Мудрый Экономист

Таможенный режим свободной таможенной зоны

"Аудит и налогообложение", 2008, N 1

Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) введено понятие "свободная таможенная зона".

Свободная таможенная зона представляет собой таможенный режим, при котором:

Обращаем внимание, что иностранные товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны, которые не могут быть помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежат помещению под иные таможенные режимы в соответствии с требованиями таможенного законодательства;

Согласно ч. 2 и 3 ст. 37 Закона N 116-ФЗ под таможенный режим свободной таможенной зоны резидентами особой экономической зоны в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности помещаются:

Ввоз в особую экономическую зону резидентами товаров, предназначенных для осуществления промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, а также вывоз с территории особой экономической зоны любых товаров как резидентами, так и нерезидентами осуществляется с разрешения таможенных органов (ч. 7 ст. 37 Закона N 116-ФЗ).

Сведения о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, представляются резидентами в таможенный орган в письменной форме. Помимо сведений о товарах представляются сведения об операциях, совершаемых с этими товарами, а также о товарах, изготавливаемых в результате совершения этих операций. Такие сведения должны быть представлены в таможенный орган не позднее чем за 15 дней до начала каждого календарного года. В отношении первой партии товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, сведения следует представить не позднее чем за 15 дней до подачи таможенной декларации (ч. 11 ст. 37 Закона N 116-ФЗ).

Представленные в таможенный орган сведения о номенклатуре товаров, их количестве и совершаемых с ними операциях резидент особой экономической зоны вправе изменить и (или) дополнить. Сделать это можно в течение календарного года, но не чаще одного раза в квартал, сообщив измененные и (или) дополненные сведения не позднее чем за 15 дней до подачи таможенной декларации (ч. 12 ст. 37 Закона N 116-ФЗ).

Следует иметь в виду, что первоначально поданные сведения о товарах, а также измененные, дополненные сведения необходимо согласовать с органами управления особыми экономическими зонами.

Форма, в которой подаются сведения, утверждена Приказом Минэкономразвития России от 22.04.2006 N 105 "Об утверждении формы заявления резидента особой экономической зоны и требований к сведениям, указываемым в заявлении резидента особой экономической зоны".

Товары, не указанные в заявлении резидента, не подлежат помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Суммы ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость возвращаются таможенными органами (если освобождение от их уплаты или их возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ согласно таможенному законодательству) в следующих случаях (ч. 17 ст. 37 Закона N 116-ФЗ):

Таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы взимаются таможенными органами в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (в том числе продуктов их переработки) (ч. 19 ст. 37 Закона N 116-ФЗ):

Таможенные пошлины, НДС и акцизы уплачиваются по ставкам, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом. Акцизы уплачиваются в том случае, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из иностранных и (или) российских товаров, которые не были подакцизными при их помещении под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Таможенные пошлины исчисляются по выбору плательщика (ч. 20 ст. 37 Закона N 116-ФЗ):

Выбранная система исчисления ставок таможенных пошлин должна быть указана в сведениях, представляемых в таможенные органы. Причем система исчисления ставок таможенных пошлин может быть изменена в том же порядке, что и сведения о товарах.

Таможенная стоимость и количество иностранных товаров для целей исчисления таможенных пошлин определяются на день их помещения под таможенный режим свободной таможенной зоны. При этом добавленные при совершении незапрещенных операций стоимость и количество иностранных товаров не учитываются, не учитываются также стоимость и количество российских товаров (ч. 23 ст. 37 Закона N 116-ФЗ).

Для целей исчисления НДС и акцизов таможенная стоимость и количество определяются на день принятия таможенным органом таможенной декларации (ч. 24 ст. 37 Закона N 116-ФЗ). Таможенная стоимость иностранных товаров определяется в общем порядке.

Однако ч. 25 ст. 37 Закона N 116-ФЗ установлены следующие особенности:

  1. при определении таможенной стоимости по методу определения стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенной стоимостью является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже лицом, являющимся резидентом особой экономической зоны, лицу, не являющемуся резидентом особой экономической зоны;
  2. для целей определения таможенной стоимости датой пересечения таможенной границы оцениваемыми товарами считается день принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с вывозом товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории РФ или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны;
  3. место прибытия товаров на таможенную территорию РФ определяется как место вывоза с территории особой экономической зоны или как территория особой экономической зоны при продаже товаров нерезиденту особой экономической зоны без вывоза товаров с территории особой экономической зоны.

