Мудрый Экономист

Использование нематериальных активов на коммерческих предприятиях

"Финансы", N 3, 2000

До недавнего времени в нашей стране отсутствовало такое понятие, как нематериальные активы, и лишь с развитием рыночных отношений оно не только вошло в экономическую теорию, но и стало применяться на практике.

Понятие нематериальных активов дано в п.48 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Согласно данному Положению "к нематериальным активам, используемым в течение длительного периода (свыше одного года) и приносящим доход, относятся права, возникающие:

Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы".

Из данного определения можно выделить основные юридические и экономические критерии, в соответствии с которыми объекты могут быть отнесены к категории нематериальных активов:

а) юридические:

б) экономические:

Особенность нематериальных активов состоит в том, что они используются предприятием в хозяйственной деятельности с целью извлечения дохода в течение длительного периода времени (свыше одного года), и они не имеют вещественно - натуральной формы.

Так дело обстоит в теории. На практике при использовании нематериальных активов предприятия сталкиваются с рядом проблем.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся вопросы, которые возникают у руководителей предприятий и у финансовых служб в связи с нематериальными активами.

Одна из проблем связана с возможностью внесения учредителем предприятия в качестве вклада в уставный капитал "ноу - хау" или иной интеллектуальной собственности.

Согласно п.6 ст.66 Гражданского кодекса РФ вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Таким образом, вкладом учредителя в уставный капитал общества могут быть исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые в российском законодательстве получили обобщающее название "интеллектуальная собственность". Однако на практике существуют сложности, связанные с формированием уставного капитала интеллектуальной собственностью. Согласно принятому Пленумом Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ Постановлению от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" "вкладом в уставный капитал не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права,включая программу для ЭВМ и т.п.) или "ноу - хау", поскольку в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества могут вноситься имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Поэтому в качестве вклада может быть признано только право пользования таким объектом, передаваемое обществу или товариществу в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством". При этом согласно действующему законодательству лицензионный договор, а также договор об уступке товарного знака регистрируются в Патентном ведомстве и без этой регистрации они считаются недействительными.

Другой вопрос касается оформления договорных отношений с авторами изданий и возникновения либо невозникновения в этой связи объекта нематериальных активов на предприятии.

Для приобретения авторского произведения могут быть использованы различные виды гражданско - правовых сделок: а) авторский договор заказа на создание авторского произведения, б) авторский договор об использовании произведения, в) авторский договор о распространении экземпляров произведения, г) договор купли - продажи экземпляра произведения, д) договор аренды экземпляра произведения. Различие между названными видами гражданско - правовых сделок заключается в том, что предметом авторских договоров являются авторские права на произведения, а предметом купли - продажи и аренды - единичный экземпляр авторского произведения.

В соответствии с Законом РФ от 09.07.1993 "Об авторском праве и смежных правах" объектами авторского права, в частности, являются: литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально - драматические произведения, сценарные произведения; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, дизайна, комиксы и другие произведения изобразительного искусства.

Также в вышеназванном Законе предусмотрена возможность распространения произведения путем продажи и сдачи в прокат (предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды). В этом случае предприятием может быть заключен договор купли - продажи или договор аренды, предметом которых являются материальный объект - экземпляр авторского произведения, который в свою очередь не относится к объектам нематериальных активов. По договору купли - продажи рукописи и т.п. предприятие может приобрести у автора один или несколько экземпляров произведения без права его опубликования каким-либо способом (за исключением случаев, предусмотренных ст.19 Закона "Об авторском праве и смежных правах"). По договору аренды экземпляр произведения на материальном носителе (бумаге, дискете и др.) передается предприятию в пользование на определенный срок. Арендатор не имеет права распространять произведение или использовать его в иных целях и иным способом, не указанным в договоре.

Также заслуживает внимания проблема определения способности тех или иных нематериальных активов приносить доход предприятию.

В зарубежной практике способность приносить доход является неотъемлемой сущностной чертой активов предприятия. Если то или иное имущество потеряло данную способность, оно исключается из состава активов. Бухгалтеру предприятия должно быть предоставлено право определения момента, с которого тот или иной вид имущества, включая нематериальные активы, перестает быть собственно активом, то есть приносить выгоду, и поэтому должен быть списан с баланса или ликвидирован.

Теперь немного о товарных знаках. В соответствии с Законом РФ от 23.09.1992 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право по лицензионному договору предоставлено. Российские предприятия могут приобретать право пользования товарным знаком у его владельца по лицензионному договору или по договору об уступке товарного знака, которые в обязательном порядке регистрируются в ведомстве по Правилам регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака. В этой связи необходимо разобраться: за счет каких источников финансируются расходы на приобретение права пользования товарным знаком.

На практике возможны две хозяйственные ситуации. В одном случае в лицензионном договоре определяется фиксированная стоимость права пользования товарным знаком и тогда согласно п.48 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ - это объект нематериальных активов. При этом п.4.23.1 Инструкции о порядке заполнения форм головой бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 12.11.1996, предусмотрено, что "стоимость перечисленных прав (кроме расходов по созданию организации, признанных в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал, товарных знаков и знаков обслуживания) переносится на издержки производства или обращения..."

Таким образом, получается, что товарные знаки и знаки обслуживания не амортизируются и не включаются в себестоимость продукции. Следовательно, источником финансирования данных расходов могут быть собственные средства предприятия. Данная ситуация рассмотрена в Письме Минфина России от 27.06.1997. В другом случае в лицензионном договоре могут быть определены размер и периодичность регулярных лицензионных платежей за право пользования товарным знаком, и в соответствии с п.3.2 вышеназванной Инструкции "в издержки производства (обращения) по элементу "Прочие затраты" включаются платежи за полученную лицензию на право пользования патентом, "ноу - хау" и т.п., производимые в виде лицензионных платежей, исчисляемых и уплачиваемых в порядке и сроки, установленные договором". Данная ситуация разъяснена в Письме Минфина России от 30.01.1998: "периодические лицензионные платежи, предусмотренные договором о предоставлении пользователю исключительных прав по использованию товарного знака и "ноу - хау", подлежат отнесению на затраты по производству продукции как расходы, обусловливающие технологию производства и товарный вид выпускаемой продукции".

Ю.А.Панфилова

Аудитор ЗАО "Траст - аудит"

Применение налога на добавленную стоимость предприятиями оптовой торговли
 
Внедрение системы персонифицированного учета страховых взносов в московской области