Мудрый Экономист

Пособие по беременности и родам: проблемы правового регулирования

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 1

Исследование изменений в российском законодательстве о труде и социальном обеспечении свидетельствует о несогласованности норм, касающихся интересов работников как лиц, застрахованных по обязательному социальному страхованию. Отсутствие в ТК РФ специального раздела о социальном страховании работников привело к появлению коллизий в части их обеспечения социально-страховыми пособиями.

Отношения по предоставлению пособия по беременности и родам регулируются Федеральными законами: от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 29 декабря 2006 г. "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" <1>, от 21 июля 2007 г. "О бюджете ФСС РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"; Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г., утвердившим Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, и другими подзаконными актами.

<1> Российская газета. - 31 декабря 2006 г.

Пособие по беременности и родам введено в нашей стране одновременно с пособием по временной нетрудоспособности. Причем до начала 40-х годов прошлого века беременность и роды рассматривались как один из случаев обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Впоследствии данная выплата по беременности и родам превратилась в самостоятельный вид пособия.

Цель данного пособия - возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения и тем самым способствовать стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан.

Данное пособие рассчитано в основном на работающих женщин.

Пособие по беременности и родам выплачивается за весь период полагающегося отпуска по беременности и родам. Его продолжительность составляет 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. В случае осложненных родов отпуск после родов составляет 86 календарных дней, а при рождении двух или более детей - 110 календарных дней. При многоплодной беременности отпуск до родов увеличен с 70 до 84 календарных дней. Таким образом, минимальная продолжительность отпуска - 140 календарных дней, а максимальная - 194 календарных дня.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Так же выплачивается на практике и пособие за период отпуска.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам служит листок нетрудоспособности (медицинская справка установленной формы), которым оформляется отпуск по беременности и родам.

Право на данное пособие возникает у женщины со дня предоставления отпуска по беременности и родам (с 30 недель беременности, при многоплодной беременности - с 28 недель).

За пособием по беременности и родам следует обращаться не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. В противном случае право на него будет утрачено.

В таблице 1 представлены данные о категориях женщин, имеющих право на данное пособие; размерах пособия; документах, необходимых для его получения по месту обращения.

