Мудрый Экономист

Оценка влияния налоговой системы на функционирование предприятий лесопромышленного комплекса

"Экономический анализ: теория и практика", 2008, N 1

Налоги и налоговая политика включены в систему экономической и финансовой безопасности, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и регионов [1].

Значение налоговой составляющей экономической безопасности многократно возрастает по мере перехода к экономике, базирующейся на рыночных принципах и механизмах хозяйствования. Место и роль налоговой безопасности в структуре национальной экономической и финансовой безопасности раскрывается в следующем.

Налоги являются главным источником финансовых ресурсов государства. С налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только общества и государства, но и всех граждан, предприятий и организаций. Налоги воздействуют на состояние экономики, от них зависит способность государства выполнять свои социальные, правоохранительные, оборонные функции.

Оценка роли налогов и налоговой политики в системе экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической безопасности. В этой связи представляется принципиально правильным подход, согласно которому налоги и налоговая политика в системе экономической и финансовой безопасности рассматриваются, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства; во-вторых, как инструмент воздействия на экономические процессы; в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий. Налоги в качестве ресурсного фактора могут оборачиваться для государства как средством обеспечения безопасности, так и причиной усиления угроз и рисков (сокращение налогового потенциала или нарастание борьбы за налоговую базу между центром и регионами). Роль налогов как фактора экономической безопасности или экономической угрозы зависит от конкретной ситуации, особенностей этапа экономического развития, характера проводимой экономической политики, стабильности государственной власти. Соответственно, обеспечение налоговой безопасности имеет множество аспектов, проявляющихся с различной степенью актуальности на различных уровнях безопасности (общество и государство, хозяйствующие субъекты, безопасность личности).

Организационно-структурные составляющие и направления деятельности лесного сектора Российской Федерации

Лесной сектор Российской Федерации объединяет лесозаготовительную промышленность (заготовка и вывоз леса), лесопильную (производство пиломатериалов), деревообрабатывающую (производство фанеры, стройматериалов, мебели, спичек), целлюлозно-бумажную промышленность и лесохимические предприятия (производство спирта, скипидара, канифоли, ацетона, клея, камфары). Он относится к добывающему и перерабатывающему сектору российской экономики. Лесной сектор России можно представить, используя следующие составляющие [2]: экологическую; социальную; экономическую (табл. 1). За этими составляющими стоят конкретные люди, работающие в различных компаниях лесного сектора России. По данным Госкомстата, в 2005 г. лесной сектор России обслуживало более 20 тыс. компаний и организаций, в основном частных.

