Мудрый Экономист

Бухгалтерские услуги в работе аудиторской фирмы

"Бухгалтерский учет", N 12, 1999

В соответствии с действующим законодательством аудиторы и аудиторские фирмы, кроме проверок, могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению декларации о доходах и бухгалтерской отчетности, подготовке расчетов по налогам, анализу хозяйственно - финансовой деятельности и т.п.

Практика показывает, что бухгалтерские услуги обычно занимают небольшой удельный вес в структуре услуг, оказываемых аудиторскими компаниями своим клиентам. Основное внимание они уделяют аудиту, так как считается, что это более доходный вид предпринимательства, а бухгалтерские услуги рассматриваются как сопутствующие аудиту.

Практика работы показывает, что услуги по ведению бухгалтерского учета востребованы клиентами и спрос на них постоянно растет.

Сама идея передачи части функций или работ предприятия на подряд сторонним организациям не нова и называется аутсорсингом, т.е. передачей стороннему подрядчику некоторых бизнес - функций или частей бизнес - процесса компании. Во всем мире аутсорсинг получил широкое распространение в таких областях, как информационные технологии, обслуживание вычислительных центров, планирование и системная интеграция, юридическое и финансовое обеспечение и т.д.

Ведение бухгалтерского учета специализированной компанией получило широкое распространение во всем мире и полностью укладывается в классическую схему аутсорсинга. В нашей стране ведение учета было традиционно возложено на главного бухгалтера, поэтому специализированные бухгалтерские фирмы пока не получили широкого распространения.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Таким образом, в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" прямо указано на возможность ведения бухгалтерского учета специализированными организациями, к которым относятся прежде всего аудиторские фирмы.

Что касается оформления и подписи первичных документов, то в соответствии с тем же законом перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером, а документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписывают руководитель организации и главный бухгалтер или уполномоченные лица.

Может ли представитель аудиторской компании, ведущей бухгалтерский учет на предприятии, подписывать платежные и денежные документы, на которых обязательна подпись главного бухгалтера? Можно ответить однозначно: да, может. Для этого руководитель организации уполномочивает специалиста аудиторской фирмы подписывать денежные документы своей компании. Такое право оформляется доверенностью, которая заверяется подписью нотариуса. Кроме того, обязанность специалиста аудиторской фирмы подписывать денежные документы организации предусматривается также в договоре на бухгалтерское обслуживание, который заключается между организацией и аудиторской фирмой.

В ряде случаев (это специально оговаривается в контракте) специалист аудиторской фирмы, ведущей учет на предприятии, не подписывает денежные документы. Директор предприятия назначает на должность бухгалтера (главного бухгалтера) сотрудника, который часто лишь формально осуществляет функцию подписи.

По нашему мнению, та или иная схема подписи документов зависит от директора, так как ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет именно он.

Во всех случаях бухгалтерскую отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведет специализированная организация, подписывают руководитель организации и руководитель специализированной компании либо бухгалтер - специалист, ведущий бухгалтерский учет. При этом представитель аудиторской компании, ведущий учет и подписывающий бухгалтерскую отчетность, должен иметь аттестат профессионального бухгалтера.

Система взаимоотношений предприятие - аудиторская фирма строится следующим образом. Аудиторская фирма назначает специалиста, который будет вести бухгалтерский учет на предприятии. Специалист посещает предприятие один - два раза в неделю (или по мере необходимости) и проверяет первичные документы, делает бухгалтерские записи, рассчитывает заработную плату, составляет расчеты по налогам, бухгалтерскую и налоговую отчетность и т.д. Предприятие оформляет доверенность на специалиста аудиторской фирмы (в случае его подписи денежных документов), а также назначает работника (учетного работника), ответственного за оформление и сбор первичных документов для представления их специалисту аудиторской фирмы.

Предприятие выполняет всю техническую работу по сдаче отчетности в налоговые органы, органы статистики, социальные фонды, доставляет документы в банк и из банка.

При этом важно правильно распределить обязанности. Специалист бухгалтерской фирмы не должен отвлекаться на техническую работу, связанную с оформлением документов, а выполнять именно функции главного бухгалтера - составлять отчетность и рассчитывать налоги. Конечно, может потребоваться некоторое время на обучение учетного работника компании правильно составлять первичные документы (счета, накладные, акты, платежные и кассовые документы). Как правило, это не занимает много времени.

Задача учетного работника компании - составление, сбор и хранение первичных бухгалтерских документов компании (первый уровень учета). Главной же задачей специалиста бухгалтерской (аудиторской) фирмы является обработка этих документов и составление на их базе бухгалтерской и налоговой отчетности (второй уровень учета).

В качестве примеров рассмотрим опыт практической работы по бухгалтерскому обслуживанию нашей компанией фирмы "Дельта".

Фирма "Дельта" имеет квалифицированного бухгалтера, который имеет право подписи главного бухгалтера. В его обязанности входит составление первичных документов, учет кассовых операций, а также расчет заработной платы, учет основных средств, производственных запасов, текущих обязательств и ряд других участков. Учетом валютных операций, расчетами налогов и формированием бухгалтерской отчетности занимается специалист аудиторской фирмы. Так как объем операций небольшой, он посещает фирму "Дельта" один раз в две недели на полный рабочий день. Подготовка квартальной отчетности занимает три - четыре рабочих дня, годовой - шесть - семь дней. Стоимость услуг зависит от количества отработанных часов. Специалист ведет учет отработанного времени и к счету обязательно прикладывается листок - расшифровка о дате и времени работы. Счет выставляется ежемесячно.

Преимущества ведения бухгалтерского учета для предприятия специализированной фирмой можно свести к следующим:

Таким образом, преимуществ аутсорсинга достаточно, чтобы директор предприятия сделал выбор в пользу аудиторской компании, так как объем знаний и квалификация каждого конкретного специалиста ограниченны, а он может столкнуться с проблемами, требующими поиска дополнительных специалистов.

При заключении договора с аудиторской компанией предприятие уверено, что в ее лице приобретает надежного партнера, который сможет обеспечить качественное бухгалтерское обслуживание и избежать проблем с налоговыми органами, так как в итоге на специалиста аудиторской фирмы работает вся аудиторская компания.

Конечно, как и всякая система, эта система имеет и свои недостатки, среди которых выделяются два основных: недостаточная оперативность и возможная утечка важной информации.

Однако проблема оперативности бухгалтерского обслуживания может быть быстро решена, а вопрос конфиденциальности оговорен отдельным пунктом в контракте.

Необходимо подчеркнуть, что пока речь идет о бухгалтерском обслуживании небольших предприятий, где потребность в главном бухгалтере непостоянна и объем бухгалтерских документов невелик.

Основные критерии при выборе клиента для заключения с ним договора на бухгалтерское обслуживание можно свести к следующему:

Если говорить о финансовой стороне вопроса, то оказание услуг по ведению бухгалтерского учета безусловно выгодно и аудиторской компании, потому что один специалист может обслуживать несколько небольших предприятий и при условии ежемесячного выставления счетов приносить в год доход, сопоставимый со стоимостью хорошей аудиторской проверки. Кроме того, это позволит избежать "сезонности" доходов, свойственной аудиторским услугам.

В дальнейшем при развитии системы бухгалтерского обслуживания и накоплении опыта в этой работе на бухгалтерский аутсорсинг могут быть переведены и крупные предприятия, а в системе аудиторских фирм выделятся специализированные бухгалтерские компании, которые будут заниматься только бухгалтерским обслуживанием.

А.В.Поцелуев

Генеральный директор

аудиторской компании

"Эккаунтинг - Сервис"