Мудрый Экономист

Налоговый паспорт региона проходит апробацию

"Налоговый вестник", N 7, 2000

МНС России завершает доработку проекта Налогового паспорта региона с учетом замечаний и предложений, внесенных большинством управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, руководителями и сотрудниками администраций субъектов Российской Федерации, ФСНП России, Минфина России, Госкомстата России, Счетной палаты Российской Федерации и Рейтингового агентства "Эксперт - РА".

Самым тщательным образом рассмотрены статьи, опубликованные в журнале "Налоговый вестник" под рубрикой "Обсуждаем Налоговый паспорт региона".

В поступивших материалах отмечается важность поставленной МНС России задачи, состоящей в наиболее объективном определении налоговой базы регионов Российской Федерации, и в целях проведения рациональной единой налоговой политики поддерживается предложение МНС России о внедрении Налоговых паспортов регионов в практику.

Все предложения, направленные на совершенствование состава показателей Налогового паспорта региона, изучены специалистами МНС России. В ранее разработанный проект внесены соответствующие изменения и дополнения.

Вместе с тем для подготовки окончательного варианта руководством МНС России принято решение осуществить следующие работы:

  1. разработать "Указания по порядку заполнения и применения Налогового паспорта региона" (далее - Указания);
  2. организовать апробацию проекта Налогового паспорта региона и Указаний в шести субъектах Российской Федерации;
  3. сформировать программно - информационный комплекс по составлению Налогового паспорта региона;
  4. после доработки по результатам апробации состава показателей представить Налоговый паспорт региона и Указания на рассмотрение коллегии МНС России.

Во исполнение принятого решения в мае с.г. была завершена разработка проекта Указаний, а также Программы апробации Налогового паспорта региона.

Основная цель проведения апробации Налогового паспорта региона - контрольное заполнение показателей Налогового паспорта региона за 1998 и 1999 гг. на основе реальной налоговой, статистической и другой информации, имеющейся в управлениях МНС России по субъектам Российской Федерации. Кроме этого, в ходе апробации предусматривается:

проследить слаженность технологической цепочки получения информации управлениями МНС России от местных налоговых органов, а также ряда территориальных органов, владеющих информацией, необходимой для заполнения показателей, предусмотренных паспортом;

выявить возможность эффективного взаимодействия этих органов с управлениями МНС России при проведении работы по составлению Налогового паспорта региона.

Апробацию проекта Налогового паспорта региона решено было проводить в управлениях МНС России по следующим субъектам Российской Федерации: г. Санкт - Петербургу, Волгоградской, Ленинградской, Московской, Нижегородской и Тюменской областям.

В мае с.г. проекты Налогового паспорта региона, Указаний и Программы апробации были направлены в указанные управления МНС России по субъектам Российской Федерации. Как и прежде, этот документ включает титульный лист и семь основных разделов:

Раздел 1. Общая характеристика региона

Раздел 2. Основные показатели, используемые для расчета налоговой базы

Раздел 3. Выпадающие доходы

Раздел 4. Финансово - кредитные учреждения

Раздел 5. Структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики

Раздел 6. Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему

Раздел 7. Основные показатели налоговой нагрузки

В ходе проведения апробации заполнение показателей паспорта должно осуществляться в соответствии с разработанным проектом Указаний, которыми, в частности, определено, что Налоговый паспорт региона является сводным документом и содержит систему показателей, комплексно характеризующих особенности экономического развития, налоговый потенциал и налоговую нагрузку региона и предназначен для прогнозирования поступлений налогов и сборов в бюджетную систему. Паспорт составляется по каждому субъекту Российской Федерации.

В результате проведенной работы по совершенствованию системы показателей, содержащихся в Налоговом паспорте региона, на основании поступивших предложений и замечаний из проекта паспорта были исключены неактуальные показатели. Вместе с тем по просьбе Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, руководителей администраций субъектов Российской Федерации в проект Налогового паспорта региона были введены дополнительно отдельные показатели или целые подразделы, позволяющие более полно и объективно оценивать налоговый потенциал региона, а также уточнена редакция некоторых показателей.

В Раздел 1 "Общая характеристика региона", содержащий обобщенные сводные показатели, характеризующие трудовой и производственный потенциал субъекта Российской Федерации, а также сведения о его особенностях, введены такие показатели, как "общая численность безработных"; "уровень безработицы"; "среднемесячная заработная плата"; "удельный вес государственных и муниципальных унитарных предприятий в общем количестве предприятий"; "тип свободной экономической зоны (таможенная, торговая и др.)"; "действующие границы свободной экономической зоны (субъект, город, район)" и ряд других.

В целях одинакового понимания смыслового содержания показателей в Указаниях приводится их методологическое толкование, разработанное Госкомстатом России.

В Раздел 2 "Основные показатели, используемые для расчета налоговой базы", содержащий стоимостные показатели, а также данные о реализации подакцизной продукции, используемые для расчета налоговой базы региона, включены показатели: "индекс ВРП к предыдущему году"; "индекс потребительских цен к предыдущему году"; "сумма убытка по убыточным предприятиям"; "стоимость реализованных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС"; "среднегодовая стоимость имущества предприятий"; "площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности" (в том числе земли городов и поселков, земли сельскохозяйственного назначения); "стоимость добычи общераспространенных полезных ископаемых"; "стоимость добычи других полезных ископаемых".

