Мудрый Экономист

Благоустройство территории промышленного предприятия

"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1

Данную тему мы рассмотрим прежде всего с точки зрения бухгалтера, поэтому основное внимание в статье будет уделено правомерности учета расходов в целях налогообложения прибыли и возможности предъявления "входного" НДС к вычету. При этом мы коснемся также вопросов, связанных с отражением операций на счетах бухгалтерского учета, уплатой земельного налога и налога на имущество и привлечением к административной ответственности за нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.

"Прибыльные" проблемы

Мы не откроем Америки, если скажем, что затраты предприятий на благоустройство инспекторы обычно исключают из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Причем в данном случае не имеет значения, создавались ли новые объекты благоустройства или производился ремонт имеющихся на балансе организации асфальтированных площадок, дорог с твердым покрытием, пешеходных тротуаров, а также обновление газонов, обрезка деревьев и кустарников и т.д. Законны ли действия налоговиков, начисляющих недоимку, пени и штраф? Прежде чем обратиться к арбитражной практике, попробуем самостоятельно ответить на данный вопрос. Для этого напомним некоторые положения гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ.

Итак, для признания расходов необходимо, чтобы они были экономически обоснованны и подтверждены документами, оформленными в установленном законодательством порядке. Других условий, ограничивающих свободу налогоплательщика, названная глава НК РФ не устанавливает. Более того, в п. 1 ст. 252 НК РФ сказано, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Понятно, что, не выявив нарушений в составлении подтверждающих документов (формальная причина доначисления налога на прибыль), инспекторы используют другой повод для исключения произведенных предприятием затрат из состава налоговых расходов, а именно отсутствие их связи с производственной деятельностью. Именно по этой причине <1> инспекторы запрещают относить вновь созданные объекты к амортизируемому имуществу (пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ), а текущие затраты на благоустройство списывать единовременно в периоде их осуществления.

<1> См. определение амортизируемого имущества, приведенное в п. 1 ст. 256 НК РФ.

Вместе с тем, по мнению автора, промышленные предприятия могут доказать, что расходы произведены в рамках деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому у бухгалтера нет оснований переплачивать налог на прибыль. А для того чтобы убедить в своей правоте налоговых инспекторов, им необходимо представить документы, устанавливающие обязанность предприятия нести эти расходы и запрещающие осуществление производственной деятельности при отсутствии элементов благоустройства территории. И такие документы имеются!

Генеральные планы промышленных предприятий

СНиП II-89-80 <2> предусматривают обязательное наличие на территории предприятий дорог и площадок с твердым покрытием (в том числе для проезда и разворота пожарных автомобилей), освещения, тротуаров, ограждений (см. раздел "Благоустройство" этого документа). Отдельно изложены требования и рекомендации по озеленению, в том числе требования к выбору и размещению деревьев, кустарников, газонов. Процитируем некоторые положения.

<2> СНиП II-89-80. Генеральные планы промышленных предприятий, утв. Постановлением Госстроя СССР от 30.12.1980 N 213.

Для озеленения площадок предприятий и территории промышленных узлов следует применять местные виды древесно-кустарниковых растений с учетом их санитарно-защитных и декоративных свойств и устойчивости к вредным веществам, выделяемым предприятиями (п. 3.71 СНиП II-89-80).

Площадь участков, предназначенных для озеленения в пределах ограды предприятия, следует определять из расчета не менее 3 кв. м на одного работающего в наиболее многочисленной смене. При этом предельный размер участков озеленения не должен превышать 15% площадки предприятия <3> (п. 3.73 СНиП II-89-80).

<3> Для северной строительно-климатической зоны площадь участков озеленения не нормируется.

Озеленение допускается размещать на покрытиях зданий. В качества озеленения допускается применять "передвижные сады", размещая деревья и кустарники в контейнерах.

Основным элементом озеленения площадок промышленных предприятий следует предусматривать газон (п. 3.77 СНиП II-89-80).

Таким образом, данные строительные нормы и правила (СНиП) не допускают эксплуатации промышленных предприятий без перечисленных элементов благоустройства и являются обязательными для применения.

Опасные производственные объекты

Такие объекты имеет большинство промышленных предприятий, и в этом случае должны соблюдаться дополнительные правила их эксплуатации. Например, Постановлением Госгортехнадзора России от 21.06.2002 N 35 <4> утверждены Общие правила безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств. В п. 8.8 этих правил предусмотрено: территория организации должна быть благоустроена в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил и содержаться в чистоте. Дороги, проезды и проходы должны быть свободными для проезда и прохода. Дороги, проезды и тротуары должны своевременно ремонтироваться, в зимнее время очищаться от снега и льда, а при оледенении посыпаться песком (золой, шлаком). В темное время суток проезды и проходы должны быть освещены.