Таблица 1

Составляющие лесного сектора

  Экологическая  
    Социальная   
        Экономическая       
Обеспечение и    
поддержание
экологических
функций лесов,
включая
сохранение
биоразнообразия.
Исследование
результатов
воздействия
различных видов
лесохозяйственных
работ на
состояние лесов.
Определение
системы
лесохозяйственных
мероприятий для
поддержания
биоразнообразия и
устойчивости
лесных экосистем,
включая защиту
водных ресурсов и
почв.
Определение
критериев и
индикаторов
биологического
разнообразия.
Разработка и
применение
метода
ландшафтного
планирования.
Инициация
процесса
сертификации.
Анализ
существующих
стандартов и
критериев
добровольной
лесной
сертификации
(ДЛС).
Информирование
заинтересованных
сторон о целях
и задачах ДЛС.
Проведение ДЛС
недревесных
ресурсов и
лесоуправления на
модельной
территории.
Поддержка
программы
формирования
лесной стратегии
на региональном
уровне
Формирование     
системы доступа
населения к
информации о
ведении лесного
хозяйства,
лесопользовании и
распределении
лесного дохода
в регионе
(поселке).
Определение форм
участия местного
населения и
региональной
общественности в
процессе принятия
лесохозяйственных
решений.
Участие в
лесоустроительных
совещаниях.
Общественные
слушания.
Создание новых
рабочих мест.
Постоянное
повышение
квалификации
работников
лесного
комплекса.
Обучение
работников
лесоустроительных
предприятий
принципам
ландшафтного
планирования.
Обучение
работников
лесного хозяйства
проведению
лесохозяйственных
мероприятий на
ландшафтной
основе.
Строительство
жилья и объектов
социальной сферы
Совершенствование системы   
лесных платежей и лесных
податей.
Применение инновационных и
механизированных технологий
при воспроизводстве лесов и
лесных массивов.
Безотходная переработка
продуктов лесопользования.
Применение энергосберегающих
технологий при переработке
продуктов лесопользования.
Инновационные технологии
вывоза с лесосек товарной
древесины и утилизированных
отходов.
Организация сбыта
лесопродукции мелких
лесозаготовителей.
Учет взаимных экономических
интересов лесхозов,
лесозаготовителей, органов
государственной власти и
местного самоуправления.
Ведение лесного хозяйства и
лесопользования, основанного
на прогнозе динамики лесного
фонда при оптимальном
сочетании экономических
требований и экологических
ограничений.
Постоянное внедрение
передовой техники и
технологий в части
лесоустройства и
использования древесины и
сопутствующих
лесопользованию продуктов
(живица; листья толокнянки
и брусники, грибы и пр.).
Организация показательных
демонстрационных участков
для различных видов рубок,
возобновления, уборки
лесосек и т.д. с учетом
местных особенностей.
Создание отечественной
производственной базы для
продвижения инновационных
технологий в части
воспроизводства леса и
последующих переработок
древесины и утилизированных
отходов.
Приоритет в экспорте лесной
продукции отдать продуктам
глубокой обработки
древесины.
Проведение мероприятий,
связанных с предотвращением
пожаров и заражением лесов
паразитами

Структура организаций отрасли. Число предприятий, находящихся в государственной (или муниципальной) собственности, в настоящее время не превышает 4%. Подавляющее большинство предприятий находится в частной собственности. Однако в основном это мелкие компании: если по числу предприятий "частный сектор" лесной промышленности составляет более 90%, то его доля в общем объеме производства существенно меньше - 41% (рис. 1).

Структура ЛПК по формам собственности

   100 ¬                               ---¬
¦ ¦**¦ По объему производства
¦ L---
¦ 90,3 ---¬
¦ -----¬ ¦ ¦ По числу предприятий
90 + ¦ ¦ L---
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
80 + ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
Д 70 + ¦ ¦
о ¦ ¦ ¦
л ¦ ¦ ¦
я, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
% 60 + ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
50 + ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ 41,0¦ ¦
¦ -----+ ¦
40 + ¦****¦ ¦
¦ ¦****¦ ¦
¦ ¦****¦ ¦
¦ ¦****¦ ¦
¦ ¦****¦ ¦
30 + ¦****¦ ¦
¦ ¦****¦ ¦ 26,0
¦ ¦****¦ ¦ -----¬ 25,0
¦ ¦****¦ ¦ ¦****¦ -----¬
¦ ¦****¦ ¦ ¦****¦ ¦****¦
20 + ¦****¦ ¦ ¦****¦ ¦****¦
¦ ¦****¦ ¦ ¦****¦ ¦****¦
¦ ¦****¦ ¦ ¦****¦ ¦****¦
¦ ¦****¦ ¦ ¦****¦ ¦****¦
¦ ¦****¦ ¦ ¦****¦ ¦****¦
10 + 8,0 ¦****¦ ¦ ¦****¦ ¦****¦
¦ -----¬ ¦****¦ ¦ ¦****¦ 5,3 ¦****¦
¦ ¦****¦ 3,5 ¦****¦ ¦ ¦****+----¬ ¦****¦
¦ ¦****+----¬ ¦****¦ ¦ ¦****¦ ¦ ¦****¦ 0,9
¦ ¦****¦ ¦ ¦****¦ ¦ ¦****¦ ¦ ¦****+----¬
-+--+----+----+--T-+----+----+-T-+----+----+-T-+----+----+-¬
0¦Государственная, частная Смешанная, Смешанная, с
муниципальная, без иностранного иностранным
общественных участия участием
организаций

Источник: Госкомстат России.

