Мудрый Экономист

О правовой природе отчислений в виде страховых взносов по обязательному страхованию

"Налоги и налогообложение", 2007, N 12

Проведенные реформы в финансовой сфере привели к кардинальному изменению правовой природы платежей, уплачиваемых в фонды обязательного страхования. Как справедливо отмечается в литературе, "...примером такой законной переквалификации платежа является правовая трансформация страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" <1>.

<1> Сасов К.А. Конституционный Суд РФ о правовом регулировании налоговых и неналоговых платежей // Налоговые споры: теория и практика. 2007. N 3. С. 3 - 8.

Так, в настоящий момент отчисления в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование выведены законодателем за рамки Налогового кодекса РФ и рассматриваются в качестве платежей неналогового характера. Страховые взносы в Фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования, напротив, уплачиваются в составе единого социального налога и, соответственно, подпадают под налогово-правовой режим регулирования. Споры в правоприменительной и судебной практике вызывает и правовая природа страховых взносов по обязательному страхованию вкладов и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Проблема правовой природы страховых взносов по обязательному страхованию имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку от правовой сущности платежа будет зависеть порядок правового регулирования. Сегодня на идентичные по своей правовой природе платежи фактически распространяются различные правила правового регулирования, что вызывает проблемы в правоприменительной практике.

Цель настоящей статьи состоит в определении правовой природы отчислений в виде страховых взносов на обязательное страхование.

В соответствии с ГК РФ обязательное страхование - одна из форм имущественного страхования наряду с добровольным, при которой на страхователя законом возлагается обязанность застраховать жизнь, здоровье или имущество других лиц либо гражданскую ответственность перед другими лицами.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды обязательного страхования: обязательное страхование определенных видов деятельности <2>, обязательное личное страхование пассажиров <3>, обязательное пенсионное страхование <4>, обязательное медицинское страхование <5>, обязательное страхование банковских вкладов <6>, обязательное социальное страхование <7>, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств <8>, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих <9>, обязательное страхование финансовых рисков при инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии <10> и др.

<2> См.: ст. 18 Основ законодательства о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, ст. ст. 95, 140 ТК РФ.
<3> См.: Указ Президента РФ от 07.07.1992 N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров".
<4> См.: ст. 970 ГК РФ, Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 19.07.2007).
<5> См.: ст. 970 ГК РФ, Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2006).
<6> См.: Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
<7> См.: Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
<8> См.: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ред. от 30.12.2006).
<9> См.: Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы...".
<10> См.: ст. 25 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ".

По всем вышеуказанным видам обязательного страхования страхователи уплачивают обязательные в силу закона страховые взносы.

Необходимо отметить, что уплата любого обязательного в силу закона платежа является ограничением права собственности лиц, которое в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть осуществлено не иначе как на основании федерального закона.

Однако в отношении платежей, обладающих гражданско-правовой природой, Конституционный Суд РФ допускает возможным делегирование Правительству РФ полномочий по установлению страховых тарифов по обязательному страхованию <11>. В отношение же платежей публично-правового характера КС РФ устанавливает более жесткие правила регулирования. Так, в Постановлении от 28.02.2006 N 2-П Конституционный Суд РФ указал, что фискальные платежи, не являющиеся налогами и сборами в смысле ст. 8 НК РФ, не должны выходить за рамки ст. 57 Конституции РФ и п. 3 ст. 17 НК РФ.

<11> См.: Постановление КС РФ от 31.05.2005 N 6-П.

Исходя из вышеизложенного, из множества отчислений в виде страховых взносов по обязательному страхованию важно выделить те, которые подпадают под установленные ст. 57 Конституции РФ понятия "налог" и "сбор".

Однако, как уже было отмечено выше, позиция законодателя в отношении правовой природы страховых взносов по обязательному страхованию четко не определена. Неоднозначной является и позиция КС РФ по поводу правовой природы рассматриваемых платежей. В одном случае Конституционный Суд РФ признает за страховыми взносами налогово-правовую природу. Так, в Определении от 22.01.2004 N 8-О КС РФ указал на налоговую природу страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, мотивировав свой вывод тем, что по своему юридическому содержанию и социально-правовой природе данные платежи идентичны тем страховым взносам, которые в настоящее время заменены единым социальным налогом, - они также взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. В другом случае страховую премию КС РФ относит к платежам гражданско-правового характера. Так, в Постановлении от 31.05.2005 N 6-П Конституционный Суд РФ указал "...тот факт, что нарушение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию своей гражданской ответственности влечет ответственность, предусмотренную КоАП РФ, не является основанием для признания страховой премии, уплачиваемой за страхование, налоговым или фискальным платежом".

