоде.

Бюджет прибылей и убытков по своему содержанию является планом формирования прибыли акционерного общества, но не менее важен и план ее распределения и использования. Однако утвердить такой план ни генеральный директор, ни правление общества не могут: это прерогатива общего собрания акционеров. Поэтому при формировании финансового плана, а он должен быть утвержден до начала планируемого периода, бюджет распределения прибыли в его состав не включается. Он разрабатывается в виде предварительного проекта, который рассматривается и при необходимости корректируется советом директоров и выносится на рассмотрение общего собрания акционеров.

Предварительный бюджет распределения прибыли (проект)

  1. Нераспределенная прибыль (по данным ф. N 2 годового отчета).
  2. Отчисления в резервный фонд (если он составляет менее 5% уставного капитала).
  3. Отчисления в фонд акционирования работников общества (если его образование предусмотрено уставом).
  4. Дивиденды (в размере, не превышающем суммы, предложенной советом директоров).
  5. Отчисления в фонд накопления (в соответствии с инвестиционной программой акционерного общества). Создание фонда накопления должно быть предусмотрено учетной политикой акционерного общества.
  6. Отчисления в фонд социальной сферы (если его образование предусмотрено учетной политикой акционерного общества).
  7. Отчисления в фонд потребления (если его образование предусмотрено учетной политикой).
  8. Остаток нераспределенной прибыли.

То обстоятельство, что формирование того или иного фонда предусмотрено учетной политикой акционерного общества, не означает обязательности его создания, для этого необходимо решение общего собрания акционеров.

Каждый из приведенных на рис. 1 бюджетов, как правило, детализируется в бюджетах следующего (четвертого, пятого) порядка. Так, бюджет затрат на производство обычно разрабатывается по всем подразделениям предприятия (рис. 2).

Система бюджетов затрат на производство и реализацию продукции, тыс. руб.

--------¬     --------¬     -------¬      --------¬     ---------¬
¦Сводный¦ ¦Бюджет ¦ ¦Бюджет¦ ¦Бюджет ¦ ¦ Бюджет ¦
¦ бюджет¦ ¦матери-¦ ¦оплаты¦ ¦аморти-¦ ¦ прочих ¦
¦ затрат+<----+альных ¦ + ¦ труда¦ + ¦зации ¦ + ¦расходов¦
¦ 6800 ¦ ¦затрат ¦ ¦ 1600 ¦ ¦850 ¦ ¦ 450 ¦
¦ ¦ ¦3900 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---T---- L---T---- L---T--- L---T---- L----T----
/ / / / /
----+---¬ ----+---¬ ----+--¬ ----+---¬ -----+---¬
¦Заводо-¦ ¦Бюджет ¦ ¦Бюджет¦ ¦Бюджет ¦ ¦ Бюджет ¦
¦управ- ¦ ¦матери-¦ ¦оплаты¦ ¦аморти-¦ ¦ прочих ¦
¦ление +<----+альных ¦ + ¦ труда¦ + ¦зации ¦ + ¦расходов¦
¦1300 ¦ ¦затрат ¦ ¦ 800 ¦ ¦150 ¦ ¦ 250 ¦
¦ ¦ ¦100 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------- L-------- L------- L-------- L---------
+ + + + +
--------¬ --------¬ -------¬ --------¬ ---------¬
¦ Цех 1 ¦ ¦Бюджет ¦ ¦Бюджет¦ ¦Бюджет ¦ ¦ Бюджет ¦
¦ 2000 ¦ ¦матери-¦ ¦оплаты¦ ¦аморти-¦ ¦ прочих ¦
¦ +<----+альных ¦ + ¦ труда¦ + ¦зации ¦ + ¦расходов¦
¦ ¦ ¦затрат ¦ ¦ 300 ¦ ¦ 400 ¦ ¦ 100 ¦
¦ ¦ ¦1200 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------- L-------- L------- L-------- L---------
+ + + + +
--------¬ --------¬ -------¬ --------¬ ---------¬
¦ Цех 2 ¦ ¦Бюджет ¦ ¦Бюджет¦ ¦Бюджет ¦ ¦ Бюджет ¦
¦ 3500 ¦ ¦матери-¦ ¦оплаты¦ ¦аморти-¦ ¦ прочих ¦
¦ +<----+альных ¦ + ¦ труда¦ + ¦зации ¦ + ¦расходов¦
¦ ¦ ¦затрат ¦ ¦ 500 ¦ ¦300 ¦ ¦ 100 ¦
¦ ¦ ¦2600 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------- L-------- L------- L-------- L---------

