Мудрый Экономист

Личностные особенности человека

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2008, N 1

Статья посвящена исследованию связи индивидуальных личностных особенностей человека со стратегией самореализации и достижением успеха. Исследование проводилось среди женщин разного социального статуса: руководителей и сотрудников частных предприятий, бюджетных организаций, домохозяек в возрасте 40 - 53 лет, переживших резкие социально-экономические изменения в стране. Исследование показало, что представители частного бизнеса отличаются от бюджетников значительно лучшим развитием творческих способностей, познавательными потребностями, высоким развитием регуляторной гибкости и эмоционально-волевыми качествами.

Жизнь как бы проверяет на прочность каждого человека. Отмечаются глубокие противоречия интересов и устремлений различных социальных, профессиональных, этнических групп и слоев. Человек часто чувствует бессилие, неспособность контролировать события. Все это ставит человека перед необходимостью адаптироваться к новому окружающему миру. При этом происходят губительные метаморфозы его психологии, самосознания.

Основными психологическими проблемами взрослого человека в настоящее время являются:

В этих условиях актуализируется проблема познания особенностей психологии современного человека. Чтобы почувствовать свою жизненную силу, человек должен принять ответственность за каждое свое действие, ощутив себя хозяином собственной жизни, т.е. выработать свою стратегию жизни. Основными показателями эффективности стратегии жизни человека являются его удовлетворенность жизнью и соответствующее психическое состояние, полагающее чувство самореализации (4).

Теоретическим основанием исследования является субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна, основным методологическим принципом которого выступает признание активной роли человека в реализации им многообразных отношений с окружающим миром. С.Л. Рубинштейн характеризует сущность субъекта через активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию (6).

По мнению Абульхановой-Славской, активность субъекта проявляется в постоянном разрешении противоречия между той организацией, которую представляет личность, включая ее цели, мотивы, притязания, и внешними условиями и требованиями. Субъект активен не потому, что потребности движут его активность, а потому, что он разрешает противоречие между своими потребностями и возможностями, условиями их удовлетворения (1). Для построения адекватного и активного поведения в социуме необходимы: развитая способность самоконтроля, саморегуляции, т.е. умение управлять внутренними побуждениями.

Зрелая личность - это непременно становящаяся личность, т.е. рост личности есть способ ее существования. Становление зрелой личности полагает высокий уровень ее творческой активности, способность четко определять значимые цели и жизненную стратегию, быть внутренне свободным, сохранять возможность и потребность роста - развития, саморазвития, самореализации, обусловленных способностью человека к самооценке и интерпретации окружающей действительности, событий и себя в них. Сохранение этих условий в современном нестабильном, неустойчивом обществе требует значительных усилий, но только их устойчивость обеспечивает человека способностью участвовать и действовать в направлении изменения этой ситуации (4). Проводя исследования, мы исходили из предположения о своеобразии индивидуально-личностных характеристик, лежащих в основе профессионального самоопределения.

Особенности объекта исследования

Исследование особенностей самореализации проводилось среди женщин разного социального статуса (руководители частных предприятий - 13 человек, руководители бюджетных организаций - 13 человек, подчиненные частных предприятий - 9 человек, подчиненные бюджетных организаций - 9 человек и домохозяйки - 8 человек), возраст - 40 - 53 лет. Основное новообразование этого периода - достижение личностной зрелости.

В процессе исследования мы намеренно разделили группы женщин на представителей частного бизнеса и представителей бюджетных организаций. Женщины этого возраста пережили резкие социально-экономические изменения в стране, и далеко не каждая смогла адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. В "зоне несвободы" оказались служащие, рабочие промышленных предприятий (кроме приватизированных), ученые, интеллигенция, те, кто образовал новый класс "бюджетников", и пенсионеры.

При различиях их социально-профессионального положения и деятельности, степени ее совместимости или индивидуальности, они оказались в жесткой, нищенской зависимости от государства. Их экономическое положение совершенно независимо от личностных усилий, поскольку нивелировались недавние ценности - карьера, занимаемая должность, профессионализм... Мера самоэксплуатации определяется мерой притязания на лучший образ жизни. Тем, насколько на сознание этой страты повлияли ценность, богатства, состав семьи и... реальные силы, здоровье, возраст. Сознание этой группы не имеет "люфтов" - оно загнано в узкую щель между зарплатой и возможностью совмещать две работы. Они "свободны" предлагать свои услуги на рынке труда и занятости, где существует возрастная и профессиональная конкуренция, создаваемая этим рынком. Сознание же этой группы порабощено ежедневной мыслью о деньгах (1).

