Мудрый Экономист

Принимаются

"Главная книга", 2008, N 1

"Белорусские" особенности взимания НДС по услугам

Проект федерального закона N 500256-4. Внесен в Госдуму 04.12.2007 Правительством РФ

Наконец внесен на ратификацию Протокол между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, подписанный в Минске 23 марта 2007 г.

Напомним, что этот Протокол является неотъемлемой частью Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, действующего с 1 января 2005 г. пока только в части движения товаров.

До вступления в силу Протокола для целей налогообложения НДС место реализации работ (услуг) между хозяйствующими субъектами России и Белоруссии определяется по национальному законодательству этих государств, что иногда приводит к двойному налогообложению.

По Протоколу в отношении работ (услуг):

будет применяться нулевая ставка НДС в стране переработки/ремонта.

При этом сокращение доходов федерального бюджета РФ от нулевой ставки будет компенсироваться доходами от взимания НДС при ввозе товаров, изготавливаемых по контрактам на выполнение работ (оказание услуг) по изготовлению товаров. Сейчас ввоз в РФ товаров по таким контрактам НДС не облагается, что является лазейкой для импортеров.

Ужесточение контроля за применением ККТ

Проект федерального закона N 502639-4. Внесен в Госдуму 08.12.2007 Самарской губернской Думой

Изменения в КоАП РФ, как предполагается, позволят сократить случаи уклонения от административной ответственности за неприменение ККТ.

Дело в том, что на практике довольно часто контрольные органы при проверке соблюдения порядка использования ККТ не застают в торговом объекте виновного в совершении такого правонарушения - самого предпринимателя или должностное лицо организации-нарушителя.

Поэтому по нарушениям правил применения ККТ предлагается разрешить проводить административное расследование так же, как, например, по нарушениям валютного или рекламного законодательства <1>. Так что протокол об административном правонарушении можно будет тоже составлять не немедленно при его выявлении <2>, а после завершения расследования, в ходе которого, например, был разыскан виновник.

<1> Часть 1 ст. 28.7 КоАП РФ.
<2> Часть 1 ст. 28.5 КоАП РФ.

Возврат лицензирования продажи нефти и газа

Проект федерального закона N 500442-4. Внесен в Госдуму 04.12.2007 Законодательным Собранием Оренбургской области

Во-первых, предлагается дополнить перечень лицензируемых видов деятельности <3> продажей нефти, газа и продуктов их переработки.

Предполагается, что это станет более действенной мерой контроля за качеством реализуемого автозаправками топлива, чем имеющийся штраф за нарушение обязательных требований госстандартов (до 50 000 руб. для организаций) <4>.

Во-вторых, предлагается ввести лицензирование автоперевозок опасных грузов. Железнодорожные и морские грузовые перевозки сейчас лицензируются независимо от характера транспортируемого груза <5>.

<3> Пункт 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ.
<4> Часть 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
<5> Подпункты 57, 59, 61, 64 - 66 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ.

Ограничение действия региональных лицензий

Проекты федеральных законов N N 502367-4, 502358-4. Внесены в Госдуму 07.12.2007 Самарской губернской Думой

Инициаторы поправок предлагают запретить вести лицензируемый вид деятельности в регионе по лицензии, выданной исполнительным органом власти другого субъекта РФ. Сейчас это допустимо при условии уведомления компетентного органа нового региона деятельности, то есть региональные лицензии являются федеральными <6>.

С вступлением в силу поправок на всей территории России смогут действовать только лицензии, выдаваемые федеральными органами власти. А за ведение деятельности без лицензии, в том числе по региональной лицензии в другом субъекте РФ, предлагается существенно увеличить размеры административных штрафов:

<6> Часть 2 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ.

ОБСУЖДАЮТСЯ

Новая форма 3-НДФЛ

Приказ Минфина России разрабатывается ФНС России

Форма 3-НДФЛ будет обновлена в ближайшее время, поскольку вступающие в силу с 2008 г. поправки в гл. 23 НК РФ частично распространяются на правоотношения с 1 января 2007 г. (см. подробнее рубрику "Нормативный документ" на с. 21). Прежде всего изменения затронут листы по социальным вычетам.

Повышение тарифов по ОСАГО

Предложено Российским союзом автостраховщиков, обоснование для Правительства РФ разрабатывается

Страховщики объясняют очередные мольбы о повышении тарифов (предлагают 20%) тем, что тарифы уже давно не "двигались", а в стране между тем все дорожает. Кроме того, существенный удар по их благополучию нанесут вступающие в силу в 2008 г. поправки в Закон об ОСАГО, которые вводят европейские принципы урегулирования убытков - выплаты возмещения без справок из ГИБДД при мелких авариях и непосредственно в компаниях пострадавших водителей.

Соответственно, страховщики опасаются роста как мошенничества клиентов, так и не урегулированных между самими страховщиками претензий, а возросшие расходы хотят компенсировать за счет страхователей. При этом в 2007 г. так называемый коэффициент убыточности по ОСАГО составлял у страховщиков 66 - 76%, то есть взносы в любом случае покрывали им расходы на формирование всех резервов и обеспечивали прибыльность.

Кроме того, в связи с поправками готовятся изменения в правила ОСАГО, форму извещения о ДТП и полиса ОСАГО. Новые бланки полисов будут вводиться в оборот по мере заключения (перезаключения) новых договоров страхования, что не повлечет проблем для страхователей.

Также обсуждаются

Введение налога на роскошь

К сведению

См. журнал "Главная книга", 2007, N N 12 - 13.

Декларирование чиновниками доходов и имущества

К сведению

См. журнал "Главная книга", 2006, N 23, с. 96.

Возврат к прогрессивной шкале НДФЛ

К сведению

См. журнал "Главная книга", 2007, N 8, с. 96.

Контроль за трансфертными ценами

К сведению

См. журнал "Главная книга", 2007, N 13, с. 94.

Введение единого налога на недвижимость

К сведению

См. журнал "Главная книга", 2007, N 6, с. 95.

ПРЕДЛАГАЮТСЯ

Повышение налогов на добывающие отрасли

Предложено Президентом РФ

По словам Президента РФ, политика увеличения налоговой нагрузки на добывающие отрасли была правильной и будет продолжена. Предполагается, что это произойдет прежде всего за счет газового сектора (который номинально и реально платит меньше нефтяного). При этом на остальные отрасли налоговая нагрузка будет уменьшена, хотя Минфин России говорил о достаточности налоговых изъятий и нежелании менять нагрузку на ближайшие несколько лет.

Рост ставки ЕСН в медстрах

Предложено Минздравсоцразвития России

Если прежнее руководство Минздравсоцразвития России старалось не просить увеличения ставок ЕСН или пенсионных взносов, то новое имеет "запас прочности" для таких инициатив. В частности, ведомство предлагает с 3,1 до минимум 6% увеличить ставку ЕСН, зачисляемого в фонды медстрахования.

При этом пока не ясно, за счет чего будет повышена ставка - за счет роста общей ставки ЕСН, изъятий или перераспределения ставок внутри ЕСН (что потребует дотаций другим фондам из федерального бюджета). Ведомство просто констатировало, что нынешней ставки недостаточно - или повышаем ее до уровня страхового самофинансирования медицины, или увеличиваем финансирование медицины из других бюджетов либо за счет расширения платных услуг в медицине.