Таблица 1

---------------------T-------------T------------------T-------------------¬
¦ Кому выплачивается ¦ Где ¦ Размер ¦ Документы ¦
¦ ¦выплачивается¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+------------------+-------------------+
¦Женщинам: ¦ ¦в размере среднего¦ ¦
¦ ¦ ¦заработка (дохода)¦ ¦
¦ ¦ ¦за последние ¦ ¦
¦ ¦ ¦12 календарных ¦ ¦
¦ ¦ ¦месяцев, ¦ ¦
¦ ¦ ¦предшествующих ¦ ¦
¦ ¦ ¦месяцу наступления¦ ¦
¦ ¦ ¦отпуска ¦ ¦
¦ ¦ ¦по беременности ¦ ¦
¦ ¦ ¦и родам ¦ ¦
+--------------------+ ¦ ¦ ¦
¦подлежащим ¦по месту ¦Федеральным ¦листок ¦
¦государственному ¦основной ¦законом от 21 июля¦нетрудоспособности ¦
¦социальному ¦работы ¦2007 г. "О бюджете¦ ¦
¦страхованию, ¦ ¦ФСС РФ на 2008 год¦ ¦
¦т.е. работающим ¦ ¦и на плановый ¦ ¦
¦по трудовому ¦ ¦период 2009 и 2010¦ ¦
¦договору ¦ ¦годов" с 1 января ¦ ¦
¦ ¦ ¦2008 г. установлен¦ ¦
¦ ¦ ¦максимальный ¦ ¦
¦ ¦ ¦размер пособия за ¦ ¦
¦ ¦ ¦полный календарный¦ ¦
¦ ¦ ¦месяц в сумме ¦ ¦
¦ ¦ ¦23 400 руб. ¦ ¦
+--------------------+-------------+------------------+-------------------+
¦уволенным в связи ¦органами ¦300 руб. ¦заявление о ¦
¦с ликвидацией ¦социальной ¦ ¦назначении пособия;¦
¦предприятий, ¦защиты ¦ ¦листок ¦
¦в течение ¦населения ¦ ¦нетрудоспособности;¦
¦12 месяцев, ¦по месту ¦ ¦выписка из трудовой¦
¦предшествовавших ¦жительства ¦ ¦книжки, заверенная ¦
¦дню признания ¦ ¦ ¦в установленном ¦
¦их безработными ¦ ¦ ¦порядке; ¦
¦ ¦ ¦ ¦справка из органов ¦
¦ ¦ ¦ ¦службы занятости ¦
¦ ¦ ¦ ¦о признании ¦
¦ ¦ ¦ ¦их безработными ¦
+--------------------+-------------+------------------+-------------------+
¦уволенным ¦по последнему¦в размере среднего¦листок ¦
¦при наступлении ¦месту работы ¦заработка (дохода)¦нетрудоспособности ¦
¦у них отпуска ¦ ¦по месту работы ¦ ¦
¦по беременности ¦ ¦за последние ¦ ¦
¦и родам в течение ¦ ¦12 календарных ¦ ¦
¦1 месяца после ¦ ¦месяцев, ¦ ¦
¦увольнения в случае:¦ ¦предшествующих ¦ ¦
¦перевода мужа ¦ ¦месяцу наступления¦ ¦
¦на работу в другую ¦ ¦отпуска ¦ ¦
¦местность; ¦ ¦по беременности ¦ ¦
¦болезни; ¦ ¦и родам ¦ ¦
¦необходимости ухода ¦ ¦(но не более ¦ ¦
¦за больными членами ¦ ¦23 400 руб.) ¦ ¦
¦семьи ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+------------------+-------------------+
¦обучающимся ¦по месту ¦в размере ¦медицинская справка¦
¦с отрывом ¦учебы ¦стипендии, ¦установленной формы¦
¦от производства ¦ ¦установленной ¦ ¦
¦в образовательных ¦ ¦образовательным ¦ ¦
¦учреждениях ¦ ¦учреждением, ¦ ¦
¦начального, среднего¦ ¦но не ниже размера¦ ¦
¦и высшего ¦ ¦стипендии, ¦ ¦
¦профессионального ¦ ¦установленного ¦ ¦
¦образования ¦ ¦законодательством ¦ ¦
¦и в учреждениях ¦ ¦РФ ¦ ¦
¦послевузовского ¦ ¦ ¦ ¦
¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+------------------+-------------------+
¦проходящим военную ¦по месту ¦в размере ¦медицинская справка¦
¦службу по контракту,¦службы ¦денежного ¦установленной формы¦
¦службу в качестве ¦ ¦довольствия ¦ ¦
¦лиц рядового ¦ ¦ ¦ ¦
¦и начальствующего ¦ ¦ ¦ ¦
¦состава в органах ¦ ¦ ¦ ¦
¦внутренних дел, ¦ ¦ ¦ ¦
¦Государственной ¦ ¦ ¦ ¦
¦противопожарной ¦ ¦ ¦ ¦
¦службе, ¦ ¦ ¦ ¦
¦в учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦
¦и органах уголовно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦исполнительной ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы, в органах ¦ ¦ ¦ ¦
¦по контролю ¦ ¦ ¦ ¦
¦за оборотом ¦ ¦ ¦ ¦
¦наркотических ¦ ¦ ¦ ¦
¦средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦и психотропных ¦ ¦ ¦ ¦
¦веществ, ¦ ¦ ¦ ¦
¦в таможенных органах¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------+-------------+------------------+--------------------

Установление отпусков по беременности и родам и одноименных пособий базируется на общепризнанных нормах международного права.