<4> Документ зарегистрирован в Минюсте России 11.09.2002 N 3786.

Еще один пример приведен в Письме Минфина России от 02.04.2007 N 03-03-06/1/203: п. 2.1.4 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов от 01.12.2000 ВРД 39-1.10-006-2000 установлено, что на территории производственных объектов должны отсутствовать источники запыления воздуха. Открытые участки земли вблизи компрессорного цеха со стороны воздухозаборных устройств газоперекачивающих агрегатов должны быть засеяны газонной травой или асфальтированы (бетонированы).

Учитывая требования п. 1 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ <5>, в силу которого организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного и других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, финансисты соглашаются с тем, что в этом случае названные объекты благоустройства (асфальтирование и посадка газонной травы) следует считать производственными. Следовательно, расходы на ремонт и техническое обслуживание указанных объектов, производимые на основании дефектной ведомости в соответствии с требованиями вышеназванных нормативных правовых актов, могут быть учтены в составе прочих расходов налогоплательщика в соответствии с положениями ст. 260 НК РФ.

<5> Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Санитарно-защитные зоны

Следующий документ, который предприятие может использовать в споре с налоговиками, - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 N 38. Данным Постановлением утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Положения этого документа распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, которые создают уровень загрязнения за пределами промплощадки, превышающий ПДК и/или ПДУ, и/или вклад в загрязнение жилых зон которых превышает 0,1 ПДК (за исключением предприятий - источников ионизирующих излучений).

Итак, какие обязательные требования устанавливают СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03? Прежде всего п. 2.6 предусмотрено, что предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благоустройства. Для действующих предприятий проект организации СЗЗ должен быть обязательным документом (п. п. 2.9 и 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). В частности, к таким предприятиям относятся машиностроительные, металлургические, металлообрабатывающие, химические заводы, предприятия лесопромышленного комплекса, строительных материалов, текстильной и легкой промышленности и т.д. Все они в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов делятся на классы, для каждого из которых установлен соответствующий размер СЗЗ:

В соответствии с п. 2.14 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объектов, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, ширина СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача РФ или его заместителя.

Обратите внимание: временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятой величины СЗЗ для максимальной проектной или фактически достигнутой его мощности (п. 2.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Важным с точки зрения рассматриваемой темы является п. 2.28, в котором сказано: СЗЗ для предприятий IV, V классов должна быть максимально озеленена - не менее 60% площади; для предприятий II и III классов - не менее 50%; для предприятий, имеющих санитарно-защитную зону 1000 м и более, - не менее 40% ее территории с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки.

К сведению: затраты, связанные с формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, относятся к материальным расходам налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Что в итоге?

Полагаем, что все вышеизложенное убедило бухгалтера в том, что благоустройство производственной территории и содержание СЗЗ в надлежащем состоянии являются для промышленного предприятия обязанностью, установленной действующими нормативными документами. Это означает, что никаких иных обоснований для налоговых инспекторов руководству предприятия придумывать не нужно. Расходы на асфальтирование, бетонирование, укладку брусчатки (а также ремонт дорог, площадок, тротуаров), создание и ремонт осветительной сети, посадку деревьев и кустарников (их обрезку), посев газонов могут уменьшать налогооблагаемую прибыль при наличии подтверждающих документов. Соответственно, признавая связь этих затрат с производственной деятельностью, логично утверждать, что вычет сумм НДС со стоимости таких расходов производится в общеустановленном порядке по мере оприходования (принятия к учету) товаров, работ, услуг и при наличии счета-фактуры.

Возьмем КоАП РФ в союзники

Специально для тех читателей, которые до сих пор сомневаются в обоснованности признания расходов на благоустройство в целях налогообложения прибыли и применения налогового вычета "входного" НДС, приведем еще один аргумент. Для этого обратимся к ст. 6.3 КоАП РФ, которая предусматривает следующее. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение административного штрафа:

Иными словами, производственная деятельность предприятия, не выполняющего требования действующих нормативных документов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, может быть приостановлена (!). Это ли не однозначное подтверждение связи расходов на благоустройство с деятельностью, направленной на получение доходов?!