Налог на добавленную стоимость и акцизы в отношении российских товаров взимаются в следующих случаях (ч. 26 ст. 37 Закона N 116-ФЗ):

НДС и акцизы взимаются по ставкам, действующим на дату принятия таможенной декларации. Акцизы подлежат уплате в том случае, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении их под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Стоимость российских товаров для целей исчисления НДС и акцизов определяется на день принятия таможенным органом таможенной декларации. Причем стоимость товаров для целей исчисления НДС определяется в соответствии с НК РФ с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без учета НДС, а в стоимость товаров для исчисления акцизов не включается стоимость акцизов (ч. 28 ст. 37 Закона N 116-ФЗ).

Обращаем внимание, что НДС и акцизы не подлежат уплате, если российские товары перемещаются из одной особой экономической зоны в другую в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

Частью 30 ст. 37 Закона N 116-ФЗ определено, что при вывозе иностранных и российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются. В этом случае в соответствии с таможенным режимом экспорта уплачиваются вывозные таможенные пошлины. Исключение составляют иностранные товары, ранее ввезенные на территорию особой экономической зоны с территории иностранного государства и вывозимые в неизмененном состоянии.

Определение таможенной стоимости товаров

Порядок определения таможенной стоимости товаров установлен ст. 323 ТК РФ, согласно которой таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Таможенная стоимость определяется в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1). Методы определения таможенной стоимости установлены ст. 12 Закона N 5003-1, согласно которой определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию России, производится путем применения следующих методов:

Рассмотрим эти методы подробнее.

Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Этот метод является основным методом определения таможенной стоимости ввозимых товаров. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию России, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная на:

  1. расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:
  1. соответствующим образом распределенную стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:
  1. платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в РФ), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;
  2. любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;
  3. расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;
  4. расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;
  5. расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

Все перечисленные дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.

Метод по цене сделки с идентичными товарами.

Если не представляется возможным определить таможенную стоимость с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, используется метод по стоимости сделки с идентичными товарами.

Иначе говоря, для определения таможенной стоимости ввозимых товаров используется таможенная стоимость других товаров, идентичных оцениваемым.

Понятие идентичных товаров дано в ст. 5 Закона N 5003-1. Идентичные товары - это товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для отказа в рассмотрении таких товаров как идентичных, если в остальном товары соответствуют установленным требованиям.

Товары не считаются идентичными, если они произведены не в той же стране, что и оцениваемые товары, или если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы были произведены (выполнены) в РФ.

Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда идентичные товары того же производителя не выявлены на таможенной территории РФ.

Стоимостью сделки с идентичными товарами является таможенная стоимость этих товаров, определенная в соответствии с методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Идентичные товары должны удовлетворять следующим условиям:

Идентичные товары должны быть проданы в том же коммерческом режиме и в том же количестве, что и оцениваемые. Если таких продаж нет, то используется иной коммерческий уровень и (или) иное количество при условии проведения соответствующей корректировки.

Корректировка проводится на основе сведений, подтверждающих ее обоснованность, независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с идентичными товарами для целей определения таможенной стоимости товаров не используется.

Если имеются данные более чем одной стоимости сделки с идентичными товарами, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

Метод по цене сделки с однородными товарами.

Этот метод определения таможенной стоимости используется, если невозможно применить два вышеперечисленных метода. По сути этот метод аналогичен предыдущему, только вместо идентичных товаров используются однородные товары. Понятие однородных товаров также дано в ст. 5 Закона N 5003-1.

При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров методами по цене сделки с идентичными или однородными товарами товары не считаются идентичными или однородными:

Методы вычитания и сложения. Резервный метод.

Порядок определения таможенной стоимости по методам вычитания, сложения и резервному методу установлен ст. ст. 22, 23 и 24 Закона N 5003-1.

Таможенную стоимость товара декларант определяет самостоятельно, однако контроль над правильностью определения таможенной стоимости осуществляют таможенные органы, производящие таможенное оформление товара. Положение о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, утверждено Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399. Наряду с тем, что таможенная стоимость товара является одной из составляющих налоговой базы для расчета НДС, она сама представляет налоговую базу для расчета таможенной пошлины.

М.Белоусова

Начальник методического отдела

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"