Вызывает сомнение оптимальность установленной в нашей стране продолжительности отпуска по беременности и родам. Конвенция МОТ N 103 "Об охране материнства", ратифицированная Россией в 1956 г., предусматривает продолжительность отпуска по беременности и родам, по меньшей мере, 12 недель, включая период обязательного послеродового отпуска, который устанавливается законодательством каждой страны и не может составлять менее 6 недель (ст. 3) <2>. Хотя продолжительность отпуска по беременности и родам, установленная Законом о пособиях 1995 г., соответствует общепризнанным международным стандартам (при нормальных родах - 20 недель), законодательство европейских стран устанавливает такие отпуска большей продолжительности <3>. Таким образом, продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам в России - 20 недель - составляет средний показатель. К тому же такой отпуск не дифференцирован в зависимости от количества рожденных детей (в частности, на второго и третьего ребенка), за исключением рождения близнецов, двойни, тройни и т.д.

<2> Международная защита прав и свобод человека. - С. 357.
<3> Например, в Швеции - 64 недели; Норвегии - 42; Дании - 30; Чехии и Словакии - 28; Венгрии и Испании - 24 недели // OECD Employment outlook 2001. OECD, 2001.

С целью стимулирования рождения второго и третьего ребенка в российских семьях, как того требует современная демографическая ситуация, представляется необходимым внести в Закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" 1995 г. изменения, согласно которым отпуск по беременности и родам будет дифференцирован в зависимости от очередности рождения ребенка в семье. Необходимо увеличить продолжительность отпуска по беременности и родам при рождении второго и последующих детей (например, так же как и при многоплодной беременности - до 84 календарных дня до родов и 110 календарных дней после родов).

Однако в настоящее время, когда значительно увеличилась занятость женщин, в том числе имеющих маленьких детей, и возрос их вклад в обеспечение семейного дохода, удлинение отпуска по беременности и родам при рождении второго и третьего ребенка имеет смысл только в том случае, если данное пособие не ограничивается верхним пределом. В противном случае, как показывает практика, работающие женщины со среднемесячным заработком, превышающим этот предел, стремятся к сокращению отпуска по беременности и родам или вовсе отказываются от него даже в ущерб своему здоровью и здоровью ребенка, что не отвечает цели такого пособия.

Конвенция "Об охране материнства" также предусматривает, что сумма пособия, предоставляемого за счет средств обязательного социального страхования и исчисляемая на основе предшествовавшего заработка, должна составлять не менее 2/3 предшествовавшего заработка женщины (п. 6 ст. 4). В России пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% среднемесячного заработка, но не более максимального размера, устанавливаемого Федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год (ст. 11 Закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" 2006 г.). Иными словами, если среднемесячный заработок женщины значительно превышает максимальную сумму пособия (например, в 2 раза и составляет 46 800 руб.), то размер пособия составит всего лишь половину ее среднемесячного заработка, а не 2/3, как установлено вышеуказанной Конвенцией.

Хотя большинство российских женщин, выходя в декретный отпуск, будут получать пособие в размере своей зарплаты (97% по данным ФСС РФ), установление верхнего предела пособия по беременности и родам ограничивает права высокооплачиваемых женщин. Несмотря на Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2007 г. N 4-П об увеличении пособия, ограничение пособия все-таки осталось, что противоречит положениям Конвенции об охране материнства и положениям ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей приоритет принципов и норм международного права.

Таким образом, дифференциация отпуска по беременности и родам целесообразна только в том случае, если размер социально-страхового пособия по беременности и родам работающим женщинам будет равен их среднему заработку без ограничения максимумом.

Целесообразно дифференцировать отпуск по беременности и родам в зависимости от субъекта - получателя данного пособия и установить более длительную продолжительность (не менее 194 календарных дней) для одиноких матерей. В Чехии, например, одиноким матерям такой отпуск составляет 35 недель.

