Мудрый Экономист

О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

"Бухгалтер и закон", 2008, N 1

(Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ)

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Этот Закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Отметим, что до этого времени действовал Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ), который утратит силу с момента начала действия Закона N 209-ФЗ.

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с новым Законом претерпело некоторые изменения. Так, согласно ст. 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юридические и физические лица, внесенные в соответствующий государственный реестр, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

Но это еще не все. Законодатель вводит новый, дополнительный критерий отнесения лица к малому и среднему предпринимательству, а именно выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Это предельное значение будет устанавливаться один раз в 5 лет.

Для изменения категории лицу необходимо либо превышать, либо занижать предельные значения, установленные ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Новым Законом определены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Согласно ст. 6 Закона N 209-ФЗ "государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом".

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

Законом N 209-ФЗ более детально регламентированы меры, принимаемые в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, к которым, в частности, относятся:

Полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства четко разграничены. Определены условия взаимодействия органов государственной власти в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Законом N 209-ФЗ предусмотрено право некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, создавать при федеральных органах исполнительной власти, наделенных отдельными полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 3 ст. 13 Закона N 209-ФЗ предусмотрены цели создания координационных или совещательных органов:

В новом Законе более детально определены основания отказа в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, согласно п. 3 ст. 14 Закона N 209-ФЗ поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

В финансовой поддержке будет отказано тем субъектам малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Также в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

Законом N 209-ФЗ введено новое понятие "инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", обозначающее систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.

Инфраструктура включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Законом N 209-ФЗ определены следующие виды государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

Данные виды поддержки образуют инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Новым Законом предусмотрено право субъектов Российской Федерации оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Важной гарантией для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в качестве таковых до дня вступления в силу комментируемого Закона, но не отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным Законом N 209-ФЗ, является сохранение предоставленного им права на получение ранее оказанной поддержки в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ.

М.В.Белоусова

Начальник

методического отдела

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"