Осталось только доказать сомневающемуся читателю, что данная статья КоАП РФ применяется в анализируемой ситуации. С этой целью приведем несколько судебных актов. Судьи ФАС МО в Постановлении от 14.02.2005 N КА-А41/82-05 признали обоснованным наложение штрафа, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, на ЗАО "Ватная фабрика". При этом основанием для привлечения к ответственности было ненадлежащее содержание площади СЗЗ, установленной в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Другой пример - Постановление ФАС ЗСО от 26.09.2006 N Ф04-6167/2006(26677-А67-43): ООО "Томский инструментальный завод" привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за отсутствие проекта СЗЗ. И вновь судьи сослались в документе на СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Только допущенные контролерами процессуальные нарушения позволили избежать ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ ОАО "РЖД" при отсутствии проекта СЗЗ (см. Постановление ФАС СЗО от 09.11.2007 N А42-2463/2007). По этой же причине арбитры ФАС ВСО освободили ОАО "ВСРП" от уплаты штрафа по ст. 6.3 КоАП РФ. Основания для его наложения были сформулированы следующим образом: территория не благоустроена, не проводится озеленение, внутрипортовые проезды не асфальтируются, ливневая канализация с локальной очисткой отсутствует (Постановление от 05.06.2006 N А19-44272/05-35-Ф02-2543/06-С1).

Арбитражная практика о налогах Постановление ФАС МО от 27.09.2007 N КА-А40/9456-07

Налогоплательщик оплатил работы по озеленению территории своей производственной базы (посев и прополка газонов). ИФНС посчитала такие расходы не соответствующими требованиям ст. 252 НК РФ. Арбитры опровергли мнение инспекции, отметив, что целью выполненных работ являлось приведение производственной базы в нормативное техническое состояние. К тому же налогоплательщик руководствовался п. п. 4.11.7 и 4.11.8 Правил технической эксплуатации резервуаров магистральных нефтепроводов и нефтебаз (РД 153-39.4-078-01), устанавливающими обязанность содержать откосы покрытыми растительным слоем, предотвращающим размыв земляной обсыпки поверхностными водами.

Постановление ФАС ПО от 19.09.2007 N А49-500/07-35А/21

Затраты на оплату услуг по вырубке деревьев и спиливанию крон экономически обоснованны, поскольку произведены в целях предотвращения аварийных ситуаций на территории налогоплательщика, имеющего опасные производственные объекты.

Решения в пользу предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, вынесены также в Постановлениях ФАС УО от 22.05.2007 N Ф09-3656/07-С2, ФАС МО от 04.04.2006 N КА-А40/2276-06-2, ФАС СЗО от 18.07.2005 N А56-11749/04.

Постановление ФАС ДВО от 22.02.2006 N Ф03-А73/05-2/5081

Согласно п. 3.77 СНиП II-89-80 на налогоплательщика возложена обязанность по благоустройству территории, в том числе по озеленению площадок промышленных предприятий, основным элементом которого являются газоны. Поэтому расходы на обустройство газонов, расположенных на территории завода, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2007 N А41-К2-5321/07

Спорными стали расходы на оплату выполненных подрядчиком работ по устройству дорог, озеленению, укладке бордюрного камня, доставке растительного грунта, наружному освещению. Судьи решили, что затраты по асфальтированию, укладке тротуарной плитки на производственных площадях, по озеленению и устройству внешнего ограждения и освещения понесены для осуществления основной деятельности, связанной с получением дохода. Вновь созданные объекты отвечают критериям амортизируемого имущества. Асфальтовое покрытие, используемое в производственной деятельности, относится к основным фондам (подраздел "Сооружения", код 120001121 Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94). Устройство внешнего ограждения, обозначающего границы предприятия и освещения, необходимо для охраны территории и поддержания на ней безопасности. Расходы на озеленение уменьшают налоговую базу в силу пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ как затраты на формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Следовательно, предприятие правомерно учло расходы при исчислении налога на прибыль и воспользовалось вычетом по НДС.

Этот же суд в Постановлении от 31.10.2007 N А41-К2-4495/07 признал, что расходы по асфальтированию дороги на въезде на территорию предприятия экономически обоснованны, так как необходимы для подъезда автотранспорта и связаны с производственной деятельностью.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2007 N 09АП-9700/2007-АК

Камнем преткновения в данном случае стали расходы по благоустройству административно-бытового корпуса, а именно на устройство газонов, посадку деревьев, кустарников и многолетних цветников. Судьи признали решение ИФНС о начислении недоимки по налогу на прибыль, пени и штрафа незаконным, указав следующее: налоговым органом не представлены доказательства того, что спорные работы осуществлялись за счет средств бюджетного или иного целевого финансирования, а также что газоны, деревья, кустарники, цветники относятся к объектам внешнего благоустройства в смысле пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ.