В целях учета интересов семьи целесообразно было бы предусмотреть возможность реализации данного отпуска по желанию женщины в удобном для нее распределении этого отпуска (гибкий порядок использования дородового отпуска).

Такие правила существовали в некоторых социалистических странах <4>. Ныне подобный порядок установлен законодательством ряда европейских стран: в Финляндии женщина сама может определить срок ухода в отпуск, но не ранее чем за 50 рабочих дней и не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты родов. Часть послеродового отпуска может быть предоставлена другому члену семьи, а не только матери. В Норвегии мать должна использовать в обязательном порядке 3 недели отпуска до и 6 недель после родов, оставшаяся часть может быть взята отцом; в Дании мать должна использовать 4 недели до и 14 недель после рождения ребенка, оставшиеся 10 недель отпуска может получить один из родителей; в Великобритании 18 недель отпуска можно взять в любое время начиная с 11-й недели до ожидаемой даты рождения ребенка; в Испании можно не брать дородовый отпуск и все 16 недель использовать после рождения ребенка.

<4> Время ухода в отпуск по беременности и родам определялось с учетом желания женщины и состояния ее здоровья, но при этом продолжительность дородового отпуска не могла быть ниже установленного минимума (в Польше - 2 недели) или не ниже минимума и не выше максимума (4 и 8 недель - в Чехословакии). В Венгрии 4-недельная продолжительность дородового отпуска являлась ориентировочной и могла быть изменена в ту или иную сторону по просьбе женщины на основании заключения врача.

Полагаю, решение о предоставлении женщине права с учетом мнения врача корректировать в определенных пределах дородовой и послеродовой отпуска целесообразным, так как оно дает возможность женщине распределять его так, как ей это удобно. Это позволит женщине самой принимать решение о возможности продолжения работы в период отпуска по беременности и родам и поможет ей дольше сохранить свою конкурентоспособность, дабы не быть "вытесненной" с рынка труда.

Таким образом, если женщина с учетом состояния своего здоровья продолжает работать, сокращая тем самым продолжительность дородового отпуска, общественное производство от этого выигрывает, поскольку она дольше выполняет свои трудовые функции и на какое-то время нет необходимости заменять ее другим работником. Если же, по мнению врача, выдавшего ей больничный лист, состояние здоровья не позволяет женщине работать, то она может увеличить продолжительность дородового отпуска. При этом должна быть установлена минимальная продолжительность дородового отпуска, например не менее 30 дней.

В международных актах говорится о предоставлении отпусков по беременности и родам и аналогичных пособий не обязательно только женщинам, а всем лицам с семейными обязанностями (как женщинам, так и мужчинам), семье как субъекту права социального обеспечения в части предоставления ей социальных страховых пособий.

В Конвенции МОТ N 165 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями" отмечается, что для достижения полного равенства мужчин и женщин следует изменить традиционную роль мужчин и женщин в обществе и семье. Мужчины, как и женщины, должны в равной степени участвовать в семейной жизни <5>. Следовательно, несение семейных тягот и функций следует распределять между ними без дискриминации по половому признаку.

<5> Принята в развитие Конвенции ООН 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" // Международная организация труда: Конвенции и Рекомендации (1919 - 1990). - Женева: Бюро МОТ. Т. 2.

Однако использование части послеродового отпуска отцом ребенка вместо матери, на наш взгляд, может негативно отразиться как на здоровье ребенка, так и самой женщины. Как резонно отмечает Л.С. Ржаницына: "Если нам всем нужны дети, то в данных отношениях не может быть полной свободы договора, она ограничена ответственным государственным интересом. Здесь все равно принуждение должно существовать" <6>. Другое дело, когда послеродовой отпуск не используется по объективным причинам (смерть матери во время родов или в период послеродового отпуска; лишение ее родительских правах; признание недееспособной вследствие душевной болезни; длительная болезнь матери, препятствующая выполнению родительских обязанностей; отбывание наказания в местах лишения свободы без привлечения к оплачиваемому труду; нахождение матери под стражей в период следствия; отобрание ребенка у матери без лишения родительских прав; признание матери ограниченно дееспособной вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами). В таких случаях право на послеродовой отпуск (или неиспользованную его часть) можно предоставить отцу ребенка или другому лицу, фактически взявшему ребенка на воспитание. Логично установить отцу ребенка или фактическому воспитателю (по аналогии с одинокой матерью) более длительный послеродовой отпуск (110 календарных дней) и назвать его "родительским отпуском по уходу за новорожденным", что позволит воплотить принцип равенства полов на пособие по беременности и родам.

