Мудрый Экономист

Персональные данные государственных гражданских служащих и их защита в трудовых правоотношениях

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 1

Персональные данные госслужащего являются конфиденциальной информацией и передача их третьим лицам должна производиться с соблюдением следующих требований, закрепленных в ст. 88 Трудового кодекса РФ.

Институт защиты персональных данных работника (в т.ч. госслужащего) введен в трудовое право сравнительно недавно с принятием нового Трудового кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 1 февраля 2002 г. Одним из оснований введения института защиты персональных данных госслужащего являются международно-правовые договоры.

Так, в ст. 12 Всеобщей декларации прав и свобод человека от 10 декабря 1948 г. закреплено важное положение о том, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь или незаконным посягательствам на его честь и репутацию и что каждый имеет право на защиту от такого вмешательства или таких посягательств.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 г. каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, жилища, корреспонденции. Этот принцип закреплен также в п. 1 ст. 9 Конвенции Содружества Независимых Государств "О правах и основных свободах человека" от 26 мая 1995 г., ратифицированной Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. <1>.

<1> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 45. Ст. 4239.

Принцип уважения частной жизни установлен Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и Конституцией Российской Федерации.

Декларация регламентирует право каждого работника на неприкосновенность его частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (п. 1 ст. 9).

В силу ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Статья 85 Трудового кодекса Российской Федерации содержит определение двух новых для трудового права понятий: "персональные данные работника" и "обработка персональных данных работника".

Персональные данные работника (в т.ч. и госслужащего) - это прежде всего информация, которая касается конкретного работника и которая необходима работодателю в связи с трудовыми отношениями. Следовательно, среди всей информации, касающейся конкретного работника, к персональным данным можно отнести только такую информацию, которая необходима работодателю в связи с трудовыми отношениями.

В силу ст. 65 Трудового кодекса РФ такой информацией являются:

Однако к такой информации могут относиться иные сведения, содержащиеся в личном деле работника, такие, например, как сведения о переводах, о профессиональном росте, профессиональной карьере госслужащего, повышении его квалификации; профессиональной подготовке, переподготовке, приобретении им другой специальности, квалификации; сведения об аттестации, конкурсных испытаниях; иная информация, которая непосредственно касается госслужащего и которая может быть отнесена к разряду конфиденциальной.

Исходя из смысла ч. 6 ст. 89 Трудового кодекса РФ, можно сделать вывод, что персональные данные госслужащего могут быть двух видов:

На основании положений Федерального закона от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" <2> можно некоторым образом определить круг сведений, которые являются персональными данными государственного гражданского служащего.

<2> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 8. Ст. 609.

В соответствии со ст. 2 Закона от 20 февраля 1995 г. к персональным данным госслужащего можно отнести:

По смыслу ст. 88 Трудового кодекса такая информация относится к разряду конфиденциальной.

Понятие "обработка персональных данных", содержащееся в ч. 2 ст. 85 Трудового кодекса РФ, представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе:

Как уже отмечено выше, институт защиты персональных данных госслужащего включает в себя понятие "обработка его персональных данных". Статья 86 Трудового кодекса РФ закрепила следующие требования:

  1. обработка персональных данных госслужащего может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия госслужащему в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности госслужащего, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;
  2. при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных государственного гражданского служащего работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, Трудовым кодексом и иными федеральными законами;
  3. все персональные данные государственного гражданского служащего следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то госслужащий должен быть уведомлен об этом заранее и на это должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить госслужащему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа госслужащего дать письменное согласие на их получение;
  4. работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные госслужащего о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;
  5. работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные госслужащего о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
  6. при принятии решений, затрагивающих интересы госслужащего, работодатель не имеет права основываться на персональных данных госслужащего, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;
  7. защита персональных данных госслужащего от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном федеральным законом;
  8. госслужащие и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных госслужащего, а также об их правах и обязанностях в этой области;
  9. государственные гражданские служащие не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;
  10. работодатели и госслужащие должны совместно выбирать меры защиты персональных данных госслужащих.

К сожалению, процедура обработки персональных данных госслужащего в законе не определена.

Персональные данные госслужащего являются конфиденциальной информацией, и передача их третьим лицам должна производиться с соблюдением следующих требований, закрепленных в ст. 88 Трудового кодекса РФ:

В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя, госслужащие имеют право на:

В трудовом законодательстве устанавливается и ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных. Однако эта норма - ст. 90 Трудового кодекса РФ носит отсылочный (бланкетный) характер и может быть предметом отдельного рассмотрения.

В.Седов

К. ф. н.,

доцент

кафедры гражданско-правовых дисциплин

юридического факультета

Владимирского государственного

педагогического университета,

член квалификационной комиссии судей

1-го арбитражного апелляционного суда

г. Владимира