Отметим, что ФАС СЗО также неоднократно заявлял, что не амортизируются в силу указанного подпункта (не подлежат амортизации объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты) только те объекты внешнего благоустройства, которые построены на целевые бюджетные или иные деньги (Постановления от 18.07.2005 N А56-11749/04 и от 25.10.2004 N А56-32626/03).

Постановление ФАС МО от 14.06.2007 N КА-А40/4876-07

В данном случае арбитры анализировали правомерность предъявления к вычету НДС. Они признали, что услуги по озеленению, работы по уходу за газонами и зелеными насаждениями, содержанию дорог приобретались предприятием для обеспечения благоустройства территории в соответствии с требованиями законодательства РФ, следовательно, они связаны с основной производственной деятельностью. Поскольку услуги приняты на учет и имеются надлежащим образом оформленные счета-фактуры, исключение сумм налога из вычетов произведено ИФНС необоснованно.

К аналогичному выводу пришли судьи в Постановлении ФАС ВСО от 21.06.2007 N А33-15634/04-С3-Ф02-3458/07, А33-15634/04-С3-Ф02-3474/07.

Постановление ФАС ЦО от 26.04.2007 N А68-АП-400/14-04

Предприятие по производству гипса, гипсовых изделий и других строительных материалов правомерно уменьшило налогооблагаемую прибыль на сумму расходов по оплате работ по устройству газонов, валке и посадке деревьев, и посадке цветов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают обязанность организации содержать СЗЗ в надлежащем состоянии. Поскольку нарушение санитарных норм может повлечь приостановку деятельности предприятия, создание объектов, обеспечивающих снижение уровня воздействия на среду до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия, и поддержание таких объектов в нормальном состоянии являются обязанностью предприятия.

Перечень судебных актов, в которых налоговики потерпели фиаско, можно продолжить (см., например, Постановления ФАС ЗСО от 19.09.2007 N Ф04-6082/2007(37864-А45-40) и от 09.04.2007 N Ф04-2061/2007(33237-А27-26), ФАС СЗО от 11.10.2007 N А42-5270/2006). В целом можно констатировать, что арбитры в подавляющем большинстве случаев встают на сторону налогоплательщиков (конечно, при условии наличия всех подтверждающих документов).

В заключение отметим, что расходы предприятий на оплату услуг третьих лиц по разработке проекта организации СЗЗ уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе текущих расходов, поскольку они связаны с производственной деятельностью и понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства (Постановления ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А40/13605-05, ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3)).

Ремонт твердых покрытий

Эти расходы также уменьшают налогооблагаемую прибыль и предоставляют возможность предъявить суммы "входного" НДС к вычету из бюджета. Правда, налоговики придираются и к ним, демонстрируя порой чудеса въедливости. По вполне понятным причинам налоговикам выгодно квалифицировать произведенные предприятием расходы не как текущие (ремонт), а в качестве капитальных (создание новых объектов или достройка имеющихся на балансе). Так, в деле, рассмотренном Девятым арбитражным апелляционным судом (Постановление от 07.08.2007 N 09АП-9700/2007-АК), инспекторы утверждали, что работы по капитальному ремонту внутриплощадочных проездов на территории предприятия являются достройкой данного объекта, поскольку в результате этих работ была увеличена их площадь. Свою правоту инспекторы подтвердили следующим: согласно договору подряда с третьим лицом работ по монтажу железобетонных плит было выполнено больше, чем работ по демонтажу. Следовательно, единовременное списание затрат в текущие налоговые расходы произведено необоснованно.

Однако предприятие легко опровергло данное утверждение, представив справку главного инженера, выкопировку из журнала регистрации инструктажа на рабочем месте, путевые листы строительных машин и грузовых автомобилей, свидетельствующие о том, что часть работ по демонтажу произведена собственными силами предприятия. Поэтому в действительности площадь ремонтируемых объектов не увеличилась. В результате инспекторы вновь потерпели фиаско.

Таким образом, в случае ремонта твердых покрытий для признания расходов в целях налогообложения прибыли и правомерности предъявления НДС к вычету предприятию необходимо выполнить два условия: подтвердить, во-первых, что объекты имелись на балансе организации и, во-вторых, что они требовали ремонта. Тогда предприятие сможет отстоять свою точку зрения в суде <6>. В противном случае начисление недоимки по налогу, пеней и штрафа суд признает обоснованным (Постановление ФАС ВВО от 10.01.2007 N А29-3762/2006а).

