Мудрый Экономист

Уплата государственной пошлины бюджетными организациями

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2008, N 15

Государственная пошлина определена налоговым законодательством в качестве сбора, взимаемого за определенные юридически значимые действия налогоплательщика. Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100%, за исключением пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (ст. 50 Бюджетного кодекса РФ, далее - БК РФ). Данные об исполнении бюджетов свидетельствуют о некотором возрастании доли этого сбора в доходах региональных бюджетов. Удельный вес государственной пошлины и других сборов в доходах бюджетов субъектов Федерации составил 0,04% в 2006 г. и 0,05% в 2007 г. В структуре местных бюджетов на долю этих доходов приходилось 0,6% в 2006 г. и 0,5% в 2007 г. [5].

Бюджетные организации при осуществлении своей деятельности выступают плательщиками государственной пошлины в случае обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к уполномоченным должностным лицам за совершением в отношении этих организаций юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ. В ст. 333.17 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) отмечено, что плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица. Однако НК РФ предусматривает ситуации, когда бюджетные организации освобождаются от обязанности уплаты данного сбора. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, сбор уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований (пп. 4 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины определены ст. 333.18 НК РФ. Следует подчеркнуть, что сроки уплаты сбора дифференцированы в зависимости от субъекта, в адрес которого обратилась организация, а также в зависимости от содержания обращения:

На практике может возникнуть ситуация, когда за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы. При данных обстоятельствах государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер сбора уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

Уплата сбора осуществляется по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. В соответствии с налоговым законодательством уплата государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты пошлины в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Исковые заявления, направляемые в арбитражные суды, могут иметь имущественный или неимущественный характер. Это определяет размеры пошлины, установленные ст. 333.21 НК РФ. Кодекс предусматривает также ряд статей, регулирующих размер государственной пошлины в зависимости от особенностей осуществления юридически значимых действий. Так, в частности, ст. ст. 333.19, 333.23 НК РФ определены размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. При совершении нотариальных действий пошлина уплачивается по следующим ставкам (ст. 333.24 НК РФ):

Специальные нормы предусмотрены для определения ставок пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы; за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

Необходимо отметить, что на основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по рассматриваемым ими делам, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату, учитывая имущественное положение плательщика. Арбитражные суды, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ обладают аналогичным правом (п. 2 ст. 333.22 НК РФ и п. 3 ст. 333.23 НК РФ).

Прокомментируем применение рассмотренных норм примерами.

Пример 1. Федеральное государственное унитарное предприятие "Вертикаль" обратилось к нотариусу с целью удостоверения копий учредительных документов, удостоверения сделки, предмет которой не подлежит оценке. Каковы особенности расчета с бюджетом по налоговым платежам?

Так как указанное предприятие, очевидно, относится к категории предприятий, полностью финансируемых из федерального бюджета, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ, оно освобождено от уплаты государственной пошлины.

Пример 2. Детский сад, финансируемый из средств бюджета муниципального образования, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ОАО "Строймонтаж" о взыскании денежных средств в размере 60 000 руб., перечисленных в форме аванса организации-исполнителю по договору оказания услуг проведения капитального ремонта здания детского сада. Поскольку услуги не были оказаны в установленные договором сроки и ОАО "Строймонтаж" заявило о полном прекращении работ, бюджетное учреждение приняло решение потребовать в судебном порядке возврата выплаченной суммы. В исковом заявлении также указана сумма штрафных санкций в отношении строительной организации - 15 000 руб. Какова сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет?

Требование возврата денежных средств бюджетным учреждением носит имущественный характер. При этом в цену иска следует включить сумму штрафа за нарушение условий договора (пп. 2 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). Общая стоимость иска: 60 000 руб. + 15 000 руб. = 75 000 руб. В связи с этим размер государственной пошлины рассчитывается на основе пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ: при цене иска от 50 001 руб. до 100 000 руб. - 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 000 руб.

Сумма налога составит: 2000 руб. + 0,03 x (75 000 - 50 000) = 2750 руб.

Пример 3. Кинотеатр "Семейное кино", учредителем которого являются органы власти субъекта Федерации, в марте текущего года подал заявление о повторной выдаче копий решений арбитражного суда по делам, рассмотренным в январе текущего года, и дубликата исполнительного листа. Общее количество страниц документов - 17. Какова сумма государственной пошлины, рассчитанной и уплаченной налогоплательщиком?