Женщины, которые вошли в "бизнес-класс" (по статистическим данным вошедшие в профессиональную сферу в 30 - 40 лет), уже в основном имели высшее образование и включились в российскую ситуацию в момент расцвета. Не исключено, что именно данные личностные ресурсы (образование, интеллектуальные возможности и деятельные силы) дали этой страте такой трамплин для быстрых достижений в финансово-экономической сфере. Изучение сознания данного поколения традиционными методикам (2) показало, что представители обладают сложным когнитивным стилем, оперативностью мышления, способностью быстрого принятия решений, четкими ценностными ориентациями, оптимизмом.

Последние исследования их социального мышления новыми методами обнаружили, что они обладают способностью интерпретации действительности, выражающей, с одной стороны, динамизм этого мышления, умение составлять хорошие "гештальты" из самых разнопорядковых разнообразных данных, фактов, обстоятельств, с другой - одновременно придавать ей определенность, т.е. вырабатывать свое мнение, позицию (1).

Что определяет успех: результаты тестирования

  1. Интерпретация результатов самоактуализационного теста.

Группа испытуемых 1 (руководители частных предприятий). У 80% женщин все показатели личностной зрелости достигают оптимального уровня. Шкала "Компетентность во времени": у 62,5% женщин - оптимальный уровень, у 37,5% женщин - выше оптимального. Шкала "Поддержки": у 82,5% женщин - оптимальный уровень, у 17,5% женщин - выше оптимального.

Группа испытуемых 2 (подчиненные частных предприятий): у 55,55% женщин все 14 показателей личностной зрелости достигают оптимального уровня. Шкала "Компетентность во времени": у 85% женщин - оптимальный уровень, у 15% женщин - выше оптимального. Шкала "Поддержки": у 100% женщин - оптимальный уровень.

Группа испытуемых 3 (руководители бюджетных организаций): у 50% женщин все 14 показателей личностной зрелости достигают оптимального уровня. Шкала "Компетентность во времени": у 35% женщин - оптимальный уровень, у 45% женщин - выше оптимального, у 20% женщин уровень ниже оптимального. Шкала "Поддержки": у 75% женщин - оптимальный уровень, у 25% женщин - ниже оптимального уровня.

Группа испытуемых 4 (подчиненные бюджетных организаций): у 44,4% женщин 14 показателей личностной зрелости достигают оптимального уровня личностной зрелости. Шкала "Компетентность во времени": у 67% женщин - оптимальный уровень, у 33% женщин - ниже оптимального уровня. Шкала "Поддержки": у 75% женщин - оптимальный уровень, у 25% женщин - ниже оптимального уровня.

Группа испытуемых 5 (домохозяйки): у 37,5% женщин все показатели личностной зрелости достигают оптимального уровня. Шкала "Компетентность во времени": у 75% женщин - оптимальный уровень, у 25% женщин - ниже оптимального уровня. Шкала "Поддержки": у 50% женщин - оптимальный уровень, у 50% женщин - ниже оптимального уровня.

Вывод: у представителей частного бизнеса степень личностной зрелости выше, чем у других групп.

  1. Интерпретация результатов опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) (В.М. Русалова).

Наиболее важные индексы формально-динамических свойств человека:

Вывод: у представителей частного бизнеса психомоторная сфера развита лучше.

Вывод: у представителей частного бизнеса и подчиненных бюджетных организаций, данной выборки, интеллектуальная сфера развита лучше, чем у других групп.

Вывод: у представителей частного бизнеса коммуникативная сфера развита лучше, чем у других групп.

Вывод: представители частного бизнеса более эмоционально устойчивы, чем женщины других групп. Высокая эмоциональность у подчиненных бюджетных организаций.

Вывод: представители частного бизнеса демонстрируют более высокую общую активность, чем женщины других групп.

Вывод: у представителей частного бизнеса адаптивные способности выше.

  1. Интерпретация и обработка результатов теста Т. Лири.

Исследования показали, что выраженность индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения, у испытуемых женщин, работающих в госбюджетных организациях, имеет низкую и умеренную степень (0 - 8 баллов) по всем типам отношений: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический. Женщины проявляют адаптивное поведение.

У испытуемых (руководители частных предприятий) три типа отношений к окружающим имеют высокую степень выраженности (9 - 12 баллов): авторитарный - у 15,38% женщин, агрессивный - у 7,69% женщин, альтруистический - у 7,69% женщин.

У испытуемых (подчиненные частных предприятий) три типа отношений имеют высокую степень выраженности (9 - 12 баллов): агрессивный - у 11,11% женщин, дружелюбный - у 11,11% женщин, альтруистический - у 22,22% женщин.

Для домохозяек характерна высокая степень выраженности (9 - 12 баллов) по трем видам отношений: подчиняемый - у 12,5% женщин, дружелюбный - у 12,5% женщин, альтруистический - у 12,5% женщин.

  1. Интерпретация и обработка результатов опросника В.И. Моросановой "Индивидуальный стиль саморегуляции".