Рис. 1

Присутствует в отрасли и иностранный капитал, причем если общее число компаний, принадлежащих иностранным владельцам, крайне ограничено (всего 0,9%), то их вклад в производство весьма весом - 25%, и продают они эту продукцию не по демпинговым (себестоимость или ниже себестоимости), а по рыночным ценам.

Направления деятельности предприятий лесного сектора представлены в табл. 2.

Таблица 2

Направления деятельности предприятий лесного сектора

 N 
п/п
                 Предприятия лесного сектора                
 1 
Деревообрабатывающие заводы                                 
 2 
Деревообрабатывающие комбинаты                              
 3 
Деревоперерабатывающие комбинаты                            
 4 
Деревопропиточные заводы                                    
 5 
Заводы деревообрабатывающего оборудования                   
 6 
Заводы деревообрабатывающих станков                         
 7 
Заводы древесных плит                                       
 8 
Заводы лесного машиностроения                               
 9 
Заводы пиломатериалов                                       
 10
Картонно-бумажный комбинат                                  
 11
Картонные фабрики                                           
 12
Комбинаты древесных плит                                    
 13
Лесные хозяйства                                            
 14
Лесозаготовительные предприятия                             
 15
Лесокомбинаты                                               
 16
Лесопильно-деревообрабатывающие комбинаты                   
 17
Лесопильные заводы                                          
 18
Лесопильные комбинаты                                       
 19
Лесопильные предприятия                                     
 20
Лесопильные цеха                                            
 21
Лесопромышленные комбинаты                                  
 22
Лесоторговые базы                                           
 23
Лесоторговые компании                                       
 24
Лесохимические заводы                                       
 25
Мачтопропиточные заводы                                     
 26
Мебельные фабрики                                           
 27
Мебельные цеха                                              
 28
Продавцы готовых деревянных изделий                         
 29
Продавцы деревообрабатывающего оборудования                 
 30
Столярные цеха                                              
 31
Фабрики погонажных изделий                                  
 32
Фанерно-мебельные комбинаты                                 
 33
Фанерные заводы                                             
 34
Фанерные комбинаты                                          
 35
Целлюлозно-бумажные комбинаты                               
 36
Шпалопропиточные заводы                                     

Получение прибыли является основным стимулом владельцев компаний. Прибыль указанные компании извлекают от использования возобновляемых лесных ресурсов - древесины. Исходя из финансовых интересов владельца бизнеса, предприятие должно стремиться к росту прибыли, поэтому целью финансово-экономического анализа, проводимого по теме "Разработка системы экономической безопасности лесного хозяйства Российской Федерации", являются анализ существующей налоговой системы и оценка ее влияния на функционирование предприятий ЛПК с определением того, в какой мере существующая налоговая система влияет на работающие в отрасли предприятия.

Хозяйствующие предприятия лесного хозяйства представлены: ОАО (открытыми акционерными обществами); ЗАО (закрытыми акционерными обществами); ООО (обществами с ограниченной ответственностью); ИЧП (индивидуальными частными предпринимателями).

Анализ системы налогообложения ЛПК

Удельный вес ЛПК в промышленности России на сегодняшний день составляет 4%, а в 45 субъектах Федерации - от 10 до 50%. Основные объекты ЛПК размещены в субъектах Федерации, на территории которых производится заготовка и реализация древесины, или в сопредельных с ними - Республике Коми, Республике Карелия, Красноярском и Приморском краях, Архангельской, Иркутской и Кировской областях.

Отрасль располагает 3% основных фондов промышленности. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составляют около 4% от суммы инвестиций, направленных в промышленность.

Как показал проведенный анализ, результаты использования столь мощного ресурсного потенциала нельзя назвать удовлетворительными. Стабильное увеличение объемов лесозаготовок предприятиями ЛПК обеспечивается чуть более 2% налоговых платежей промышленности в федеральный бюджет. Кроме того, многие предприятия комплекса числятся хроническими должниками перед бюджетом.