К платежам неналогового характера Конституционный Суд РФ относит и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, правовое регулирование которых осуществляется в рамках Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". Так, на основании ст. 3 вышеуказанного Закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование представляют собой индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Конституционный Суд РФ в ряде Определений <12> выделил два основных признака, вытекающих из закрепленного в Законе определения и характеризующих правовую природу взносов на пенсионное страхование: индивидуальная возмездность взносов и их целевое назначение. Таким образом, являясь обязательными к уплате в силу Закона, взносы на пенсионное страхование не являются налогами, поскольку не отвечают одному из признаков налога - индивидуальной безвозмездности. Так, в отличие от налога страховые взносы на обязательное пенсионное страхование при поступлении в бюджет ПФР персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда. Данные платежи не являются также и фискальными сборами, понятие которых дано в ст. 8 НК РФ, поскольку уплату взносов пенсионного страхования нельзя признать условием совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий. Эти действия совершаются не в отношении плательщиков взносов (работодателей), а в отношении иных лиц - работников, за которых взносы уплачиваются. Более того, получателями средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, могут являться правопреемники умершего застрахованного лица <13>. Также необходимо отметить, что выплата застрахованному лицу трудовой пенсии не зависит от исполнения плательщиком страховых взносов (работодателем) обязанности по уплате соответствующих платежей. В свое время КС РФ признал недопустимым размер страховой части трудовой пенсии лица ставить в зависимость от выполнения страхователем (работодателем) обязанности по перечислению страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности застрахованных лиц <14>.

<12> См. напр.: Определения КС РФ от 11.05.2006 N 187-О; от 05.02.2004 N 28-О; от 04.03.2004 N 49-О.
<13> См.: Постановление Правительства РФ от 03.11.2007 N 741 "Об утверждении правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета".
<14> См.: Постановление КС РФ от 10.07.2007 N 9-П.

Таким образом, как справедливо отмечается в литературе, "...для работодателя страховые взносы сохраняют индивидуально безвозмездный характер (свойственный для налогов) и представляют собой исходя из режима взимания по сути особую разновидность квазиналоговых платежей" <15>.

<15> Комментарий официальных органов к пенсионному законодательству РФ / Под. ред. Ю.В. Воронина. - М., 2004. С. 185.

Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" для страхователей, которыми являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, предусматривает уплату страхового взноса в виде фиксированного платежа. При этом обязанность лица по уплате страхового взноса законодатель связывает с правом на получение трудовой пенсии. Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормативные положения Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии <16>. Данный вывод КС РФ был сделан в связи с тем, что в действующем нормативном правовом регулировании отсутствует надлежащий правовой механизм, гарантирующий предоставление индивидуальным предпринимателям и адвокатам, имеющим право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов.

<16> Определение КС РФ от 24.05.2005 N 223-О.

Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в Фонд социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <17> и не включены законодателем в состав единого социального налога. В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона страховым взносом по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательный платеж, рассчитанный исходя из тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.

<17> См.: Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. от 19.12.2006 N 234-ФЗ).

Как уже было отмечено выше, в отличие от платежей по обязательному пенсионному страхованию, Конституционный Суд РФ указал на налогово-правовую природу рассматриваемых платежей по обязательному социальному страхованию <18>. Однако, с нашей точки зрения, правовая природа платежей, уплачиваемых в ПФР и ФСС, в сущности, одинакова.

<18> См.: Определение КС РФ от 22.01.2004 N 8-О.

В действующем законодательстве недостаточно четко определена правовая природа страховых взносов, взимаемых на основании Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ". Так, в соответствии с указанным Законом коммерческие банки, привлекающие средства физических лиц, обязаны перечислять страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов. Рассматриваемые платежи являются обязательными к уплате в силу закона, однако не обладают возмездностью в той мере, в которой это присуще фискальным сборам, понятие которых дано в п. 2 ст. 8 НК РФ. Данного рода платежи законодатель не относит и к гражданско-правовым, поскольку Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ", содержащий главным образом гражданско-правовые нормы, не применяется к отношениям по страхованию вкладов <19>.

<19> См.: п. 5 ст. 1 Закона РФ от 27.11.1992 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Исходя из вышеизложенного, платежи, уплачиваемые в ПФР, в ФСС, в Фонд страхования вкладов, обладают следующими признаками.