<6> Ржаницына Л.С. Социально-экономические основы защиты трудовых прав // Материалы научно-практической конференции: Проблемы защиты трудовых прав граждан. - М.: Права человека, 2004. - С. 116.

Исследование норм, регулирующих предоставление пособий при усыновлении ребенка в возрасте до 3 месяцев, свидетельствует о несоблюдении принципа гендерного равенства прав мужчин и женщин. В Законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" 1995 г. право на пособие установлено только женщинам (ст. 6). Мужчинам право на соответствующий послеродовой отпуск предоставляется на основании ст. 257 ТК РФ ("Отпуска работникам, усыновившим ребенка"). Поскольку говорить о пособии за послеродовой отпуск мужчине не корректно, оно именуется "пособием при усыновлении" <7>.

<7> Кучма М.И. Пособия женщинам, лицам с семейными обязанностями в связи с рождением ребенка // Человек и труд. - 2005. N 2. - С. 51.

С позиций равенства семей с детьми, независимо от ее типа, целесообразно право на родительский отпуск с выплатой пособия предоставить неполной семье (опекуну, приемному родителю, патронатному и фактическому воспитателю независимо от пола), если опека, передача в приемную или патронатную семью, принятие на фактическое воспитание ребенка производятся непосредственно из роддома или после, но в отношении ребенка, не достигшего возраста 3 месяцев. Если получателем пособия выступает вышеуказанный тип неполной семьи, образовавшейся в период после рождения ребенка и до истечения послеродового отпуска у матери, родительский отпуск, по нашему мнению, должен предоставляться на более длительный срок - 110 календарных дней со дня смерти матери, усыновления ребенка, установления опеки, принятия в приемную семью, а не со дня рождения ребенка, а при усыновлении, принятии под опеку, в приемную или патронатную семью или на фактическое воспитание двух и более детей - не менее чем на 140 календарных дней.

Необходимость установления фиксированного отпуска в 110 (140) календарных дней правомерна, так как между днем рождения ребенка и днем его усыновления, установления опеки, определения в приемную или патронатную семью, как правило, требуется время для оформления необходимых документов, и тогда данный отпуск может оказаться меньше 110 (140) календарных дней. За время такого отпуска указанным лицам должно быть выплачено и соответствующее пособие по уходу за новорожденным ребенком при его усыновлении, установлении над ним опеки, при передаче ребенка в приемную или патронатную семью либо на фактическое воспитание.

Зарубежное законодательство предусматривает специальный отцовский, как правило, оплачиваемый отпуск при рождении ребенка продолжительностью: от 3 до 10 дней - в Греции, Португалии, Испании, Нидерландах, Бельгии, Франции; до 14 дней - в Дании, Ирландии, Норвегии; до 18 дней - в Финляндии <8>.

<8> По последним данным, в Скандинавских странах этим отпуском полностью или частично пользуются 60 - 80% отцов.

