Мудрый Экономист

Правовое регулирование занятости населения в условиях разграничения полномочий (региональный аспект на примере республики марий эл)

"Трудовое право", 2008, N 1

Понятие правового регулирования занятости населения тесно увязано с политикой занятости: "Регулирование занятости - это составная часть политики занятости, представляющая собой систему государственных мер, направленных на согласование рабочей силы и спроса на нее" [9].

Политика занятости - это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена [9]. В мировой практике выделяются три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.

Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, рост доходов работающих. Такая политика предусматривает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.

Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.

Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При таком подходе безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами [3].

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции Российской Федерации, в Трудовом кодексе Российской Федерации и в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации". В ст. 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [1].

В ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации, действующего с 1 февраля 2002 г., обозначаются цели и задачи трудового законодательства. Главная его цель - установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей [2].

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации и управлению трудом; трудоустройству; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений [2].

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации в ст. 2 Трудового кодекса даны принципы правового регулирования трудовых отношений, в основе которых лежат: равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Руководствуясь данным принципом, в Республике Марий Эл не только погашается задолженность по заработной плате, но и по темпам роста (129,8%) она занимает 3-е место в Приволжском федеральном округе. В соответствии с вновь введенной ст. 133.1 в республике Соглашением между Правительством РМЭ, объединением организаций профсоюзов РМЭ и республиканским объединением работодателей РМЭ с 1 октября 2007 г. увеличен размер минимальной заработной платы для работников организаций внебюджетной сферы, расположенных на территории республики до уровня 3295 руб. в месяц [11].

Все это аргументирует возрастающую роль социального партнерства в регулировании трудовых отношений, которое впервые приобрело правовую основу в 2002 г. в разд. II "Социальное партнерство в сфере труда" Трудового кодекса Российской Федерации [2]. За этот период в Республике Марий Эл сформировался механизм взаимодействия субъектов подсистемы управления регулированием занятости населения, который наглядно представлен на рис. 1.

Подсистема управления регулированием занятости населения в Республике Марий Эл

----------------------¬    ------------------¬    ---------------¬
¦ ¦ ¦ Муниципальные ¦ ¦ Органы ¦
¦ Министерства и ¦--->¦ образования ¦--->¦ местного ¦
¦ ведомства ¦ ¦городов и районов¦ ¦самоуправления¦
¦ ¦ L------------------ L---------------
L---------------------- /¦ /¦
/¦ /¦ ---------+--------¬ ¦
L------------+ Правительство +------------
¦ ¦ Республики ¦
--- - - - - -+ Марий Эл +- - - - - -¬
¦ L--------T---------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
----------------------¬ -----------------¬ ----------------¬
¦ ¦ ¦ Работодатели ¦ ¦ ¦
¦ Общественные ¦ ¦ всех форм ¦ ¦ Органы службы ¦
¦(неправительственные)¦<-->¦ собственности, ¦<-->¦ занятости ¦
¦ организации ¦ ¦ учебные ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ заведения ¦ ¦ ¦
L---------------------- L----------------- L----------------

Рис. 1

Большое место в правовом регулировании занятости населения занимает Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации", принятый 19 апреля 1991 г. С тех пор он претерпел 13 редакций, последняя из которых вступила в силу с 1 января 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". В нем определены правовые, экономические и организационные основы политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы [4]. Вопросы регулирования занятости населения нашли свое отражение в ст. ст. 5, 7, 12, 14 [6].

Данные статьи определяют политику в сфере занятости населения исходя из международных норм в области занятости и защиты от безработицы.

Конвенцией МОТ N 122 "О политике в области занятости" (1964 г.) провозглашена цель, к которой должны стремиться государства мира - полная, продуктивная и свободно избранная занятость. По определению данной Конвенции решение проблемы занятости должно быть основной целью политики правительства, и оно должно изыскать способы подчинять этой цели решение остальных задач: рост материального благосостояния или же максимальное увеличение экспорта. Политика занятости предусматривает экономическую перестройку программы инвестиций и промышленную конверсию. Этим обусловлена важность служб занятости как организатора перераспределения рабочей силы, предусмотренного экономической программой правительства как органа, способного выполнить задачу по трудоустройству и переподготовке рабочей силы (эта функция и увеличивает важность профессиональной ориентации, облегчающей адаптацию кадров к новым условиям или же переход из одного сектора экономики в другой, и является основой плана перестройки экономики и инвестиционных программ).

