Мудрый Экономист

Бухучет по-новому!

"Практическая бухгалтерия", 2008, N 1

Минфин опубликовал на своем официальном сайте (www1.minfin.ru) проект федерального закона "О бухгалтерском учете", и в настоящее время все бухгалтерское сообщество находится в ожидании принятия его "новой версии". Времени на обсуждение дано не мало - не менее трех месяцев со дня официального опубликования. Для чего разработан этот законопроект и как он повлияет на бухгалтерскую работу - читайте в нашем материале.

Целью федерального законопроекта "О бухгалтерском учете" является устранение потерявших актуальность норм, неэффективных положений и выявленных на практике пробелов действующего ныне Федерального закона. В связи с этим основная его идея заключается в актуализации норм, регулирующих систему бухгалтерского учета. Отметим, что положения законопроекта, представленного на обсуждение, во многом не отвечают действительно необходимым требованиям к финансовой отчетности, отражающей реальное экономическое содержание хозяйствующих субъектов, чем вызвано большое количество замечаний и возражений со стороны участников обсуждения.

На повестке дня - основные положения

В законопроекте содержатся общие нормы, определяющие:

С целью защиты прав и законных интересов пользователей информацией, содержащейся в отчетности, в лице граждан, организаций и государства положениями законопроекта устанавливаются единые требования к бухгалтерскому учету.

В числе требований поименованы:

В законопроекте уточняются такие нормы, как:

Внимание! Законопроектом приведена в соответствие норма в части денежного измерения операций с валютной составляющей, поскольку действующий Федеральный закон содержит положения, не отвечающие требованиям не так давно принятого ПБУ 3/2006 в части необходимости переоценки не только валютных операций, но и операций, выраженных в условных единицах.

Рассмотрим некоторые нормы, касающиеся порядка и организации учетного процесса и формирования отчетности.

Кого затронут изменения?

Расширена сфера действия законопроекта, который теперь распространяется на:

  1. организации, в том числе:
  1. физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  2. адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;
  3. нотариусов, занимающихся частной практикой;
  4. находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств;
  5. межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации.

Отметим, что вышеперечисленные лица в законопроекте именуются как "экономические субъекты".

Сравним нормы действующего Федерального закона N 129-ФЗ и законопроекта в части освобождения от ведения бухгалтерского учета (см. таблицу 1).

Таблица 1. Кто может не вести бухгалтерский учет

----------------------------------T----------------------------------------
п. 2 ст. 4 Федерального закона ¦п. 2 ст. 6 законопроекта
N 129-ФЗ ¦
----------------------------------+----------------------------------------
- ПБОЮЛ; ¦- индивидуальные предприниматели;
- адвокаты, которые осуществляют ¦- адвокаты;
адвокатскую деятельность ¦- нотариусы;
в адвокатском кабинете; ¦- филиалы, представительства или иные
- организации, перешедшие на УСН ¦структурные подразделения, находящиеся
(за исключением учета основных ¦на территории Российской Федерации,
средств и нематериальных активов)¦созданные в соответствии
¦с законодательством иностранного
¦государства
----------------------------------+----------------------------------------

Для субъектов малого предпринимательства сохранен порядок упрощенного ведения учета и предусмотрена возможность представления упрощенных форм финансовой отчетности. А вот организациям-"упрощенцам" по новым правилам вести бухгалтерский учет все же придется.

Внимание! Законопроектом установлено право составления "первички" в виде электронного документа.

Тем не менее учитывая, что отчетность малого бизнеса не имеет широкого круга внешних пользователей, а основным внешним пользователем их отчетности являются налоговые органы, интересы которых удовлетворяются требованиями налогового законодательства, целесообразнее было бы предусмотреть возможность составления ими финансовой отчетности в добровольном порядке.

Переработан и перечень объектов бухгалтерского учета (см. таблицу 2).

Таблица 2. Объекты бухгалтерского учета

----------------------------------T----------------------------------------
п. 2 ст. 1 Федерального закона ¦ст. 5 законопроекта
N 129-ФЗ ¦
----------------------------------+----------------------------------------
- имущество; ¦- факты хозяйственной жизни;
- обязательства; ¦- активы;
- хозяйственные операции, ¦- обязательства и другие источники
осуществляемые организациями ¦финансирования деятельности;
в процессе их деятельности ¦- доходы;
¦- расходы;
¦- иные объекты в случае, если это
¦установлено национальными стандартами
----------------------------------+----------------------------------------

Проектная "первичка"

Примечателен тот факт, что обязанность применения унифицированных форм первичных документов в законопроекте отсутствует (п. 4 ст. 9 законопроекта).

Применение первичного документа для оформления факта хозяйственной деятельности осуществляется после утверждения его формы руководителем, а также при наличии в учетном документе всех обязательных реквизитов (п. 2 ст. 9 законопроекта). Порядок внесения исправлений в первичный документ переработан и представлен в новом виде.

Законопроект не содержит запретительную норму на внесение исправлений в кассовые и банковские документы, установленную п. 5 ст. 9 действующего Федерального закона N 129-ФЗ, что не следует рассматривать как разрешение на их внесение, поскольку действие такой нормы может быть узаконено в ином нормативном акте (п. 6 ст. 9 законопроекта).

Изменения в регистрах

Пунктом 3 ст. 10 законопроекта регламентирована обязательность соблюдения формы регистра и указан перечень следующих обязательных реквизитов, которые она должна содержать:

Таким образом, в законопроект помимо уточненных и переработанных норм Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", действующего в настоящий момент, включены нормы, отсутствующие в действующем Федеральном законе N 129-ФЗ, но необходимые для обеспечения гарантий получения достоверной финансовой информации пользователями отчетности.

О.Яценко

Начальник отдела

контроля качества аудита

ООО "ВВ-Аудит"