Исследования показали, что степень развития осознаваемой регуляции лучше развита у руководителей частного бизнеса. Суммарный показатель саморегуляции у 46,15% женщин этой страты имеет высокий уровень (от 33 до 50 баллов), у 38,46% женщин - уровень саморегуляции выше среднего (от 27 до 32 баллов), у 15,38% женщин - средний уровень (от 21 до 26 баллов).

У испытуемых (подчиненные частных предприятий): высокий суммарный уровень саморегуляции - у 11,11% женщин, выше среднего - у 66,67% женщин, ниже среднего - у 22,22% женщин, низкого уровня нет.

У испытуемых (руководители бюджетных организаций) - высокий суммарный уровень саморегуляции - у 25% женщин, выше среднего - у 75% женщин, низких уровней нет.

У группы (подчиненные бюджетных организаций): высокий суммарный уровень саморегуляции - у 22,22% женщин, выше среднего - у 55,56% женщин, ниже среднего - у 11,11% женщин.

Для домохозяек характерно: высокий суммарный уровень саморегуляции - у 12,5% женщин, уровень выше среднего - у 62,5% женщин, ниже среднего - у 12,5% женщин, низкий - у 12,5% женщин.

  1. Корреляционный анализ, проведенный предложенным Спирменом способом, показал, что существует взаимосвязь между показателями самоактуализации и индивидуальными показателями.

Для женщин (руководители частного бизнеса) особенность самоактуализации связана: с высокой интеллектуальной активностью. Они уверены в себе при выполнении различных видов деятельности. Демонстрируют высокий уровень сформированности регуляторной гибкости и способны выделять значимые условия достижения целей. В межличностных отношениях проявляют независимость, низкую подозрительность и подчиняемость.

Особенность самоактуализации группы женщин (подчиненные частного бизнеса): женщины данной группы хорошо ориентируются во времени, что увеличивает способность выделять значимые условия достижения целей и управлять произвольной активностью, у них хорошо развита гибкость (саморегуляция). Большинство женщины принимают свою агрессивность, гнев и раздражение как естественное проявление человеческой природы. При увеличении агрессивности увеличивается коммуникативная активность, общая активность, общая адаптивность, значимо снижается эмоциональная чувствительность, но снижается и общий уровень саморегуляции. У женщин данной группы хорошо развита способность к быстрому установлению разносторонних контактов, что повышает общую активность и адаптивность. Повышение чувствительности к себе значимо снижает конформность, ответственность по отношению к людям.

Для группы женщин (руководители бюджетных организаций) характерно: ощущать свою жизнь во всей полноте способствует высокий уровень интеллектуальных возможностей, стремление к разнообразным способам физической деятельности, общая активность, адаптивность. Повышение ответственности за свою жизнь значимо снижает зависимость и альтруизм, повышается уверенность в себе в процессе взаимодействия с другими людьми. Позитивное представление о природе человека способствует подчиняемости склонности к сотрудничеству, но снижает самостоятельность. Синергичность значимо повышает интеллектуальную эмоциональность, но снижается гибкость мышления, общая активность и адаптивность. Способность к быстрому установлению глубоких и разносторонних контактов снижает авторитарность, зависимость, повышается общая эмоциональная устойчивость.

У женщин группы (подчиненные бюджетных организаций) при повышении показателей самоактуализации возрастает общая адаптивность и саморегуляция. В частности: при повышении ответственности за свою жизнь повышается эмоциональная устойчивость, оценка результатов и общий уровень саморегуляции; повышение ценностной ориентации значимо увеличивает интеллектуальную скорость, общую адаптивность и планирование (саморегуляция); повышение чувства собственного достоинства повышает общую адаптивность и планирование (саморегуляция); повышение агрессивности повышает моделирование, гибкость (саморегуляция), а также - значимо оценку результатов и общий уровень саморегуляции. Высокая тревожность влияет на показатели самоактуализации.

У женщин группы (домохозяйки): при повышении ответственности за свою жизнь повышается общая активность, адаптивность. Повышение чувствительности сопровождается значимым повышением ответственности по отношению к людям, увеличивается общая активность. Уважение к самому себе сопровождается повышением авторитарности, общей активности, адаптивности. Чем ниже интеллектуальные способности, тем выше самопринятие. Способность положительно принимать природу человека, понимать себя и других (у 100% женщин показатель в пределах нормы) и повышение контактности снижает психомоторную эргичность, повышается гибкость (саморегуляция). При повышении познавательных потребностей увеличивается ориентация на себя, склонность к соперничеству, упрямство, настойчивость, снижаются моделирование и оценка результатов в системе саморегуляции.