Несмотря на то что ст. 123 ТК РФ устанавливает право мужа (по его желанию) оформить ежегодный отпуск в период нахождения жены в отпуске по беременности и родам, полагаю, в качестве дополнительной гарантии следует закрепить в российском законодательстве право на получение оплачиваемого "отцовского отпуска" продолжительностью 7 рабочих дней, предоставляемого со дня выписки новорожденного из роддома с выплатой пособия в размере среднемесячного заработка для отцов, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Трудовой кодекс РФ закрепляет гарантию женщинам о предоставлении им (по желанию) ежегодного оплачиваемого отпуска перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него независимо от стажа работы в данной организации. Такую гарантию можно распространить на всех лиц из числа работающих граждан (как мужчин, так и женщин) в описанных выше случаях, когда им может быть предоставлен "родительский отпуск по уходу за новорожденным", а ст. 260 ТК РФ дополнить данным предписанием.

Закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" 1995 г. установил срок послеродового отпуска у женщины в случае осложненных родов - 86 календарных дней. Вызывает сомнение подобный подход законодателя к жесткой фиксации послеродового отпуска. Продолжительность послеродового отпуска в каждом конкретном случае патологических родов должна решаться врачом женской консультации, поликлиники по рекомендации того лечебного учреждения, в котором произошли роды <9>.

<9> Москвичева Т.М. Указ. соч. - С. 20.

Использование труда женщин в тяжелых и вредных условиях труда и их негативное воздействие на женский организм, несмотря на принимаемые меры по охране труда, вызывает необходимость усиления гарантий в связи с их беременностью. Поэтому может быть воспринят опыт Финляндии, где женщины, работающие в опасных условиях труда (к которым относятся прежде всего работы, связанные с риском химических и радиационных выбросов), имеют право на специальный отпуск по беременности и родам, который длиннее стандартного отпуска (155 рабочих дней), и специальное пособие за этот период.

Исходя из принципа дифференциации продолжительности отпуска по беременности и родам в зависимости от субъекта - получателя пособия, целесообразно установить отпуск большей продолжительности, например 100 до родов и 100 календарных дней после родов женщинам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах (по Списку N 1) и на работах с тяжелыми условиями труда (по Списку N 2). Полагаем, это положение следует распространить и на мужчин - получателей родительского пособия в рассмотренных выше случаях.

Согласно п. 3 ст. 11 Закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" 2006 г. из числа получателей пособия в размере среднемесячного заработка исключены женщины, имеющие страховой стаж менее 6 месяцев. Им пособие выплачивается в размере, не превышающем МРОТ. Подобный подход законодателя вызывает определенное возражение, так как женщины детородного возраста из числа выпускников учебных заведений профессионального образования, приступившие к работе, к моменту ухода в декретный отпуск чаще всего не имеют 6 месяцев страхового стажа. Таким образом, рождение детей в молодых семьях (в частности, студенческих семьях) юридически не поощряется, что может негативно повлиять на состояние здоровья матери и будущего ребенка <10>. В данном случае логично было бы установить размер пособия равным 70% среднего заработка, предшествовавшего дню ухода в отпуск по беременности и родам, дополнив Закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" 1995 г. и Положение 2006 г. самостоятельной нормой с таким предписанием.

<10> Вареничева Т. Выгодный бюллетень // Социальная защита. - 2007. N 3. - С. 11.

Исследование изменений в российском законодательстве о труде и социальном обеспечении последнего времени свидетельствует о несогласованности норм, касающихся интересов работников как лиц, застрахованных по обязательному социальному страхованию. Отсутствие в ТК РФ специального раздела о социальном страховании работников привело к появлению коллизий в части их обеспечения социально-страховыми пособиями. Так, пособие по беременности и родам в размере 300 руб. предоставляется: неработающим женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций либо прекращением: физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей; полномочий частными нотариусами; статуса адвоката; профессиональной деятельности иными физическими лицами, которая подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. При этом они должны быть признаны в установленном порядке безработными в течение 12 месяцев, предшествовавших дню оставления или прекращения ими работы по указанным выше основаниям. Данное предписание, на наш взгляд, вступает в противоречие с принципами предоставления данного пособия.