<6> См., например, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2006 N 09АП-16794/2006-АК, ФАС ЗСО от 21.08.2006 N Ф04-3150/2005(25481-А46-40), ФАС ПО от 30.03.2006 N А55-5320/05-31.

Подведем итоги

Итак, что необходимо помнить бухгалтеру промышленного предприятия, осуществляющего работы по благоустройству территории? Прежде всего нужно разделить произведенные затраты на текущие и капитальные. К первым относятся расходы на ремонт (текущий и капитальный) существующих объектов, формирование крон деревьев, приобретение семян и саженцев и т.д. Эти затраты в целях бухгалтерского и налогового учета являются текущими.

Обратите внимание: текущие расходы бухгалтер вправе списать на счета учета затрат (не в дебет 91-2 "Прочие расходы"). Этот вывод основан на том, что данные расходы связаны с осуществлением основной деятельности предприятий промышленности.

Капитальными признаются затраты, связанные с созданием новых объектов и реконструкцией (модернизацией, достройкой) имеющихся, например с асфальтированием, бетонированием, мощением участков, на которых ранее твердое покрытие отсутствовало, с устройством нового ограждения, газонов, систем освещения. В бухгалтерском учете такие расходы первоначально отражаются по дебету счета 08-3 "Строительство объектов основных средств" с последующим отнесением на счет 01 "Основные средства". Списание первоначальной стоимости таких объектов производится посредством начисления амортизации (как и в налоговом учете). Полагаем, что наши рекомендации о необходимости зачисления вновь созданных объектов в состав основных средств предприятия не вызовут сомнений у бухгалтера, поскольку на протяжении всей статьи мы приводили аргументы в пользу производственной направленности расходов на благоустройство.

Известно, что имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, признается объектом обложения налогом на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Поэтому данный налог уплачивается предприятием в общеустановленном порядке согласно правилам, установленным гл. 30 НК РФ.

Еще один важный нюанс связан с исчислением земельного налога. Площадь санитарно-защитной зоны предприятия бухгалтеру необходимо учитывать при его расчете. Правда, только в том случае, если границы СЗЗ установлены соответствующими документами. Иначе предприятие может избежать обязанности уплаты земельного налога. Данный вывод подтверждает арбитражная практика (Постановления ФАС ВСО от 02.11.2006 N А19-10767/06-50-Ф02-5737/06-С1, ФАС ЗСО от 11.12.2006 N Ф04-8060/2006(29109-А27-33), от 01.11.2006 N Ф04-7388/2006(28151-А27-37) и др.).

Исключения из правил

В рамках данной статьи мы рассмотрели нюансы учета и налогообложения далеко не всех возможных объектов благоустройства. Так, остались за кадром устройство фонтанов и искусственных водоемов, приобретение и установка малых архитектурных форм и т.п. Очевидно, что бухгалтер, списавший затраты на их создание, последующее содержание и обслуживание в состав налоговых расходов и предъявивший НДС к вычету, столкнется с претензиями налоговых инспекторов. Вместе с тем возможно, что виртуозность юристов (в арбитражном суде) позволит предприятию избежать материальных потерь в виде уплаты недоимки, пеней и штрафов. Данные виды объектов благоустройства являются больше "имиджевыми", чем производственными. Обязанность их создания не предусмотрена действующими нормативными документами, поэтому доказать, что такие расходы связаны с деятельностью, направленной на получение доходов, крайне сложно.

Справедливости ради отметим, что в Примечании 2 к п. 3.73 СНиП II-89-80 закреплена необходимость устройства на территории предприятия, расположенного в IV климатической зоне, систем обводнения, предназначенных для озеленения участков. Поэтому существует надежда на то, что в некоторых случаях предприятие все-таки сможет сэкономить на налогах.

К сведению: IV климатической зоной является степная географическая зона с недостаточным увлажнением грунтов (в том числе черноморское побережье, предкавказские степи, за исключением Кубани и западной части Северного Кавказа) <7>.

<7> См., например, СНиП 1.04.03-85. Часть II, утв. Постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 17.04.1985 N 51/90.

В бухгалтерском учете источником списания таких "исключительных" затрат (включая суммы "входного" НДС) является дебет счета 91-2 "Прочие расходы". Причем в данном случае не имеет значения характер расходов (текущие или капитальные), поскольку нет оснований для учета объектов в составе основных средств (не выполняются условия п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств").

Т.Ю.Кошкина

Редактор журнала

"Строительство:

бухгалтерский учет

и налогообложение"