С целью обнаружения качеств личности, которые способствуют успешной самореализации, была проведена оценка различий по индивидуальным свойствам женщин с разным социальным статусом. Для этого был использован критерий Краскала-Уоллиса. Выявлены следующие особенности:

Выраженность поддержки

40 -T---------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ * ¦
30 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ * ¦
¦ ¦
¦ ¦
20 -+--------------------------------------------------------------*------+
¦ * ¦
¦ * ¦
¦ ¦
10 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
0 -+-------------T-------------T-------------T-------------T-------------+
чп чр д пр гр

График 1

Выраженность ценностных ориентаций

40 -T---------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ * ¦
30 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ * ¦
¦ ¦
20 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ * * * ¦
¦ ¦
¦ ¦
10 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
0 -+-------------T-------------T-------------T-------------T-------------+
чп чр д пр гр

График 2

Выраженность самоуважения

40 -T---------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ * ¦
30 -+------*--------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
20 -+----------------------------------*----------------------------*-----+
¦ * ¦
¦ ¦
¦ ¦
10 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
0 -+-------------T-------------T-------------T-------------T-------------+
чп чр д пр гр

График 3

Выраженность синергичности

40 -T---------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
30 -+--------------------*------------------------------------------------+
¦ * ¦
¦ ¦
¦ * ¦
20 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ * * ¦
¦ ¦
10 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
0 -+-------------T-------------T-------------T-------------T-------------+
чп чр д пр гр

График 4

Выраженность познавательных потребностей

40 -T---------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ * ¦
30 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ * ¦
¦ ¦
20 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ * ¦
¦ * * ¦
¦ ¦
10 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
0 -+-------------T-------------T-------------T-------------T-------------+
чп чр д пр гр

График 5

Выраженность креативности

40 -T---------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ * ¦
30 -+--------------------*------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
20 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ * * ¦
¦ * ¦
¦ ¦
10 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
0 -+-------------T-------------T-------------T-------------T-------------+
чп чр д пр гр

График 6

Выраженность эргичности интеллектуальной

40 -T---------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ * ¦
30 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ * ¦
¦ * ¦
¦ * ¦
20 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
10 -+----------------------------------*----------------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
0 -+-------------T-------------T-------------T-------------T-------------+
чп чр д пр гр

График 7

Выраженность интеллектуальной активности

40 -T---------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ * ¦
¦ ¦
30 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ * ¦
¦ * * ¦
20 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
10 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ * ¦
¦ ¦
¦ ¦
0 -+-------------T-------------T-------------T-------------T-------------+
чп чр д пр гр

График 8

Выраженность общей эмоциональности

40 -T---------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ * ¦
30 -+----------------------------------*----------------------------------+
¦ ¦
¦ * ¦
¦ * ¦
20 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ * ¦
¦ ¦
¦ ¦
10 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
0 -+-------------T-------------T-------------T-------------T-------------+
чп чр д пр гр

График 9

Выраженность гибкости

40 -T---------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ * ¦
30 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ * ¦
¦ * ¦
¦ ¦
20 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ * ¦
¦ * ¦
10 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
0 -+-------------T-------------T-------------T-------------T-------------+
чп чр д пр гр

График 10

Выраженность самостоятельности

40 -T---------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ * ¦
30 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ * ¦
¦ ¦
20 -+----------------------------------*-------------*--------------------+
¦ * ¦
¦ ¦
¦ ¦
10 -+---------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
0 -+-------------T-------------T-------------T-------------T-------------+
чп чр д пр гр

График 11

ЧР - руководители частных предприятий; ЧП - подчиненные частных предприятий; Д - домохозяйки; ПР - подчиненные бюджетных организаций; ГР - руководители бюджетных организаций.

Сравнительный анализ показал, что существуют высоко достоверные различия по индивидуальным свойствам женщин с разным социальным статусом: по креативности (CAT); эргичности интеллектуальной; интеллектуальной активности (психодинамический уровень); гибкости (система саморегуляции). Эти показатели лучше выражены у представителей частного бизнеса. Эмоциональная устойчивость выше у представителей частного бизнеса и руководителей бюджетных организаций. Представители частного бизнеса отличаются от бюджетников значительно лучшим развитием творческих способностей, познавательными потребностями, высоким развитием регуляторной гибкости и эмоционально-волевыми качествами.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал, 1999. Т. 20. N 5.
  2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.; Наука, 1980. - 335 с.
  3. Брушлинский А.В. Проблемы субъекта в психологической науке (статья первая, вторая, третья) // Психологический журнал, 1991 - 1993. - Т. 12 - 14. N 6.
  4. Джамирзе Н.К. К проблеме самоорганизации и самоопределения взрослого человека в условиях современного российского общества // Мир психологии, 2005, N 4.
  5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.

О.Александрова

К. п. н.,

доцент,

заведующий кафедрой

практической психологии

Красноярского государственного

педагогического университета

им. В.П.Астафьева

Е.Макарова

Аспирантка

Красноярского государственного

педагогического университета

им. В.П.Астафьева