Во-первых, нарушается гендерное равенство в праве на пособия на детей. Поэтому эту норму необходимо распространить и на мужчин - получателей данного пособия в период родительского отпуска в связи с уходом за новорожденным ребенком. Учитывая ст. 261 ТК РФ о гарантиях беременным женщинам при расторжении трудового договора - его расторжение по инициативе работодателя не допускается, кроме случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Вызывает возражения другая новелла в ст. 261 ТК РФ, согласно которой в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее заявлению продлить срок трудового договора, но только до окончания беременности. Это влечет ряд неблагоприятных для нее последствий: а) беременная женщина лишается права на получение пособия по беременности и родам за время послеродового отпуска; б) право на зачет отпуска по беременности и родам в страховой стаж, учитывая норму ч. 2 ст. 11 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <11>, может быть вообще ею утрачено. Представляется целесообразным внести в ст. 261 ТК РФ изменения, согласно которым срочный трудовой договор будет продлеваться до истечения срока отпуска по беременности и родам. Аналогичную норму следует распространить и на мужчин, находящихся в родительском отпуске по уходу за новорожденным ребенком.

<11> Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 3 июня 2006 г.) // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4920; 2006. N 23. Ст. 2384.

Во-вторых, необходимо предоставить право на пособие всем лицам (включая мужчин), отпуск по беременности и родам (родительский отпуск) у которых наступил в течение 6-месячного срока после увольнения по собственному желанию по уважительным причинам (в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимостью ухода за инвалидом I группы или больным членом семьи).

Положением от 30 декабря 2006 г. закреплено право на пособие за женщинами, у которых отпуск по беременности и родам наступил в течение месяца после увольнения по собственному желанию по перечисленным выше основаниям. Такую гарантию следовало бы предоставить и мужчинам, увеличив до 6 месяцев срок, в течение которого можно получить данное пособие.

В-третьих, во всех вышеперечисленных случаях ко дню увольнения, которое производится по объективным основаниям, лица должны иметь право на пособие в размере, соизмеримом с их утраченным заработком, - 100% среднемесячного утраченного не по их вине заработка. Установление размера пособия в твердой сумме (300 руб.) женщинам, у которых отпуск по беременности и родам наступает в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, с нашей точки зрения, не отвечает цели пособия за счет средств обязательного социального страхования. Его роль сводится в данном случае к оказанию минимальной государственной поддержке. Данной категории женщин размер пособия должен устанавливаться на общих основаниях.

Остался нерешенным вопрос о праве на пособие по беременности и родам женщин, ставших безработными в связи с реорганизацией, вследствие которой, как правило, происходит сокращение численности или штата работников организации <12>. Поскольку в данном случае прекращение трудового договора с работниками происходит не по их вине, то правомерно наделить их (как мужчин, так и женщин) правом на родительское пособие (по аналогии с гражданами, уволенными в связи с ликвидацией организации) в том случае, если они зарегистрировались в качестве безработных в течение 12 месяцев после увольнения с работы по данному основанию.

<12> Максимович Л.Б. Государственные пособия гражданам, имеющим детей // Трудовое право. - 2003. N 6. - С. 47.

Право на получение пособия по беременности и родам в размере стипендии имеют женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех ступеней профессионального образования, а также в учреждениях послевузовского образования. Учащиеся общеобразовательных учебных заведений такого права не имеют.

Учитывая тот факт, что появилась категория малолетних матерей, рожающих детей в возрасте до 15 лет, следует предоставить право на данное пособие и учащимся общеобразовательных учреждений независимо от форм собственности, но имеющих государственную аккредитацию, в размере стипендии, установленной законодательством РФ. Кроме этого, следует повысить размеры пособий по беременности и родам студенческим семьям, дифференцируя их в зависимости от типа семьи (одинокая или многодетная семья, от числа рождений и т.п.). Так как размеры стипендии устанавливаются законодательством РФ в твердых размерах, то необходимо разработать механизм их периодической индексации.

Ю.Корсаненкова

Старший преподаватель

кафедры частного права

Института экономики,

управления и права РГГУ