Во-первых, рассматриваемые платежи поступают в фонды денежных средств, образованные как в рамках бюджетной системы <20>, так и за ее пределами <21>. Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются государственные внебюджетные фонды, которые реализуют свои публичные полномочия <22>. Более того, в соответствии с действующим законодательством "...средства обязательного социального страхования являются государственными и закреплены на праве оперативного управления за социальными внебюджетными фондами" <23>.

<20> Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ.
<21> Негосударственные пенсионные фонды, Фонд страхования вкладов физических лиц.
<22> В соответствии со ст. 13 БК РФ государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образованный вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование. Социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
<23> Ковалевский С.М. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. - М., 2004. С. 98.

Так, в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами, а средства его бюджета являются федеральной собственностью. Более того, в соответствии с Федеральным законом от 02.11.2007 N 247-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов Российской Федерации" сбалансированность бюджета Пенсионного фонда РФ может быть обеспечена за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета.

Однако, страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут выступать негосударственные пенсионные фонды <24>, которые представляют собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения <25>. Вместе с тем передача средств в негосударственные пенсионные фонды осуществляется застрахованным лицом в добровольном порядке. Более того, в данном случае механизм взимания фискальных платежей (страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию) не зависит от правового статуса страховщика и регламентируется нормами Налогового кодекса РФ, если иное не установлено Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" <26>.

<24> См.: ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
<25> См.: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
<26> См.: ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При страховании вкладов физических лиц в банках отчисления банков поступают в фонд, который представляет собой совокупность денежных средств и иного имущества, которые используются в целях финансирования выплаты возмещения по вкладам <27> и "...формируется на основе государственно-властных предписаний, в порядке и на условиях, устанавливаемых государством. Управление средствами фонда осуществляется через создаваемую и контролируемую государством организацию, являющуюся, по сути, юридическим лицом публичного права" <28>. Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" финансовая устойчивость системы страхования вкладов обеспечивается имуществом Агентства по страхованию вкладов и средствами федерального бюджета. Таким образом, осуществляя страхование вкладов физических лиц в банках, государство, с одной стороны, выступает "...в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а с другой стороны, совершенно исключает частную конкуренцию в общественных и экономических интересах" <29>.

<27> См.: ст. 33 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
<28> Турбанов А.В. Финансово-правовые основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации: Автореф. дисс. ...к. ю. н. - М., 2004. С. 14.
<29> Лялин Д.Ю. Правовой режим страховых взносов в имуществе государственной корпорации // Налоги (газета). 2006. N 12. С. 9 - 10.

Во-вторых, целью взимания страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве, по обязательному страхованию вкладов физических лиц является защита прав и интересов определенной категории субъектов.

Например, в соответствии с действующим законодательством целью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является создание финансовой основы для реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение. Целью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве является, во-первых, обеспечение социальной защиты физических лиц, а во-вторых, экономическая заинтересованность субъектов предпринимательской деятельности в снижении профессионального риска. На основании Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках" целью уплаты страховых взносов является защита прав и интересов вкладчиков <30>.

<30> См.: п. 1 ст. 1 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

В-третьих, к отношениям по установлению и взиманию платежей в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ "...субсидиарно применяется законодательство о налогах и сборах...", <31> что, несомненно, сближает их с юридико-технической стороны с налоговыми платежами, обязанность по уплате которых закреплена в НК РФ. Так, на основании статьи 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" правоотношения, связанные с уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

<31> Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 50 - 60.

Необходимо отметить, что суды при рассмотрении дел, связанных с порядком уплаты страховых взносов, в ряде случаев указывают на необходимость применения норм налогового законодательства. Например, при рассмотрении дел, касающихся порядка зачета и возврата страховых взносов в ПФР, суды указывают на то, что исходя из положений ст. 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами в соответствии с требованиями п. 13 ст. 78 НК РФ <32>.

<32> См.: Определение ВС РФ от 27.09.2006 N 78-В06-20; Постановление Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 N 2776/06; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.04.2006 N Ф03-А51/06-2/369.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 19.04.2006 N Ф03-А04/06-2/902 по делу N А04-9259/05-1/1086 указано, что при взыскании штрафа за нарушение порядка регистрации в органе Пенсионного фонда необходимо учитывать срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный налоговым законодательством <33>.

<33> См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.04.2006 N Ф03-А04/06-2/902.

Также суды указывают, что при взыскании недоимки по взносам в ПФР необходимо руководствоваться ст. ст. 48 и 70 НК РФ <34>.

<34> Постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 1507/05; Постановление ФАС МО от 10.05.2006 N КА-А40/3669-06.