По некоторым оценкам общие доходы российского лесного хозяйства при комплексном использовании его ресурсов могли бы составить 100 - 150 млн долл. в год. В то же время прибыльность нелегального лесозаготовительного бизнеса достигает 300% [3]. Проводимые проверки в целях выявления и пресечения налоговых и других нарушений показывают опасную тенденцию: существенное превышение объемов вывезенной из регионов деловой древесины по сравнению с заготовленной.

Ситуация со сбором налогов в ЛПК на современном этапе обусловлена различными экономическими и политико-правовыми факторами, анализ которых позволяет определить направления совершенствования в этой области.

К настоящему времени практически все предприятия ЛПК приватизированы, и почти 95% из них частные или со смешанной формой собственности.

Значительная доля в приватизации ЛПК принадлежит иностранным инвесторам, которые предпочитают осуществлять портфельные инвестиции в добывающие отрасли.

Подавляющее большинство предприятий ЛПК имеет задолженность по заработной плате, которая в общей сумме достигает 1 млрд руб.

Ситуация осложняется сезонным характером работы лесопромышленного комплекса. Дело в том, что предприятия комплекса, как и большинство добывающих объектов, относятся к энергоемким производствам на всех этапах технологического цикла.

Главная причина нерентабельности перевозки круглого леса - это высокие железнодорожные тарифы, вследствие чего часть леса перевозится нелегально путем сокрытия в учете транспортных организаций реальных объемов оказанных услуг. Имеют место хищения лесоматериалов, сопряженные с созданием неучтенных излишков при отводе лесосек, разработке и заготовке леса, складировании, а кроме того при осуществлении целого ряда коммерческих операций, связанных с транспортировкой леса.

При этом используются в основном два приема хищения: древесина заготавливается и изымается без какого-либо отражения в официальных учетных документах; созданные излишки изымаются из числа учтенного и находящегося в ведении материально ответственных лиц лесоматериала с последующим составлением маскирующих эти операции фиктивных документов.

Маскировка создания неучтенных излишков леса, не отраженных в учетных документах, осуществляется путем либо неправильного указания в документах количества заготовленной и оприходуемой древесины, либо необоснованного списания заготовленной древесины на производственные потери и хозяйственные нужды предприятия.

Легализация доходов, незаконно полученных от заготовки леса. Незаконно полученная лесопродукция вывозится с территории лесного хозяйства и в дальнейшем реализуется в различных регионах России. Организуя незаконную порубку леса, преступники либо вообще не составляют документов об имевшем место лесопользовании, либо умышленно занижают стоимость лесопродукции при ее секвестрации, внося в товарно-сопроводительные документы заведомо ложные сведения.

Уплата налогов и сборов. Совершение преступлений в лесопромышленном комплексе нередко сопряжено с уклонением от уплаты налогов. Для этого предприятия используют самые разнообразные схемы, в результате которых в бюджеты различных уровней не поступает значительное количество платежей.

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Отсутствие лицензирования в сфере переработки и реализации лесопродукции ведет к появлению на рынке частных предпринимателей, как правило, не состоящих на учете в налоговых органах. Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

Уклонение от уплаты налогов как фактор негативного воздействия на национальную экономическую безопасность. Понятия "избежание налогов", "уход от налогов", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование", "уклонение от уплаты налогов" и др. стали широко использоваться в настоящее время, в том числе и в лесном секторе. С позиции обеспечения налоговой безопасности важно проведение четких различий между понятиями "уклонение от уплаты налогов" (представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно, с нарушением действующего законодательства уменьшает размер налогового обязательства) и "налоговая оптимизация" (уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов).

В первом случае снижение налоговых выплат (а также их полное избежание) предприятиями лесного сектора осуществляется посредством совершения налоговых правонарушений, т.е. путем прямого нарушения законодательства о налогах и сборах, а во втором предприятие применяет способы, при которых определенный экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов, а в ряде случаев и санкций.

