Мудрый Экономист

Налогообложение водопользования

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 7, 2001

Плательщики

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством. В таблице приведены основные показатели, необходимые для расчета сумм платы за пользование водными объектами.

 N 
п/п
 Виды пользования
водными объектами
Нало- 
говая
база
  Ставка налога  
Льготы, установ- 
ленные федераль-
ным законода-
тельством
 1 
Забор воды из лю-
бого поверхност-
ного водного объ-
екта (кроме обо-
собленного, так
как пользователи
обособленных вод-
ных объектов
(замкнутых водое-
мов) не вносят
плату за пользо-
вание водными
объектами) для ее
использования в
производственном
или технологичес-
ком процессе и
для собственных,
хозяйственно -
бытовых и пить-
евых нужд
Объем 
заб-
ранной
воды
От 0,8 до        
3,3 руб./тыс.
куб. м - для
плательщиков,
осуществляющих
забор воды из
территориального
моря и внутренних
морских вод;
от 30,0 до 176,0
руб./тыс. куб. м
- для плательщи-
ков, осуществля-
ющих забор воды
из других
поверхностных
водных объектов
До 1 января      
2003 г. для водо-
пользователей:
осуществляющих
водоснабжение на-
селения, устанав-
ливается мини-
мальная ставка
платы для данного
бассейна и эконо-
мического регио-
на, но не более
30 руб. за 1 тыс.
куб. м;
эксплуатирующих
объекты теплоэ-
нергетики и атом-
ной энергетики с
использованием
прямоточной схемы
водоснабжения,
ставка платы ус-
танавливается в
размере 30% от
базовой;
добывающих драго-
ценные металлы,
ставка платы ус-
танавливается в
размере 30% от
базовой
 2 
Сброс сточных вод
Объем 
сбро-
шенной
воды
От 3,2 до        
27,0 руб./тыс.
куб. м
До 1 января      
2003 г. ставка
платы устанавли-
вается в размере
30% от базовой
для водопользова-
телей, осущест-
вляющих:
эксплуатацию объ-
ектов теплоэнер-
гетики и атомной
энергетики с ис-
пользованием пря-
моточной схемы
водоснабжения;
добычу драгоцен-
ных металлов
 3 
Гидроэнергетика  
Объем 
выра-
ботан-
ной
элек-
тро-
энер-
гии
От 0,5 до        
5,0 руб./тыс.
кВт ч
 4 
Использование ак-
ватории
Пло-  
щадь
зани-
маемой
аква-
тории
От 1,3 до        
7,3 руб./кв. км
 5 
Осуществление ле-
сосплава
Объем 
сплав-
ляемой
древе-
сины
От 320,0 до      
665,0 руб./тыс.
куб. м на каждые
100 км сплава

Минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.1998 N 818.

Не является объектом платы пользование водными объектами в целях:

забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

забора воды сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан;

забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, осуществляемого Министерством природных ресурсов Российской Федерации совместно с органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.1997 N 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково - съемочных работ;

осуществления спортивной охоты и любительского рыболовства, рекреации без применения сооружений;

осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;

осуществления организованной рекреации учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;

забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;

проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

использования водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот;

сброса дренажных, шахтных и карьерных вод в том случае, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.

Определение налоговой базы

В соответствии с основным документом в области пользования водными ресурсами (Водным кодексом Российской Федерации) сточные воды - это вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории. В других документах дается иное определение понятия "сточные воды".

Не утратили своей силы Государственные стандарты СССР, содержащие термины и определения основных понятий в той или иной области. Согласно преамбуле к Стандартам устанавливаемые термины обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе. ГОСТ 19185-73 "Гидротехника: основные понятия, термины и определения" дает следующие определения:

водозабор - это забор воды из водоема, водотока или подземного источника;

водозаборное сооружение - гидротехническое сооружение для забора воды в водовод из водоема, водотока или подземного водоисточника (принципиально важным для налогоплательщиков является определение места водозабора. От этого зависят величина налоговых ставок, возможность применения налоговых льгот, порядок расчетов и распределения платежей между бюджетами);

канализация - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод;

переброска стока - изменение природного направления стока рек с выводом его в другой водосборный бассейн при помощи гидротехнических сооружений (напомним, что согласно п.2 ст.2 Закона "О плате за пользование водными объектами" не признается объектом налогообложения забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков, т.е. переброска стока).

В ГОСТ 17.1.1.01-77 "Использование и охрана вод: основные термины и определения" дано понятие сточных вод. Это воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека. В соответствии с ГОСТ 25150-82 "Канализация: термины и определения" городские сточные воды - это смесь бытовых и промышленных сточных вод, допущенная к приему в городскую канализацию.

В Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, также содержится определение понятия "сточные воды". Это воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций). Иными словами, сточные воды являются результатом хозяйственной и производственной деятельности человека, т.е. они либо образуются в процессе удовлетворения нужд человека, либо являются результатом (отходом) процесса производства материальных благ, создания валового продукта. Поверхностные стоки (дождевые и талые воды), а также дренажные, шахтные и карьерные воды не выполняют ни той, ни другой функции. Поэтому, по нашему мнению, требования налоговых органов о включении в налогооблагаемую базу поверхностного стока, дренажных, шахтных и карьерных вод (последних при концентрации вредных веществ выше, чем в водоприемнике) не соответствуют действующему законодательству.