В Раздел 3 "Выпадающие доходы", характеризующий выпадающие доходы, образовавшиеся в связи с предоставленными отсрочками и рассрочками платежей, наложением ареста на имущество должников, ликвидацией предприятий и организаций и другими причинами, введено разделение выпадающих доходов по видам бюджетов: федеральному и бюджету территорий. Кроме этого, дополнительно включен показатель "платежи, по которым наложен арест на имущество".

В Раздел 4 "Финансово - кредитные учреждения", показатели которого характеризуют работу финансово - кредитных учреждений региона по перечислению платежей в бюджет и их количество, с выделением банков, у которых отозваны лицензии, введены показатели: "количество филиалов коммерческих банков в регионе" (в том числе головная контора которых находится в данном регионе и головная контора которых находится в другом регионе); "количество ликвидированных финансово - кредитных учреждений" (в том числе региональных коммерческих банков и филиалов финансово - кредитных учреждений, головная контора которых находится в другом регионе).

В Раздел 5 "Структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики", отражающий налоговую нагрузку и собираемость налогов и сборов в разрезе отраслей экономики, включены "показатели налоговой нагрузки по поступлению" и "коэффициент собираемости" для федерального бюджета. Кроме этого, из отрасли "Топливная промышленность" выделены следующие подотрасли: "нефтедобывающая промышленность", "нефтеперерабатывающая промышленность" и "газовая промышленность".

По просьбе ряда управлений МНС России по субъектам Российской Федерации в Указаниях дается следующий алгоритм расчета показателя "коэффициент собираемости" по отраслям экономики.

"Показатель "коэффициент собираемости" характеризует эффективность работы налоговых органов региона по мобилизации налогов и сборов в консолидированный бюджет, указывается в процентах и определяется как отношение поступивших в консолидированный или федеральный бюджеты налогов и сборов к начисленным налогам и сборам по соответствующим уровням бюджетов, умноженное на 100.

Для того чтобы в полном объеме учесть те начисления, которые должны были погаситься в отчетном периоде, необходимо начисления рассматривать как сумму фактических поступлений и прирост недоимки за рассматриваемый период".

Однако при расчете обобщенных показателей собираемости следует учитывать, что в лицевом счете налогоплательщика текущие начисления производятся не по всем налогам и платежам, что приводит к "занижению" начислений и "завышению" показателя собираемости. Поэтому расчет коэффициента собираемости целесообразно производить по отдельным видам налогов, а общий коэффициент собираемости рассчитать только по совокупности тех налогов, которые имеют начисления.

В Раздел 6 "Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему", в котором содержатся показатели задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему, как в целом, так и по ее компонентам: недоимки и отсроченных (рассроченных) платежей в разрезе отдельных основных видов налогов (налога на прибыль, НДС, а также акцизов), - введены показатели: "платежи за пользование природными ресурсами" (по всем видам задолженности); "задолженность по платежам в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды". Кроме этого, по всем видам задолженности выделено "в том числе в территориальный бюджет".

Дополнительно введен Раздел 6.1 "Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему по основным отраслям экономики", показатели которого отражают задолженность в бюджетную систему в разрезе отраслей экономики по налоговым платежам и другим доходам в консолидированный и федеральный бюджеты, с выделением "недоимки" и "отсроченных платежей".

В Разделе 7 "Основные показатели налоговой нагрузки", являющемся основополагающим для расчета совокупного дохода региона, его налогового потенциала и содержащем информацию в разрезе всех налогов, контролируемых налоговыми органами - о начислении, поступлении, уровне собираемости и налоговой нагрузке относительно валового регионального продукта, как по начислению, так и по поступлению, выделено "поступление налогов и сборов в территориальный бюджет"; "коэффициент собираемости в федеральный бюджет"; "налоговая нагрузка по поступлению в федеральный и территориальный бюджеты".

Также введен подраздел 2 "Поступление платежей в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды". В указанном подразделе из показателя "Дорожные фонды" выделены: "налог на пользователей автомобильных дорог"; "налог на реализацию ГСМ"; "налог с владельцев транспортных средств"; "налог на приобретение автомобильных средств". Включены дополнительно начисления и поступления в Экологический фонд, Государственный фонд по борьбе с преступностью, Государственный фонд занятости, Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального развития.

Для контрольного заполнения показателей паспорта рекомендуется использовать:

Для удобства заполнения паспорта в Указаниях и таблицах паспорта делается ссылка на соответствующие показатели, содержащиеся в формах налоговой отчетности, утвержденных МНС России на 2000 г. В этой связи следует иметь в виду, что наименование некоторых показателей паспорта и их коды могут не совпадать с редакцией показателей, содержащихся в формах, утвержденных на 1998 или 1999 гг.

После контрольного заполнения показателей проекта паспорта составляется справка о результатах, в которой указываются:

Справка о результатах проведения апробации проекта Налогового паспорта региона за подписью руководителя Управления МНС России по субъекту Российской Федерации направляется в Департамент экономического анализа и планирования налоговых поступлений МНС России.

К справке прилагается заполненный в ходе апробации Налоговый паспорт региона.

Полученные материалы будут тщательно изучены и проанализированы специалистами центрального аппарата Министерства.

В.П.Золотарев

Советник налоговой службы

II ранга