Один из наиболее распространенных вариантов уклонения от уплаты налогов с организаций - неотражение в бухгалтерской отчетности, балансах и расчетах по налогам финансово-хозяйственных операций за отчетный период, завышение по бухгалтерским документам себестоимости материалов. Достаточно широко распространены фальсификация бухгалтерских и других документов в целях сокрытия доходов и иных объектов налогообложения; нарушение порядка работы с денежной наличностью; осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе и другие "лобовые" нарушения законодательства о налогах и сборах, совершаемые в целях уклонения от уплаты налогов.

Наряду с этим существует ряд иных способов уклонения от уплаты налогов, в их числе неправомерное увеличение затрат на производство лесопродукции; занижение объемов ее поставок; перечисление денежных средств на счета третьих зачастую специально созданных для этих целей подставных фирм; расчет неучтенными наличными денежными средствами.

В последнее время индивидуальные предприниматели предпочитают обрабатывать лес самостоятельно, не обращаясь на специализированные предприятия. Для этого они приобретают импортное оборудование, которое дает меньше отходов при переработке древесины, а в отчетности указывают более высокий процент отходов. Таким образом, из легального оборота выпадает значительное количество продукции.

Уклонение от налогообложения в ЛПК совершается как типичными для большинства отраслей способами, так и специфическими. Например, для проведения лесовосстановительных работ многие лесхозы нанимают рабочих, с которыми расплачиваются лесоматериалами. Те в свою очередь полученную продукцию продают лесхозам и дерево-перерабатывающим предприятиям, и вырученные при этом средства налогообложению не подлежат. Для усиления государственного контроля за заготовкой, переработкой и реализацией лесопродукции, для устранения дисбаланса между объемами заготовленной и реально вывезенной древесины целесообразно создать единую информационную базу данных о деятельности отрасли.

В целях усиления контроля за фактическими объемами готовой продукции для налогообложения Департаменту экономики лесного сектора Минэкономразвития России необходимо разработать перечень технических стандартов, определяющих нормы отходов при переработке лесопродукции на отечественном и импортном оборудовании. На межведомственном уровне следует рассмотреть возможность введения подразделениями МНС России обязательной государственной регистрации контрактов (договоров) на поставку продукции, выполнение работ (услуг) и товарно-транспортных сопроводительных документов, что, безусловно, будет способствовать контролю за объемами выполненных работ (услуг) и объемами перевозимой продукции. В целом налоговым органам в обязательном порядке надлежит организовать постоянный учет лиц, занимающихся реализацией древесины и изделий из нее.

В этой связи более пристальное внимание уделяется вопросам оценки действующего налогового и бюджетного законодательства на предмет наличия в нем отдельных правовых норм (или пробелов в правовом регулировании), позволяющих использовать предприятиям лесного сектора различные схемы уклонения от уплаты налогов.

Бизнес в лесной отрасли России с момента своего появления прошел большой этап развития в использовании приемов уменьшения налоговых платежей. Начиналось все с неуплаты налогов и накопления задолженности перед бюджетом (с последующей реструктуризацией). Сейчас наиболее распространена практика минимизации налогов, основанная на использовании трансфертного ценообразования и льготного налогообложения. Причем именно крупный капитал, как правило, функционирующий в современном лесозаготовительном хозяйстве, имеет значительно большие возможности для применения таких схем.

Схемы уклонения от уплаты налогов в таких обстоятельствах являются не только многоуровневыми, но и сочетают как вертикальную, так и горизонтальную интеграцию с использованием организаций, зарегистрированных в зонах с льготным налогообложением. Ситуация усугубляется также использованием подставных фирм.

Только комплексное решение рассмотренных ранее проблем будет способствовать как реальному развитию российского налогово-бюджетного федерализма, так и укреплению национальной экономической безопасности.