Лицензирование водопользования и его платность

Порядок получения лицензий на водопользование регулируется Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383.

Лицензия не требуется при осуществлении:

общего водопользования;

использования водных объектов для плавания на маломерных судах;

разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

водопользования для пожарных нужд;

забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков;

пользования обособленными водными объектами.

В лицензии определяются цели водопользования (например, питьевое и хозяйственно - бытовое водоснабжение, выработка электроэнергии, осуществление лесосплава, добыча полезных ископаемых, торфа, сапропеля), способы использования водного объекта (без изъятия или с изъятием воды) и лимиты водопользования.

Важно при получении лицензии установить лимит водопользования, т.е. предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса вод в водные объекты, выработки электроэнергии и других видов водопользования в течение определенного времени. Лимиты могут устанавливаться как годовые, так и помесячные. При этом руководствуются следующим:

если предприятие осуществляет водопользование в течение года, то территориальным органом управления водным фондом утверждается годовой лимит;

если предприятие имеет сезонный характер работы или водопользование не может осуществляться круглогодично в связи с климатическими условиями либо по какой-то другой причине, лимиты устанавливаются помесячные.

Для предприятий, осуществляющих круглогодичное водопользование, естественные изменения уровня (степени) водопользования, связанные с внутригодичными колебаниями объемов производства, не должны рассматриваться как требующие помесячного установления лимитов.

Лимитирование водопользования и расчет сумм водного налога не взаимосвязаны при заполнении налоговой декларации. Налоговая декларация заполняется помесячно, и в ней отражаются месячные показатели налоговой базы. Если для предприятия установлен помесячный лимит, то он и отражается в пунктах налоговой декларации за соответствующий месяц, предназначенных для записи лимита, если же годовой, то на протяжении года налогоплательщик указывает годовой лимит и лишь по итогам календарного года можно делать выводы о наличии сверхлимитного водопользования. Разделения установленного органами управления и охраны водного фонда годового лимита в целях налогообложения на месячные показатели или разделение общего лимита по разным источникам водоснабжения, если они имеются, не должно быть.

Согласно Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) от 08.10.1998 N 223 "О выполнении Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 1998 г. N 818" территориальные подразделения Управления государственным водным фондом должны обеспечить ежегодное представление в Управление экономики природопользования МПР России сведений по расчету поступлений в бюджет средств от платы за пользование водными объектами.

В качестве исходных данных для расчета территориальными управлениями используются данные формы 2-тп (водхоз), которую по объемам забранной из водного объекта и сброшенной в водный объект воды заполняют все водопользователи. Такой способ контроля является дополнительным к условиям, зафиксированным в лицензии, но он не лишен недостатков. Это связано с требованиями по заполнению формы 2-тп (водхоз):

данные за ноябрь - декабрь проставляются не фактические, а ожидаемые;

предприятия, осуществляющие межбассейновую переброску стока, показывают в форме объемы перекачанной воды как объемы изъятой (напомним, что переброска стока не является объектом налогообложения);

сброс сточной воды показывается только в поверхностные водные объекты (например, не выделяется сброс шахтной воды в скважины).

Территориальные органы МПР России, составляя свод по предприятиям - водопользователям на основании данных форм 2-тп (водхоз) и сведений, полученных при оформлении лицензий от предприятий, выделяют категории предприятий - налогоплательщиков в соответствии с классификацией, установленной Законом "О плате за пользование водными объектами". К сожалению, согласно Приказу МПР России N 223 при распределении сумм платы между бюджетами не учитывается возникающая в ряде случаев необходимость зачисления сумм платы по месту государственной регистрации предприятия и ее последующего распределения в соответствии с бассейновым соглашением. Поэтому налоговая инспекция, опираясь на сведения, полученные из органов МПР России, может посчитать, что в регионе занижаются объемы налоговых платежей.

При расчете налогооблагаемых объемов забора воды на основании Приказа МПР России N 223 территориальные органы МПР России могут исключать потери воды при ее транспортировке пропорционально удельному весу забора воды. Это положение не нашло отражения в Инструкции Госналогслужбы России от 12.08.1998 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" (далее - Инструкция N 46). По нашему мнению, налогоплательщики могут уменьшить налогооблагаемую базу только при транспортировке воды по открытому каналу, где имеют место испарение и просачивание воды в грунт. В данном случае потери воды могут быть определены расчетным путем. Необходимо отметить, что налоговая служба, обычно требующая точного учета, в данном случае признает применение косвенных методов расчета расхода воды при отсутствии водоизмерительных приборов, например согласно п.16 Инструкции N 46 можно определять объемы расхода воды по времени работы технологического оборудования, объему выпуска продукции и нормам водопотребления.

N 8, 2001)

О.Скрябина

К.э.н.