Данная Конвенция рекомендует осуществлять активную политику, направленную на содействие полной занятости в целях стимулирования экономического роста и развития стран, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и решения проблемы безработицы.

Эта политика направлена на то, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу, чтобы такая работа была как можно более продуктивной, чтобы существовала свобода выбора занятости. У каждого трудящегося должны быть самые широкие возможности приобрести необходимую квалификацию для выполнения работы, к которой он пригоден, и использовать в этом виде занятости свою квалификацию и свои способности без дискриминации.

Политика в области занятости в соответствии с Конвенцией N 122 должна учитывать стадию и уровень экономического развития страны и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями. Она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике. Меры, которые следует принять для достижения провозглашенных целей, должны быть определены, и их необходимо периодически пересматривать в рамках координированной экономической и социальной политики. Принятие решений в сфере занятости требует согласованных действий со стороны государства, представителей предпринимателей и трудящихся.

Большое внимание в политике занятости должно быть уделено обеспечению социальной защиты в области занятости населения, проведению специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

В целях реализации данных правовых положений в Республике Марий Эл за годы экономических реформ принят ряд важных для сферы занятости законодательных актов:

Это еще раз подтверждает, что правовое регулирование занятости населения является неотъемлемой составной частью социально-экономической политики. Главными аргументами данной аксиомы в современной России являются:

Более того, сравнительный анализ Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" с последней редакцией показал, что сфера влияния органов исполнительной власти и службы занятости субъектов Российской Федерации в осуществлении политики занятости и ее регулировании расширяются.

На его основе ст. 7 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дополнена ст. ст. 7.1 "Полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" и 7.2 "Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения" [6].

В соответствии с ними Республика Марий Эл осуществляет контроль за: обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и регистрацией инвалидов в качестве безработных. В Программе содействия занятости населения РМЭ на 2007 - 2009 годы планируется ежегодное квотирование не менее 2200 рабочих мест, в том числе 600 единиц для инвалидов, против 334 по факту в 2006 г. [8].

К полномочиям республики относится регистрация граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан. За 9 месяцев 2007 г. в центры занятости населения обратилось более 28 тыс. человек, из которых 15,4 тыс. - не занятые трудовой деятельностью граждане, в том числе почти 9 тыс. получили статус безработных.

На региональном уровне особую значимость в соответствии с законодательством о занятости населения в рамках ее регулирования имеет оказание государственных услуг. За 9 месяцев 2007 г. охвачено содействием в трудоустройстве 22,6 тыс. человек, более половины из которых (51,8%) получили направление на работу в 10-дневный срок, 46,2% были трудоустроены на постоянной основе. Удельный вес трудоустройства по отношению к соответствующему периоду 2006 г. возрос с 60,7% до 67,2%. На организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время направлено более 12 тыс. подростков, на организацию оплачиваемых общественных работ - 2,6 тыс. человек.

В повышении конкурентоспособности безработных широко используется организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), которой было охвачено более 35 тыс. человек и почти 1,5 тыс. за этот период направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

В условиях разграничения полномочий повышается взаимосвязь с работодателями на предмет информированности о положении на рынке труда и своевременному представлению сведений о вакансиях в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 513 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников" [7]. За девять месяцев 2007 г. более 4,4 тыс. из них обратилось за информацией, и почти 35 тыс. вакансий заявлено в органы службы занятости, 3,9 тыс. человек приняты на вновь созданные рабочие места.

Все это позволило смягчить ситуацию на региональном рынке труда, который по итогам 9 месяцев 2007 г. характеризуется следующими индикаторами:

Динамика безработицы показывает, что начиная с июля 2004 г. уровень регистрируемой безработицы в республике стал меньше общероссийского показателя (1,4% против 2,4%), см. рис. 2.

Динамика уровня безработицы по России и Республике Марий Эл

 3  T-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦2,7 ¦
¦о 2,7 ¦
¦ 2,6 * ¦
¦ 2,5 * о 2,5 2,5 ¦
2,5 +---------о-------------------------------------------------------*--------------------*----------------------------------------------+
¦ 2,3 2,6 *¦
¦* * 2,2 * о * 2,4¦
¦2,3 2,3 * 2,3 о 2,3 ¦
¦ о 2,2 ¦
2 +--------------------------------о----------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ 2,1 ¦
¦ 2,0 о ¦
¦ 1,7 о ¦
¦ 1,67 ¦
1,5 +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ о¦
¦ 1,4¦---------------¬
¦ ¦¦* - Россия ¦
¦ ¦¦о - Республика¦
1 +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+¦ Марий Эл ¦
¦ ¦L---------------
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
0 -+----------T----------T----------T---------T-----------T----------T----------T----------T----------T----------T----------T----------T--
01.01.2004 01.04.2004 01.07.2004 01.10.2004 01.01.2005 01.04.2005 01.07.2005 01.10.2005 01.01.2006 01.04.2006 01.07.2006 01.10.2006 01.01.2007

Рис. 2

В текущем году по данным на 1 октября 2007 г. эти показатели составили 1,1% в РМЭ против 1,9% в Российской Федерации.