Рис. 2

В некоторых методических рекомендациях утверждается, что бюджеты затрат разрабатываются по принципу "сверху - вниз", т.е. бюджет более высокого уровня (например, сводный бюджет затрат по фирме в целом) дезагрегируется в форме бюджетов низшего уровня (например, бюджетов подразделений). Однако при таком подходе нарушается один из основных принципов планирования - принцип участия, вследствие чего коллектив каждого подразделения вместо активного участия в разработке своего бюджета становится лишь исполнителем заданного "сверху" бюджета. Правильнее, а главное - эффективнее при разработке бюджетов руководствоваться двусторонней схемой: "сверху - вниз" и "снизу - вверх": "сверху" задаются основные параметры, которых обязаны придерживаться разработчики бюджетов в подразделениях (номенклатура и объем продукции, нормативы затрат и др.), а "снизу", т.е. в подразделениях, разрабатываются проекты бюджетов и представляются на утверждение руководству предприятия в порядке, предусмотренном положением о бюджетировании. При таком подходе бюджеты могут разрабатываться в следующей последовательности:

  1. конкретизация руководством акционерного общества (правлением, дирекцией) задач его развития в планируемом году;
  2. подготовка, сбор и систематизация информации, необходимой для разработки бюджетов как отделами, службами заводоуправления, так и подразделениями;
  3. определение роли каждого подразделения в реализации задач развития предприятия;
  4. доведение до каждого подразделения исходных параметров, которыми оно должно руководствоваться при проектировании своего бюджета - задания по объемам производства по всей номенклатуре, нормативы, лимиты, цены и т.д.;
  5. проектирование своих бюджетов подразделениями, подготовка проектов бюджетов к рассмотрению руководством акционерного общества. При проектировании бюджетов затрат намечаемые суммы по каждому элементу затрат должны быть согласованы с лицом, ответственным за проверку обоснованности данного вида затрат, и завизированы им, например, контроль за обоснованностью материальных затрат возлагается на экономическую службу, затрат на оплату труда - на отдел труда и заработной платы, прочих расходов - на финансовую службу и т.д.;
  6. защита каждым подразделением своего бюджета (бюджетов) на бюджетной комиссии или правлении (дирекции) в зависимости от порядка, установленного положением о бюджетировании;
  7. утверждение бюджетов;
  8. корректировка бюджетов (при необходимости);
  9. контроль соблюдения бюджетов;
  10. анализ реализации бюджетов и выработка предложений по улучшению результатов деятельности фирмы и совершенствованию системы бюджетирования.

Бюджет затрат на производство по приведенной на рис. 2 структуре бюджетов позволяет планировать производственную себестоимость продукции, соответствующую показателю себестоимости продаж в Отчете о прибылях и убытках (ф. N 2). Разность между выручкой от продаж, определяемой по бюджету продаж, и производственной себестоимостью позволяет определить сумму планируемой валовой прибыли. После вычета из валовой прибыли управленческих и коммерческих расходов формируется ожидаемая прибыль от продаж (без учета сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов).

Степень детализации бюджетов зависит от реальных потребностей с учетом размеров тех или иных затрат. Так, из состава бюджета материальных затрат чаще всего выделяется бюджетирование затрат на топливо и энергию. Может формироваться отдельный бюджет затрат на приобретение сырья и материалов, бюджет услуг сторонних организаций, бюджет запасных частей на ремонт машин и оборудования и др.

N 3, 2002)

Г.Киперман

Профессор Института микроэкономики