При регулировании страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве законодатель также допускает субсидиарное применение положений налогового законодательства. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному НК РФ. Более того, КС РФ в Определении от 22.01.2004 N 8-О указал, что, поскольку взносы по обязательному социальному страхованию идентичны налогам, при их введении надлежит учитывать требования ст. 5 НК РФ.

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая то, что правовая природа платежей по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, по обязательному страхованию вкладов, в отличие от налогов, установленных НК РФ, обладает некоторыми особенностями, вытекающими из сущности социального обеспечения, обеспечения прав вкладчиков, рассматриваемые платежи необходимо отнести к категории квазиналогов.

В юридической литературе отмечается, что квазиналогами следует именовать обязательные неналоговые платежи, которые отличаются от налогов и сборов тем, что у них отсутствуют какие-либо соответствующие юридические признаки <35>.

<35> См.: Кучеров И.И. Налоговое право России. - М., 2006. С. 55.

Закрепляя указанное определение квазиналогов, И.И. Кучеров, однако, не рассматривает их виды.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о необходимости применения единых правил правового регулирования в отношении рассматриваемых платежей.

Необходимо отметить, что платежи по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию, по обязательному страхованию вкладов физических лиц необходимо отличать от страховых взносов по иным видам обязательного страхования. Как справедливо отмечается в литературе, о фискальной природе указанных платежей свидетельствует прежде всего "...публично-правовой статус страховщика, в частности отсутствие рынка страховых услуг, подлежащего регулированию Федеральным законом от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" <36>.

<36> Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 50 - 60.

Так, в отличие от обязательного социального страхования, обязательного страхования вкладов физических лиц в банках страховщиками по иным видам обязательного страхования (например, по обязательному страхованию ответственности транспортных средств, по обязательному страхованию военнослужащих, по обязательному страхованию финансовых рисков при инвестировании) выступают любые организации, получившие в установленном законом порядке лицензию и отвечающие иным требованиям, установленным действующим законодательством. Более того, в отличие от иных видов обязательного страхования, к отношениям по установлению и взиманию платежей по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию применяются положения НК РФ.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить две категории отчислений в виде страховых взносов по обязательному страхованию: во-первых, квазиналоги, к которым относятся платежи по обязательному пенсионному страхованию, платежи по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, платежи по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках; во-вторых, платежи гражданско-правового характера (например, платежи по обязательному страхованию ответственности транспортных средств, по обязательному страхованию военнослужащих, по обязательному страхованию финансовых рисков при инвестировании и др.).

Во избежание коллизий, возникающих в правовом регулировании платежей, являющихся, с нашей точки зрения, квазиналогами, действующим законодательством необходимо установить единые правила правового регулирования указанных платежей. Прежде всего в Налоговом кодексе РФ необходимо закрепить нормы, касающиеся возможности применения общих положений НК РФ к отношениям по установлению и взиманию платежей по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках. С учетом вышеизложенного полагаем, что дальнейшее совершенствование налогового законодательства должно идти по следующим направлениям:

  1. необходимо дополнить ст. 17 НК РФ положениями, согласно которым платежи по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве, по обязательному страхованию вкладов необходимо считать установленными, если федеральными законами об этих платежах установлены их плательщики, а также все элементы: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, льготы по уплате указанных платежей;
  2. положения ст. ст. 3 и 5 НК РФ распространить на отношения, складывающиеся в сфере установления платежей по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках;
  3. положения ст. ст. 45, 46, 47 НК РФ распространить на порядок взыскания страховщиками недоимки и пени по страховым взносам в ПФР, в ФСС, Фонд обязательного страхования вкладов;
  4. положения ст. ст. 69, 70 НК РФ распространить на порядок и сроки направления страховщиками требований об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного страхования вкладов, а также пеней и штрафов;
  5. положения ст. 75 НК РФ распространить на порядок взыскания страховщиками пени по платежам в ПФР, ФСС, в Фонд обязательного страхования вкладов;
  6. положения ст. ст. 78, 79 НК РФ распространить на отношения, складывающиеся в процессе зачета и возврата излишне уплаченных, излишне взысканных сумм страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования;
  7. положения ст. ст. 52 - 58 НК РФ распространить на отношения по установлению и взиманию платежей в государственные внебюджетные фонды, в Фонд обязательного страхования вкладов с учетом того, что элементы обложения указанных платежей могут быть определены федеральными законами об этих платежах;
  8. текст НК РФ необходимо дополнить нормой, согласно которой положения гл. 15 Кодекса будут распространяться на отношения, складывающиеся в процессе привлечения к ответственности страхователей по платежам в государственные внебюджетные фонды.

Е.Л.Васянина

Преподаватель

Уральской государственной

юридической академии