Наличие фискальной функции предполагает осуществление надзора, выведывание, проверки, в том числе и с применением конфиденциальных способов получения информации, что связано со стремлением предприятий лесного сектора уклониться полностью или частично от необходимости платить налоги государству. Таким образом, в самой основе налоговой системы предусмотрено потенциальное наличие налогового преступления. А если учесть, что именно благодаря налогам удается обеспечивать пополнение доходной части бюджетов разных уровней, то следует признать борьбу с налоговыми преступлениями необходимой составляющей функционирования государства. Фискальная политика всегда занимала значительное место в деятельности государства, а формы и методы этой политики тесно взаимосвязаны с социально-экономическим развитием общества.

Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятиях лесной промышленности

Несомненно, вид деятельности и структура любого промышленного предприятия оказывают значительное влияние на организацию бухгалтерского и налогового учета. Ведь производственные предприятия, относящиеся к лесной промышленности, могут быть представлены небольшими производствами, выпускающими незначительный объем продукции. Такие предприятия принято называть субъектами малого бизнеса, как правило, они занимаются одним видом деятельности и не имеют разветвленной производственной структуры. Отличием же средних и крупных производств является их разветвленность, т.е., как правило, такие хозяйствующие субъекты имеют основное и вспомогательные производства, а нередко еще и объекты обслуживающих производств и хозяйств. Например, мебельная фабрика имеет в своей структуре несколько подразделений, отличных по своему производственному профилю, но объединенных одним производственным циклом: заготовка леса - обработка древесины - изготовление материалов и полуфабрикатов - производство мебели.

Кроме того, в последнее время все чаще наблюдается переход промышленных предприятий в разряд многопрофильных, когда наряду с производством продукции организация одновременно осуществляет еще какие-либо виды деятельности, например торговлю. Все это оказывает значительное воздействие на организацию бухгалтерского учета субъекта хозяйственной деятельности: влияет на состав производственных затрат, на строение рабочего плана счетов, организацию соответствующего аналитического учета и т.д. Кроме того, структура производственного предприятия влияет и на тип бухгалтерской службы, ведь не секрет, что чем крупнее производство, тем больше объем учетных операций.

Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет, является Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно п. 3 ст. 1 указанного Закона основными задачами бухгалтерского учета в любой организации являются:

Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" руководители организаций в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Искажение бухгалтерской отчетности может также входить элементом в состав деяний, квалифицируемых как преступления, что влечет привлечение виновных лиц к уголовной ответственности. В числе таких деяний: 1) присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ); 2) незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ); 3) лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ); 4) незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ); 5) неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ).

При этом показатели бухгалтерского баланса являются отправной точкой соответствующих расчетов и выводов, влияющих на квалификацию деяния. Для различных расчетов используются практически все показатели бухгалтерского баланса, но чаще других - стоимость оборотных и внеоборотных активов баланса (разд. 1 и 2 баланса), размер краткосрочных обязательств (разд. 5), размер отдельных статей баланса (нераспределенная прибыль - строка 470, уставный капитал - строка 410).

На основе показателей бухгалтерского баланса рассчитываются такие данные о финансово-хозяйственной деятельности организации, как собственный капитал, чистые активы, а также различные коэффициенты: рентабельности, рыночной устойчивости, ликвидности, платежеспособности и др.

Непосредственная проверка соблюдения правил ведения бухгалтерского учета как обязанность не входит в компетенцию органов государственной власти ни налоговой службы, ни какой-либо другой. Федеральная налоговая служба контролирует этот процесс только с точки зрения его влияния на размер налогов, подлежащих уплате.

За грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, понимаемое как искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% или искажение любой статьи формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%, предусмотрены санкции. Так, в соответствии КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Под грубым нарушением понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. На это указано в п. 3 ст. 120 НК РФ.

