Мудрый Экономист

Товарищеские суды: история, перспективы деятельности в условиях рынка

"Трудовое право", 2008, N 1

Государственное регулирование трудовой дисциплины на различных этапах развития нашего общества сочеталось, как правило, с деятельностью специализированных представительных органов, работников. В их формировании активное участие принимало государство. В период военного коммунизма Декретом СНК от 14 ноября 1919 г. предусматривалось формирование рабочих дисциплинарных товарищеских судов из представителей органов управления, профсоюзов. Суды наделялись правом применять к нарушителям самые суровые наказания вплоть до отправления на тяжелые общественно необходимые работы <1>.

<1> См.: Киселев И.Я. Трудовое право России: Историко-правовое исследование. М.: Норма-Инфра, 2001. С. 135.

В 30-е гг. XX века, когда осуществлялся курс на индустриализацию, укрепление трудовой дисциплины стало одним из действенных рычагов, способствовавших решению этой проблемы. Значительное место в этой работе вновь отводилось общественным органам, о которых идет речь. Ликвидированные в 1923 г., в период новой экономической политики (нэпа), товарищеские суды были восстановлены. 20 февраля 1931 г. было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О производственных товарищеских судах на фабриках и заводах, государственных, общественных учреждениях". В начале 1933 г. в СССР действовало 20 648 производственно-товарищеских судов <2>.

<2> См.: Ковалева Л.А., Журавлева В.А. Государственное регулирование трудовой дисциплины в 30-е годы XX века (на примере Урала) // Актуальные проблемы права России и стран СНГ - 2004: Материалы международной научно-практической конференции. Челябинск, 2004. Ч. II. С. 202.

Рассматривавшие в основном дела в отношении нарушителей трудовой дисциплины, товарищеские суды были наделены полномочиями самостоятельного применения к ним мер общественного воздействия либо передачи дел в народные суды для привлечения виновных к уголовной ответственности. Жесткие меры в отношении нарушителей, принимаемые государственными органами власти, меры общественного воздействия позволили только на Урале сократить прогулы на предприятиях черной металлургии в 12, а машиностроения - в 18 раз <3>.

<3> См.: Ковалева Л.А., Журавлева В.А. Указ. соч. С. 203.

В последующем был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г. "Об утверждении Положения о товарищеских судах и Положения об общественных советах по работе товарищеских судов". На предприятиях, в учреждениях, организациях страны действовало около 330 тыс. этих общественных органов, которые ежегодно привлекали к ответственности около 40 тыс. человек, из них не менее 45% - за нарушение трудовой дисциплины. Товарищеские суды избирались сроком на 2 года на общих собраниях работников в организациях, насчитывающих не менее 50 работников. Могли они создаваться с согласия вышестоящего профсоюзного органа или исполкома местного Совета народных депутатов в коллективах с численностью и менее 50 человек.

Названный Указ от 11 марта 1977 г. просуществовал около 20 лет. В связи с переходом к рыночной экономике Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с последующими изменениями от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ) он был признан утратившим силу. Названным Законом также были признаны утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. N 6007-VIII "Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка" и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. "Об утверждении Положения о комиссиях по борьбе с пьянством, образуемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и в их структурных подразделениях".

Вряд ли было бы обоснованным утверждение, что Закон "Об общественных объединениях" ликвидировал товарищеские суды, народные дружины. Принятие его способствовало этому однозначно, несмотря на оставшиеся открытыми пути к их воссозданию. В ст. 12 Закон предусматривал, что в целях решения различных социальных проблем, возникающих у граждан, по месту жительства или учебы, по их инициативе могут формироваться органы общественной самодеятельности. Их перечень в Законе не назван. Следовательно, граждане на демократической основе могут создавать названные общественные органы, если, конечно, у них возникают проблемы. А могут этого и не делать, что также будет вполне демократично.

Произошло определенное дистанцирование государства от работников, учащихся, других категорий граждан в решении задач, значение которых трудно переоценить и в выполнении которых заинтересованы и государство, и большая часть населения. Речь идет о стабильно высоком уровне преступности, правонарушений, одной из причин которых является слабая профилактическая работа, недостаточное использование значительного потенциала общественности. Не случайно в настоящее время во многих областях началось возрождение народных дружин не только по инициативе граждан, но и при активном участии органов исполнительной власти, правоохранительных органов.

С учетом состояния дел с трудовой дисциплиной актуальным является возрождение товарищеских судов или аналогичных представительных органов работников. Как утверждают специалисты в области управления персоналом, в любом коллективе 5% работающих людей дисциплинированы от природы, еще 5% будут нарушать нормы, правила и условия труда при любых обстоятельствах, а поведение остальных 90% зависит от контроля <4>. Речь должна идти о контроле как со стороны менеджмента, так и со стороны представительных органов работников. Меры дисциплинарного, общественного воздействия в отношении недобросовестных работников должны дополнять различные формы поощрения за добросовестный труд.

