Мудрый Экономист

О подоходном налоге с физических лиц

"Аудиторские ведомости", N 1, 2000

Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" был принят 7 декабря 1991 г. За 8 лет после принятия этого закона в него были внесены изменения и дополнения 20 федеральными законами. Последним таким законом является Федеральный закон от 25.11.1999 N 207-ФЗ, который опубликован в "Российской газете" 2 декабря 1999 г. (N 239). Он вступает в силу с 1 января 2000 г. и направлен на снижение налогового бремени с физических лиц.

Так, не будут включаться в совокупный годовой доход следующие выплаты:

суммы материальной помощи пострадавшим от террористических актов на территории России (независимо от размеров и источников выплаты);

суммы единовременной денежной помощи, выплачиваемой в 2000 г. инвалидам и участникам ВОВ, а также родителям, женам (мужьям) военнослужащих, погибших при защите СССР и Российской Федерации, и инвалидам с детства вследствие ВОВ 1941 - 1945 гг.;

суммы международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в науке, технике, литературе, образовании, культуре и искусстве по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.

Кроме того, для определения размеров вычетов из совокупного годового дохода в сумме кратности минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) физическому лицу как необлагаемых минимума для него и возмещений расходов на содержание детей и иждивенцев увеличен критерий - сумма годового дохода:

при годовом доходе до 15 тыс. руб. в год будут ежемесячно производиться вычеты на самого налогоплательщика, каждого ребенка и иждивенца в сумме, равной двум размерам ММОТ (ранее - до 10 тыс. руб. в год);

при годовом доходе от 15 до 50 тыс. руб. в год - в размере одного ММОТ (ранее - до 30 тыс. руб. в год);

при годовом доходе свыше 50 тыс. руб. в год вычеты не будут производиться (ранее - свыше 30 тыс. руб. в год).

Сегодня минимальная месячная оплата труда определена в сумме 83 руб. 49 коп. (Федеральный закон от 09.01.1997 N 6-ФЗ).

Вдовы, вдовцы, одинокие матери при получении доходов в указанных выше размерах имеют право на соответствующие вычеты на детей и иждивенцев в удвоенном размере. При годовом доходе в сумме до 15 тыс. руб. у них вычет в месяц на каждого ребенка составит сумму, равную 4 ММОТ, а при доходе от 15 тыс. руб. до 50 тыс. руб. вычет составит 2 ММОТ.

Эта норма будет применяться в следующем порядке.

Например, физическое лицо, имеющее 2 детей, в январе - мае 2000 г. получило доход в сумме 10 тыс. руб. (по 2 тыс. руб. в месяц), включая суммы коэффициентов и надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и материальных выгод. Учитывая, что указанная сумма не превышает 15 тыс. руб., ему ежемесячно будут производиться вычеты для целей исчисления подоходного налога в размере: на него самого по 2 размера ММОТ и на 2 детей 4 размера ММОТ. Всего 6 размеров ММОТ в месяц, или по 500 руб. 94 коп. (83,49 х 6), а за пять месяцев его доход будет уменьшен на 2504 руб. 70 коп.

В июне 2000 г. физическое лицо получило доход 6 тыс. руб., в июле - октябре - доход в сумме 8 тыс. руб. Таким образом, за январь - октябрь общая сумма дохода составила 24 тыс. руб.

В ноябре физическое лицо получило 27 тыс. руб. дохода, а общая сумма дохода за январь - ноябрь составила 51 тыс. руб.

Учитывая, что в июне общая сумма дохода за январь - июнь составила 16 тыс. руб., или более 15 тыс. руб. в год, физическому лицу с июня будут предоставляться вычеты по одному размеру ММОТ на него и на 2 детей, т.е. по 250 руб. 47 коп. в месяц, и до октября включительно, т.е. всего за июнь - октябрь вычеты составят 1252 руб. 35 коп. За ноябрь и декабрь этому лицу вычеты предоставляться не будут. За эти месяцы физическое лицо получило доход в сумме 4 тыс. руб.

Итак, наше физическое лицо за 2000 г. получило доход 55 тыс. руб., и ему будут предоставлены вычеты на него и 2 детей в сумме 3757 руб. 05 коп. (2504,70 + 1252,35).

Для предоставления указанных вычетов совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, определяется с учетом суммы коэффициентов и надбавок за стаж работы, выплачиваемых в соответствии с законодательством за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных, пустынных и безводных районах и других местностях с тяжелыми климатическими условиями; суммы материальной выгоды по процентам по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, по страховым выплатам, а также других доходов.

Доходы, которые в целях налогообложения не включаются в совокупный облагаемый доход, и документально подтвержденные расходы, произведенные гражданами (кроме лиц, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации), непосредственно связанные с извлечением дохода от выполнения работ (услуг) по договорам гражданско - правового характера, не включаются в совокупный доход для предоставления названных вычетов. И наоборот, вычеты и льготы по суммам, направленным на благотворительность, добровольное противопожарное страхование, строительство и приобретение жилья, добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов в депутаты (в размере, соответствующем 10-, 15-, 5- и 7-кратной ММОТ), а также льготы, утвержденные законодательством субъектов Российской Федерации, при определении суммы дохода для предоставления указанных вычетов учитываться не будут.