За отдельные действия, связанные с формированием бухгалтерской и налоговой отчетности, возможно и уголовное наказание, в частности если организация внесет в налоговые декларации заведомо ложные сведения. Крупным размером признается недоимка за три года, если она составляет более 500 000 руб. и превышает 10% подлежащих уплате налогов. Также крупной считается недоимка свыше 1 500 000 руб. Наказывают за уклонение от уплаты налогов теперь штрафом на сумму от 100 000 до 300 000 руб. или лишением свободы на срок до двух лет (новая ред. ч. 1 ст. 199 Уголовного кодекса РФ).

Статусы налогоплательщиков. Налогоплательщик (англ.: taxpayer) - организация или физическое лицо, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги (сборы). Применяемые в настоящее время схемы налогообложения в зависимости от статуса налогоплательщика представлены в табл. 3.

Таблица 3

Схемы налогообложения в зависимости от статуса налогоплательщика

   Режим статуса     
налогоплательщика
       ЮЛ      
       ЮЛ      
     ЮЛ     
       ИП      
       ИП      
     ИП     
Юридическое лицо (ЮЛ)
или индивидуальный
предприниматель (ИП)
Обычное        
налогообложение
Упрощенное     
налогообложение
Переведено  
на уплату
ЕНВД
Обычное        
налогообложение
Упрощенное     
налогообложение
Переведен   
на уплату
ЕНВД
Кто относится к      
данной группе, какие
налоги уплачиваются
(их некоторые
особенности)
Все ЮЛ, кроме  
переведенных на
ЕНВД и
пожелавших
перейти на
упрощенную
систему
налогообложения
ЮЛ, пожелавшие 
перейти на
данную систему
при наличии
определенных
законных
оснований
Для         
определенных
видов
деятельности
обязательно
Все ПБОЮЛ,     
кроме
переведенных на
ЕНВД и
пожелавших
перейти на
упрощенную
систему
налогообложения
ПБОЮЛ,         
пожелавшие
перейти на
данную систему
при наличии
определенных
законных
оснований
Для         
определенных
видов
деятельности
обязательно
ЕНВД (единый налог на
вмененный доход для
определенных видов
деятельности).
Зависит от базовой
доходности физических
показателей и
корректирующих
коэффициентов
       -       
       -       
Глава 26.3
НК РФ
       -       
       -       
Закон от    
27.12.2002
N 182-ФЗ;
гл. 26.3 НК
РФ
НДС (налог на        
добавленную
стоимость). Ставки 0,
10, 18%. Возможно
освобождение при
обороте менее 1 млн
руб/квартал
Глава 21 НК РФ 
       -       
      -     
Глава 21 НК РФ 
Глава 21 НК РФ 
      -     
Налог на прибыль     
организаций.
Требуется вести
учет доходов и
расходов для целей
налогообложения
Глава 25 НК РФ 
       -       
      -     
       -       
       -       
      -     
Налог на имущество   
организаций
Глава 30 НК РФ 
       -       
      -     
       -       
       -       
      -     
ЕСН (единый          
социальный налог).
Ставки налога -
26, 2%
Глава 24 НК РФ 
       -       
Глава 24 НК 
РФ
Глава 24 НК РФ 
Глава 24 НК РФ 
Глава 24 НК 
РФ
НДФЛ (налог на       
доходы физических
лиц). Предоставляются
льготы, стандартные,
социальные,
имущественные,
профессиональные
вычеты
Глава 23 НК РФ 
Глава 23 НК РФ 
Глава 23 НК 
РФ
Глава 23 НК РФ 
Равен стоимости
патента,
зависит от вида
деятельности
Глава 23 НК 
РФ
Единый налог. Выбор  
объекта
налогообложения
(доходы или доходы,
уменьшенные на
величину расходов)
осуществляется самим
налогоплательщиком
       -       
Глава 26.2 НК  
РФ
      -     
       -       
       -       
      -     

Нормативное регулирование налогообложения. Сущность и виды налогов. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ (часть первая - Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ и часть вторая Налогового кодекса - Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Общие принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая).

Налог в принудительном порядке взимается на безвозвратной основе. Все налоги и сборы можно классифицировать следующим образом.