<4> См.: Кайль А.Н. Новый порядок и условия наложения дисциплинарных взысканий // Трудовое право. 2007. N 2. С. 14.

Форсирование товарищескими судами 30-х гг., а во многих случаях и в 80-е гг. прошлого века применения жестких мер в отношении нарушителей существенно не повлияло на улучшение результатов труда. Стало меньше прогулов, опозданий на работу, других нарушений, но это не всегда автоматически приводило к более высокой производительности. Не подкрепленные материальным либо моральным стимулированием меры принуждения нередко оказывались нерезультативными. Как не без оснований отмечается в экономической литературе, одной из особенностей отношения к работе в российской культуре при слабом материальном стимулировании является стремление свести трудовые затраты к минимуму, выполнить задание так, чтобы "выглядело хорошо" <5>.

<5> См.: Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник. М.: Инфра, 2005. С. 446.

В современных условиях при наличии возможности свободной перемены работы создания работниками иллюзорности добросовестного труда зачастую и не требуется. Достаточно при подыскании другой работы подать заявление о прекращении трудового договора. Необходим комплексный подход к решению проблемы. В условиях успешно работающей организации любые срывы, проявления недисциплинированности невыгодны как работодателю, так работникам, поскольку они могут повлечь за собой уменьшение прибыли и оплаты труда.

В других организациях, не отличающихся стабильностью, названные общественные органы могли бы способствовать выходу из кризиса. Характерно, что общественные органы, о которых идет речь, в соответствии с названным Положением о них, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г., вправе были рассматривать дела не только в отношении нарушителей трудовой дисциплины. К их подведомственности относились дела:

Новые экономические условия определяют новое отношение к общественным органам. Если говорить о возрождении товарищеских судов, то в первую очередь это необходимо связывать с пересмотром их прежних полномочий, подвергавшихся изменениям в зависимости от сиюминутных задач, которые решались в тот или иной период развития общества, вплоть до печально известных, связанных с кампанией по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Хотя сегодня вопросы борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией не стали менее актуальными, вряд ли следует возлагать на общественные органы, например, воспитание представителей менеджмента. Это прерогатива нанимателя, руководства организацией.

Иное дело, когда товарищеские суды выполняли защитные функции в отношении работников. Они нуждаются в сохранении. Рассмотрение дел о совершении дисциплинарных проступков связано с анализом причин их совершения. Нередко выявлялись просчеты в деятельности представителей менеджмента. Суды не только оправдывали работников, но и доводили до сведения руководителей организаций о вскрытых недостатках. Статья 138 КЗоТ РФ предусматривала право администрации передавать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива, товарищеских судов. Сделав это, она лишалась возможности применять взыскание к работнику, если трудовой коллектив либо его органы не нашли для этого оснований.

Статья 12 Федерального закона "Об общественных объединениях", предоставляющая работникам возможность создания представительства органов, о которых идет речь, носит общий характер. Сегодня неясно, при каком представительстве работников может быть избран товарищеский суд или производственный совет, какие гарантии устанавливаются тем, кто избран в этот орган, на ком лежит обязанность по созданию для них условий выполнения общественных обязанностей. Эти и другие вопросы должны найти отражение в Трудовом кодексе РФ, поскольку речь идет о представительном органе работников. Принимаемые на собраниях учредителей уставы не смогут решить эти вопросы.

Если говорить о возможности использования представительных органов работников, о которых идет речь, в современных условиях нельзя исключать изменения их названия. Противоречия интересов работников и работодателей в условиях рынка стали объективной реальностью. Более приемлемым были бы названия не "товарищеские", а, например, "производственные советы".

Если обратиться к опыту других стран, то нельзя не отметить, что в ряде их создаются совместные производственные советы из равного количества представителей работников и менеджмента. Например, к полномочиям производственных советов в ФРГ относилось регулирование правил поведения работников, наложение вето (в установленных законом случаях) на решения администрации. В последнем случае при возникновении спора окончательное решение выносилось судом.

В Республике Корее, согласно закону, принятому в 1980 г., на предприятиях в обязательном порядке создаются совместные производственные советы, чья компетенция распространяется на все вопросы, которые составляют предмет взаимного интереса труда и менеджмента. В их числе вопрос о предотвращении трудовых конфликтов, совершенствовании управления, безопасности и гигиене труда и др. <6>.

<6> См.: Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М.: Дело, 1999. С. 361 - 362.

Для реального повышения трудовой дисциплины, уровня воспитательной работы, решения социальных вопросов в организациях требуется создание действенных механизмов, четкое определение полномочий работников и работодателей в названной сфере социально-трудовых отношений.

В.А.Васильев

К. ю. н.,

доцент

Челябинского института Уральской

академии государственной службы,

заслуженный юрист РФ