Мудрый Экономист

Корпоративный психолог: кто он?

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 1

Польза от пребывания в организации на штатной основе компетентного специалиста-психолога может быть очень значительной. Так, работая в компании значительное время, корпоративный психолог бывает хорошо осведомлен обо всех явных и тайных аспектах взаимоотношений между подчиненными и руководством. Он в курсе производственной ситуации, хорошо разбирается в специфике работы своего предприятия. Поэтому в случае возникновения проблем специалист-психолог способен разрешить ситуацию быстрее, грамотнее и эффективнее, чем это сделает приглашенный специалист, которому потребуется значительное время только на изучение обстановки.

Многие организации укомплектовывают свой штат специалистом-психологом. Штатный психолог в коллективе нужен для повышения экономической эффективности работы организации за счет оптимизации деятельности ее сотрудников. Наниматель ждет от такого специалиста, что в результате его действий в компанию будут попадать только самые достойные претенденты на те или иные должности, что работники станут хорошо спаянной командой, которая решит любые задачи, что в фирме восторжествует объединяющий всех ее сотрудников корпоративный дух, что личностные качества людей будут постоянно совершенствоваться в ходе занятий по специальным тренинговым программам, что возникающие конфликты станет возможным быстро гасить при непосредственном участии дипломированного знатока человеческой психологии, что руководство начнет оперативно реагировать на любые проявления недовольства в среде подчиненных и т.п. И чем выше численность персонала компании, тем более актуальной становится проблема грамотного психологического подхода к решению вопросов управления. Более того, некоторые продвинутые боссы привлекают корпоративных психологов к разработке тактики ведения деловых переговоров, советуются с ними по поводу того, как грамотно организовать рекламную кампанию, как определить имиджевый стиль организации. Правда, пока статус и круг полномочий психолога в российских фирмах почти всегда зависит от степени доверия к нему первых лиц компаний. Бывает и так, что босс смотрит на психолога лишь как на модный аксессуар в своем бизнесе и при случае хвастается перед деловыми партнерами: дескать, у меня специальный профи есть для того, чтобы разруливать конфликтные ситуации.

Психолог "свой" или "чужой"?

Но если начальство обычно все-таки знает, зачем оно платит деньги своему психологу, то для служащих компании роль такого коллеги часто не слишком ясна. При этом сам наемный психолог может чувствовать себя крайне неуютно из-за своего неопределенного статуса в местной иерархической системе. Топ-менеджеры нередко воспринимают его как странную фигуру, игрушку главного босса, только отвлекающую своими тестами и исследованиями серьезных людей от настоящего дела. Многие же из тех, кого в кабинет психолога загоняют приказами, просто не в состоянии понять, зачем им откровенничать с представителем интересов руководства. Все ведь прекрасно осознают, что штатный психолог финансово и административно зависит от своего работодателя, а значит, в первую очередь работает на него. Но, конечно, многое зависит от психологической обстановки в коллективе и личности самого психолога. С одной стороны, вряд ли в организации, где начальство привыкло смотреть на подчиненных как на расходный материал, который в любой момент можно обновить, люди станут откровенничать с кем-либо, кроме самых близких друзей. А с другой стороны, часто сами корпоративные психологи не соответствуют высоким критериям, предъявляемым к людям их профессии, и на самом деле являются всего лишь талантливыми продавцами воздуха.

Псевдопсихолог

Бывает, что реальной пользы от многолетней деятельности корпоративного психолога - ноль: текучка кадров на фирме не уменьшается, эффективность деятельности отделов оставляет желать лучшего, коллектив постоянно сотрясают скандалы. Однако психолог не испытывает ни малейшего чувства вины за допущенные просчеты и создает видимость кипучей деятельности, отчитывается о своих мнимых победах руководству и в итоге получает от него поощрение за достигнутые достижения. Столь абсурдные ситуации возникают из-за того, что сегодня нередко психологами становятся люди, получившие второе высшее образование за два года (во многих коммерческих вузах подготовка психологов ведется недостаточно качественно из-за отсутствия высококвалифицированных преподавателей, научной базы и т.д.), а зачастую и те, кто окончил двухмесячные ускоренные курсы. Понятно, что знания таких специалистов поверхностны. Но при этом нередко человек, имеющий за плечами скромный опыт работы (а иногда только некий набор теоретических знаний), тем не менее уверен, что он справится с любой психологической проблемой. Вероятно, это происходит еще и потому, что мало кто из руководителей имеет ясное представление о необходимом уровне квалификации подобного специалиста.

Подобные псевдопрофессионалы не только не приносят своей компании никакой пользы, но и причиняют ей конкретный вред. Во-первых, они впустую отвлекают специалистов от дела. Во-вторых, из-за видимого отсутствия какой-либо пользы от тренингов и собеседований многие люди просто перестают верить в пользу психологии как прикладной науки и в дальнейшем всеми правдами и неправдами пытаются уклониться от участия в любых обучающих мероприятиях. И наконец, в-третьих, из-за непрофессиональных действий таких психологов, к примеру по причине неправильно примененной ими методики оценки деловых качеств сотрудников путем тестирования, могут невинно пострадать люди. Кроме того, известно, что некоторые непорядочные специалисты рекомендуют своему руководству посылать сотрудников не на те тренинги, которые им объективно необходимы, а на те, за которые корпоративный психолог получит определенную сумму от руководства тренинговой компании. В будущем, вне всякого сомнения, профессиональное психологическое сообщество выработает собственные этические нормы и будет строго контролировать деятельность всех своих членов. Именно так обстоит дело с психоанализом в США. Любой скандал, бросивший тень на авторитет специалиста, может обернуться для него потерей практики и даже самого права работать в будущем по своей профессии. Но пока у нас в России корпоративные психологи еще не ограничены в своих действиях жесткими рамками цеховой этики.

Психолог-профессионал

Польза от пребывания в организации на штатной основе компетентного специалиста-психолога может быть очень значительной. Так, работая в компании значительное время, корпоративный психолог бывает хорошо осведомлен о всех явных и тайных аспектах взаимоотношений между подчиненными и руководством. Он в курсе производственной ситуации, хорошо разбирается в специфике работы своего предприятия. Поэтому в случае возникновения проблем специалист-психолог способен разрешить ситуацию быстрее, грамотнее и эффективнее, чем это сделает приглашенный специалист, которому потребуется значительное время только на изучение обстановки. Но принципиально важно, чтобы местный специалист пользовался полным доверием со стороны представителей наемного персонала и управленческого корпуса. Только соблюдение такого условия позволяет психологу в полной мере проявить свой профессиональный талант для пользы большинства своих коллег и родной компании. Как показывает практика, профессионалы воспринимаются многими работниками позитивно. К ним обращаются как по производственным вопросам, так и по личным. У них просят совета, и профессионалы очень дорожат таким доверием.

О.Глинкина

К. п. н.,

старший преподаватель

кафедры менеджмента организации

Московского института международных

экономических отношений