Осуществление указанных юридически значимых действий облагается по ставке пошлины, установленной пп. 13 п. 1 ст. 333.21 НК РФ: 2 руб. за одну страницу документа, но не менее 20 руб. Сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет: 17 x 2 руб. = 34 руб.

Пример 4. Арбитражный суд в апреле текущего года рассмотрел иск Отделения Федерального казначейства по Первомайскому району одного из субъектов Федерации в отношении организации, предоставляющей услуги телефонной связи. Сумма, заявленная в иске, составила 30 000 руб. Иск был удовлетворен в пользу истца лишь на 15 000 руб. Какова сумма государственной пошлины, подлежащей уплате в бюджет?

Поскольку данное бюджетное учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ, ее уплата производится ответчиком в размере, пропорциональном удовлетворенным судом требованиям истца (пп. 4 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). Сумма иска не превышает 50 000 руб., поэтому действует ставка пошлины: 4% цены иска, но не менее 500 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Ответчиком будет уплачено: (0,04 x 30 000 руб.) / 2 = 600 руб.

Организации могут получать отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины (ст. 333.41 НК РФ). Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ. Подчеркнем, что п. 1. ст. 64 НК РФ рассматривает отсрочку или рассрочку по уплате налога как изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных законодательством, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. При этом отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства РФ. Копия заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога направляется заинтересованным лицом в 5-дневный срок в налоговый орган по месту его учета. Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины не препятствует предоставлению указанных преференций этому же лицу по иным налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ).

При получении отсрочки или рассрочки на сумму государственной пошлины проценты не начисляются в течение всего срока действия льготы.

Статья 333.40 НК РФ определяет основания и порядок возврата или зачета рассматриваемого федерального сбора.

Государственная пошлина возвращается налогоплательщику частично или полностью в случаях:

  1. уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено в соответствии с законодательством;
  2. возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  3. прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данная норма не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;
  4. отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации (п. 4 ст. 333.40 НК РФ).

Возврат пошлины осуществляется органами Федерального казначейства на основании заявления налогоплательщика, которое подается, как правило, в орган или должностному лицу, совершившему юридически значимое действие. Если дело рассматривалось в судах или мировыми судьями, заявление направляется в налоговый орган по месту нахождения суда.

Заявление налогоплательщика должно сопровождаться платежными документами, если возврат пошлины предполагается в полном объеме, или копиями этих документов при частичном возврате. Решение о возврате сбора принимает орган или должностное лицо, совершившее юридически значимое действие. Заявление, в котором налогоплательщик претендует на возврат государственной пошлины, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты сбора, а возврат уплаченных сумм должен быть осуществлен в течение одного месяца со дня подачи такого заявления. Лицо также имеет право на зачет излишне уплаченной суммы пошлины в счет будущих выплат за аналогичные действия. Зачет производится на основании заявления, срок подачи которого совпадает со сроком подачи заявления о возврате сбора. Заявление о зачете должно сопровождаться следующими документами: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Пример 5. Организация речного транспорта направила в арбитражный суд апелляционную жалобу. На основании пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ организацией была уплачена государственная пошлина в размере: 2000 руб. x 0,5 = 1000 руб. Однако суд отказал организации в принятии жалобы.

Указанное обстоятельство предполагает возврат государственной пошлины в размере уплаченной суммы (пп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

Органы и должностные лица представляют в налоговые органы всю необходимую информацию о совершении ими юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц в целях обеспечения правильности и прозрачности порядка уплаты государственной пошлины. Порядок информационного обмена определяется Министерством финансов РФ (ст. 333.42 НК РФ). Налоговые органы, в свою очередь, осуществляют контроль за правильностью фискальных процедур в отношении государственной пошлины.

Литература

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.12.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008).
  2. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 07.05.2007); (часть 2) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008).
  3. Беляев А. Судебные расходы бюджетных учреждений // Бюджетные орг.: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. N 11. С. 56 - 63.
  4. www. consultantplus. ru.
  5. www. minfin. ru.

Е.В.Боровикова

К. э. н.,

доцент

кафедры налогов и налогообложения

ВЗФЭИ,

доцент

кафедры "Налоги и налогообложение"

Московского городского университета

управления Правительства Москвы