  1. Федеральные налоги и сборы: НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, таможенные сборы, акцизы, ЕСН; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
  2. Региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций, транспортный налог и другие налоги и сборы.
  3. Местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц и другие налоги и сборы.
  4. Специальные налоговые режимы:

016000 9 Ремонт и строительство жилья и других построек;

016100 2 Ремонт жилья и других построек;

016101 8 Комплексный ремонт домов, квартир по заказам населения;

016102 3 Частичный ремонт домов, квартир по заказам населения;

016103 9 Переборка бревенчатых и брусчатых срубов;

016104 4 Ремонт подвальных помещений, погребов;

016105 3 Ремонт полов всех видов;

016106 5 Ремонт кровель;

016107 0 Ремонт и перекладка печей, дымоходов и газоходов;

016108 6 Ремонт и замена дверей, оконных рам, дверных и оконных коробок;

016109 1 Ремонт садовых домиков;

016110 7 Ремонт хозяйственных построек (сараев, навесов, летних кухонь и др.);

016111 2 Ремонт ограждений (кроме металлических);

016112 8 Ремонт индивидуальных гаражей;

016200 6 Строительство жилья и других построек;

016201 1 Строительство индивидуальных домов;

016202 7 Строительство хозяйственных построек;

016203 2 Изготовление и сборка бревенчатых и брусчатых срубов;

016204 8 Сборка щитовых домов заводского изготовления;

016205 3 Строительство садовых домиков;

016206 9 Пристройка к домам дополнительных помещений (веранд, туалетов и др.);

016207 4 Настил полов всех видов;

016208 0 Облицовка внутренних стен древесно-волокнистыми и гипсокартонными плитами и др. материалами;



016209 5 Облицовка наружных стен кирпичом, декоративной бетонной плиткой;

016210 0 Обшивка наружных стен домов шпунтованной доской;

016211 6 Оштукатуривание стен, потолков, колонн и др. по деревянным, кирпичным и бетонным поверхностям;

016212 1 Подшивка потолков древесно-волокнистой плитой и др. материалами;

016213 7 Кладка печей, очагов, дымоходов, газоходов;

016214 2 Строительство индивидуальных гаражей;

016215 8 Строительство индивидуальных бань и душевых;



016216 3 Строительство колодцев;

016217 9 Бурение и оборудование скважин;

016218 4 Изоляционные работы;

016219 4 Облицовочные работы;

016220 5 Малярные работы;

016221 0 Обойные работы;

016222 6 Стекольные работы;



016300 8 Прочие услуги, оказываемые при ремонте и строительстве жилья и других построек;

016301 5 Благоустройство придомовых территорий;

016302 0 Укрепление дверных коробок;

016303 6 Смена врезных и накладных замков, скобяных изделий;

016304 1 Оборудование встроенных шкафов и антресолей;

016305 7 Изготовление столярных строительных деталей и изделий;



016306 2 Изготовление железобетонных строительных деталей и изделий;

016307 8 Обивка и утепление дверей, вставка смотровых глазков;

016308 3 Украшение фасадов домов деревянными декоративными элементами;

016309 9 Установка декоративных решеток и панелей;

016310 4 Альфрейные работы (декоративная отделка поверхностей);

016311 1 Изготовление и монтаж лепных элементов;

016312 5 Разработка эскизов и оформление интерьера жилых помещений;



016313 0 Разработка проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию жилых и нежилых строений;

016314 6 Консультации специалиста по ремонтным и строительным работам;

Литература

  1. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен-XXI. 2005.
  2. Российская лесная газета. http://www.lesgazeta.ru/cgi-bin/get_art.cgi?id=519&pr=_print.
  3. http://10-04.newspo.ru/news/economy/42140.html.
  4. Налоговый кодекс РФ (часть первая - Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ и вторая часть Налогового кодекса - Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ в ред. 05.12.2006).

Л.А.Чайковская

К. э. н.,

профессор

Российская экономическая академия

им. Г.В.Плеханова