Мудрый Экономист

О водном налоге

"Налоговый вестник", 2008, N 2

Налогообложение водных объектов, располагающихся в различных эколого-географических условиях

Как должна исчисляться плата за пользование водными объектами, если водные объекты Российской Федерации располагаются в различных эколого-географических условиях и отличаются как по составу водных ресурсов, так и по их объему (стоку)?

Согласно ст. 20 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ВК РФ) плата за пользование водными объектами устанавливается на основе нескольких принципов, в том числе на основе дифференциации ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна.

При разработке ставок платы за пользование водными объектами налоговые ставки были дифференцированы в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водных объектов по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам.

Таким образом, при пользовании водными объектами, расположенными в разных субъектах Российской Федерации и входящими составной частью в бассейн какой-либо одной реки (по которому установлены ставки), водопользователь исчисляет налог с применением разных налоговых ставок.

Налогообложение водопользователей после оформления договоров и разрешений на пользование водными объектами

Должен ли уплачиваться водный налог после оформления водопользователями в 2007 г. договоров и разрешений на пользование водными объектами?

Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" ст. 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) была дополнена п. 2 следующего содержания:

"Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации".

Следовательно, после оформления водопользователями в 2007 г. договоров и разрешений на пользования водными объектами в соответствии с гл. 25.2 НК РФ такие водопользователи не должны уплачивать водный налог.

Виды водопользования, предоставляемые на основании договоров водопользования

В ст. 11 ВК РФ приведены виды водопользования, предоставляемые на основании договоров водопользования:

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Сроки, на которые заключаются договоры водопользования

В соответствии со ст. 14 ВК РФ предельный верхний срок действия договора водопользования - не более 20 лет. Договор водопользования должен содержать в том числе размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы.

Налогообложение при превышении квартальных (годовых) лимитов водопользования

Статьей 18 ВК РФ установлено, что за забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водным объектом.

В соответствии со ст. 333.12 НК РФ при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, определенных п. 1 вышеуказанной статьи Кодекса.

Учитывая вышеизложенное, разница между приведенными нормами законодательства состоит в том, что в одном случае (согласно НК РФ) при превышении лимита водопользования уплачивается по увеличенным в пять раз ставкам налог, а во втором (в соответствии с ВК РФ) - штраф.

Налогообложение пользователей подземными водными объектами

Должен ли уплачиваться водный налог в случае осуществления добычи подземных пресных вод на основании лицензии, выданной в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"?

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ. При этом договор на водопользование заключается только с пользователями поверхностных водных объектов.

Пользование подземными водными объектами осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" на основании лицензии на пользование недрами.

В связи с вышеизложенным пользователи подземными водными объектами являются плательщиками водного налога в соответствии с гл. 25.2 НК РФ на основании лицензий, выданных как до 1 января 2007 г., так и после этой даты.

Налогообложение пользователей акваторией водного объекта

Является ли ОАО плательщиком водного налога за использование акватории водного объекта для размещения (стоянки) плавательных средств, если общество имеет лицензию и договор на водопользование и осуществляет предпринимательскую деятельность в данной акватории?

Пунктом 2 ст. 333.9 НК РФ установлен закрытый перечень видов пользования водными объектами, не являющихся объектами обложения водным налогом.

Согласно пп. 7 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом обложения водным налогом использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств в случае, если это необходимо для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия, а также осуществление такой деятельности на водных объектах.

Учитывая вышеизложенное, использование акватории водных объектов для размещения (стоянки) плавательных средств подлежит обложению водным налогом в общеустановленном порядке в случае, если это не связано с деятельностью организации по охране вод и водных биологических ресурсов, по защите окружающей среды от вредного воздействия и с осуществлением такой деятельности на водных объектах.

О.В.Семенова

Главный специалист-эксперт

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России