Уточнен порядок определения предельной суммы расходов, направленной на указанные цели для уменьшения налогооблагаемой суммы совокупного годового дохода. Эта сумма с 2000 г. будет определяться как 5000-кратный размер ММОТ за три года подряд с момента приобретения или начала строительства жилья.

С 1 января 2000 г. изменена шкала ставок налога.

Ниже приведена шкала ставок подоходного налога, которая действовала в 1999 г.

 Размер совокупного  
облагаемого дохода,
полученного
в календарном году
   Ставка налога     
в федеральный
бюджет, %
  Ставка налога в   
бюджеты
субъектов
Российской Федерации
До 30 000 руб.       
          3          
         9%         
От 30 001 до         
60 000 руб.
          3          
2 700 руб. + 12% с  
суммы, превышающей
30 000 руб.
От 60 001 до         
90 000 руб.
          3          
6 300 руб. + 17% с  
суммы, превышающей
60 000 руб.
От 90 001 до         
150 000 руб.
          3          
11 400 руб. + 22% с 
суммы, превышающей
90 000 руб.
От 150 001 до        
300 000 руб.
          3          
24 600 руб. + 32% с 
суммы, превышающей
150 000 руб.
От 300 001 руб. и    
выше
          3          
72 600 руб. + 42% с 
суммы, превышающей
300 000 руб.

Новый закон установил следующую шкалу ставок, которая затронет интересы 80 млн человек.

      Сумма совокупного       
годового облагаемого дохода
         Ставка налога           
До 50 000 руб.                
               12%               
От 50 001 руб. до 150 000 руб.
6 000 руб. + 20% с суммы дохода, 
превышающей 50 000 руб.
От 150 001 руб. и выше        
26 000 руб. + 30% с суммы        
дохода, превышающей 150 000 руб.

Приведем несколько примеров.

    Сумма   
совокупного
годового
облагаемого
налогом
дохода, руб.
Сумма налога по
шкале ставок,
руб.
Процент изъятия
налога по годам
 Уменьшение налога 
в 2000 г. по
сравнению с 1999 г.
1999 г.
2000 г.
1999 г.
2000 г.
 сумма, 
руб.
   %  к   
налогу за
1999 г.
   49 999   
  6 598
  5 999
  13,2 
  12,0 
    -599
   -9,0   
  149 999   
 29 098
 25 999
  19,4 
  13,7 
  -3 099
  -10,0   
  299 999   
 81 598
 70 999
  27,2 
  23,7 
 -10 599
  -12,0   
  400 000   
126 600
101 000
  31,7 
  25,3 
 -25 600
  -20,0   

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

  1. Чем больше сумма дохода, тем меньше налоговая нагрузка и больше выгода налогоплательщика.
  2. Появляется побудительный мотив к получению все большего дохода, а это увеличивает суммы подоходного налога, поступающего в бюджет.
  3. Уменьшается зона риска, что способствует более полному предъявлению к налогообложению действительных сумм, полученных доходов.
  4. По сравнению с 1999 г. в 2000 г. в два раза уменьшается физическая нагрузка на должностных лиц, занимающихся исчислением подоходного налога, так как они не будут делать расчеты налога по ставке 3% в федеральный бюджет.

Следует также спрогнозировать на экспертной основе последствия изменений и дополнений, вносимых последним Федеральным законом для консолидированного бюджета 2000 г.

Ниже приведена динамика поступлений в бюджет подоходного налога за 1992 - 1999 гг.

млн руб.

   Год   
Поступления,
млн руб.
Темп роста,
%
   Удельный вес подоходного  
налога в общих налоговых
поступлениях в бюджет, %
  1995   
  36 712,2  
   209,1   
            10,3             
  1996   
  56 717,8  
   154,5   
            11,9             
  1997   
  73 971,6  
   130,4   
            12,6             
  1998   
  71 700,5  
    97,0   
            13,8             
  1999   
(10 мес.)
  86 280,2  
   164,3   
            13,3             

Как видно из приведенных данных, рост поступлений в бюджет подоходного налога имеет устойчивую тенденцию, хотя темпы его постепенно снижаются. Ежегодно растет удельный вес сумм подоходного налога в общей сумме доходов в бюджете. Эта тенденция сохранялась и в те годы, когда снижались ставки налога, повышались суммы доходов, с которых налог взимался по минимальным ставкам, и повышались эти суммы - по максимальной ставке налога.

Автор полагает, что с учетом сформулированных выводов в 2000 г. сумма поступления подоходного налога в бюджет не только не снизится, но должна возрасти по сравнению с 1999 г.

М.П.Сокол

Государственный советник

налоговой службы II ранга