Однако, как показало исследование, принятое законодательство о совершенствовании разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти не решило всех проблем в сфере занятости населения.

Неравномерность социально-экономического развития муниципальных образований усилила полярность показателей на рынке труда. Так, на фоне общего снижения безработицы в трети сельских районов ее уровень в настоящее время выше среднереспубликанского, в отдельных районах - в 2 - 4 раза. При общем снижении напряженности на рынке труда в двух третях муниципалитетов она превысила среднереспубликанский показатель, причем в некоторых районах на 1 рабочее место претендуют 6 и даже 15 незанятых граждан. Выше среднереспубликанского показателя остается продолжительность безработицы среди женщин.

Обостряется проблема несоответствия профессиональной структуры вакансий с профессионально-квалификационным составом безработных. Увеличивается численность невостребованных вакансий, так как 88% из них предназначены для физического мужского труда, тогда как более 67% безработных - это женщины. При повышении общего благосостояния населения республики и росте средней заработной платы заявлено 59% вакансий с оплатой труда ниже прожиточного уровня. Продолжает оставаться высоким уровень общей безработицы, он в 8 раз превышает уровень регистрируемой, предложение на открытом рынке труда вдвое больше спроса на рабочую силу. Особую озабоченность вызывает безработица в сельской местности, уровень которой в 2007 г. вырос с 30,4% на 1 января 2007 г. до 31,8% на 1 октября 2007 г. Наиболее сложная ситуация складывается в населенных пунктах, вошедших в российский Перечень территорий с критической ситуацией на рынке труда.

Основными причинами снижения уровня регистрируемой безработицы являются низкий уровень пособий по безработице в целом по стране, сокращение возможностей участия безработных в активных программах, предоставление вакансий с низкой оплатой труда.

С учетом вышеназванных проблем и в целях формирования эффективного рынка труда считали бы целесообразным:

  1. Усилить роль государства как на федеральном, так и региональном уровне в правовом регулировании занятости населения, обеспечение полного объема государственных гарантий безработным, повышение минимального размера пособия по безработице до минимальной заработной платы.

В числе главных критериев оценки уровня социально-экономического развития территорий, по нашему мнению, должны быть показатели общей безработицы и количество созданных экономически эффективных рабочих мест с оплатой труда не ниже прожиточного уровня.

  1. Внести изменение в ст. 2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" об отнесении к занятому населению граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для чего ускорить принятие соответствующих правовых документов о развитии сельской самозанятости и определении порядка зачисления трудового стажа, социальных пособий и назначении пенсий этим гражданам.
  2. На уровне субъектов Российской Федерации иметь программы развития кадрового потенциала и создания рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности (в отраслевых министерствах) и положения о формировании государственного заказа на подготовку специалистов в целях сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.
  3. На уровне органов местного самоуправления требуется правовой механизм, повышающий их координирующую роль в вопросах создания и сохранения рабочих мест с учетом стимулирования предприятий, дислоцирующихся на их территориях.

Все это создаст дополнительные благоприятные условия для проведения политики занятости населения и ее регулирования в условиях совершенствования разграничения полномочий, улучшит правовое и материальное положение безработного как человека и гражданина российского общества.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. 64 с.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  3. Адамчук В.В. Экономика труда / Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев. М.: Финстатинформ, 1999. С. 49 - 56.
  4. Власов В.И. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М.: Норма, 1999. 364 с.
  5. Концепция государственной политики занятости населения Республики Марий Эл. Департамент ФГСЗН по Республике Марий Эл, Йошкар-Ола. 26 с.
  6. Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст. 1915.
  7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 513 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников".
  8. Программа содействия занятости населения Республики Марий Эл. Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2007. 70 с.
  9. Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости. М.: ООО "Фирма "Инфограф", 1997. 112 с.
  10. Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
  11. Марийская правда. 22 сентября 2007 г.

Л.М.Низова

К. э. н.,

доцент

Марийского государственного

технического университета