Мудрый Экономист

Обзор наиболее существенных изменений и дополнений, внесенных в налоговый кодекс Российской Федерации

"Налоговый вестник", N 12, 1999

N 11, 1999) Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг.

  1. Изменения, коснувшиеся термина "реализация товаров (работ, услуг)", лишь на первый взгляд выглядят чисто редакционными. Так, в отличие от предыдущей редакции, безвозмездное оказание услуг одним лицом другому лицу уже не рассматривается как безусловная реализация услуг.

Однако самым главным представляется следующий аспект. Рассматриваемая норма содержит оговорку, согласно которой в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), безвозмездная передача права собственности на товар, безвозмездное выполнение работ и безвозмездное оказание услуг рассматриваются как реализация соответственно товаров, работ или услуг. Ни одно из положений НК РФ не предусматривает таких случаев.

В связи с этим до недавнего времени пп."в" п.2 ст.3 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (включение в объект налогообложения оборотов по передаче товаров (работ, услуг) другим организациям и физическим лицам безвозмездно) рассматривался как противоречащий п.1 ст.39 НК РФ и не подлежал применению согласно ст.7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

С 14 июля 1999 г. вступили в силу изменения во Вводный закон, согласно которым до введения в действие части второй НК РФ ссылки в ст.39 на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты отдельных налогов (включая Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость"). Следовательно, начиная с 14 июля 1999 г., безвозмездная передача права собственности на товары, безвозмездное выполнение работ и безвозмездное оказание услуг вновь порождают объект, облагаемый НДС.

  1. Вместе с тем в п.3 ст.39 НК РФ расширен перечень операций, не рассматриваемых как реализация товаров (работ, услуг). Так, не является реализацией имущества его передача некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (пп.3 п.3 НК РФ). Замысел, который преследовал законодатель при установлении данной нормы, вполне понятен и едва ли может вызвать возражения. Однако при ее применении в целях налогообложения могут возникнуть некоторые сложности. Во-первых, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не делит уставную деятельность некоммерческих организаций на основную и неосновную. Во-вторых, п.3 ст.582 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) хотя и позволяет жертвователю обусловить безвозмездную передачу имущества некоммерческой организации (пожертвование) использованием этого имущества по определенному назначению, но не гарантирует исполнения этого условия некоммерческой организацией. В этом случае возникновение у жертвователя объекта налогообложения зависит от добросовестности его контрагента, что представляется не вполне разумным.

Подпункт 5 (ранее пп.4) и пп.6 (ранее пп.5) п.3 ст.39 НК РФ по-прежнему не рассматривают как реализацию отдельные случаи передачи имущества участнику хозяйственного общества или товарищества, а также участнику договора простого товарищества. Однако внесенные в данную норму изменения требуют, чтобы стоимость передаваемого имущества не превышала сумму первоначального взноса.

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

  1. Пункт 2 данной статьи расширяет полномочия налоговых органов в части проверок правильности применения цен по сделкам. Отныне эти полномочия распространены на внешнеторговые сделки.
  2. Новая редакция пп.4 (ранее пп.3) п.2 ст.40 НК РФ также предоставляет налоговым органам дополнительные возможности: проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении их от обычного уровня цен более чем на 20% (а не на 30%, как ранее) в пределах непродолжительного периода времени. К сожалению, законодатель не смог решить проблему субъективного толкования понятия "непродолжительный период времени", в связи с чем данная норма по-прежнему является предметом критики всех основных участников налоговых отношений.
  3. Аналогичное изменение коснулось п.3 данной статьи. Кроме того, в указанный пункт включены практически все положения, ранее входившие в п.10 этой же статьи, подлежащие учету при применении налоговым органом рыночных цен. Данное обстоятельство обусловило исключение п.10 из статьи и соответственно перенумерацию пунктов.
  4. Изменения, внесенные в п.11 (ранее п.12), ограничили круг источников информации, используемых при определении и признании рыночной цены товара (работы, услуги), исключив из этих источников информационную базу органов государственной власти и местного самоуправления, а также информацию, предоставляемую налоговым органам налогоплательщиками.
  5. Дополнительно введенный в ст.40 НК РФ п.13 исключает применение рыночных цен в случае реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

М.С.Мухин

Начальник отдела

оперативного документирования

налоговых правонарушений

Управления ФСНП России

по Санкт - Петербургу

А.Н.Миронин

Начальник правового отдела

С.В.Земляченко

Специалист I категории

правового отдела

Определение цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения
 
Статья 40 налогового кодекса и кредитный договор